Конституция рб – форма юридического закрепления базовых идей и положений белорусской национально-государственной идеологии.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР МИНИСТРЫ НАЧАЛЬНИКИ (ПРЕДСЕДАТЕЛИ) 21.Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство. Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств. Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия). Структура правительства строится по принципу иерархии: Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти. Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику: К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие: 1. формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью; 2. общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны; 3. исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы; 4. принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство; 5. руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами; 6. прогнозирование социально-экономического развития; 7. ведение международных переговоров и заключение соглашений. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п. Составной частью государственного аппарата является система органов судебной ветви власти. В неё входят суды разных инстанций или уровней от низших до высших, на которые возложена функция осуществления правосудия. Судебные системы, как правило, строятся на принципах территориальности и специализации.
22. Институты государственной власти в РБ. Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом Правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь или судьи.
23. Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы. Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты (организации и учреждения). В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими. Либерально- демократическая концепция.-индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.- институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике. Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям. Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп. Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение. Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности. Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью. Нестабильный процесс: неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.
Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государства. Международный процесс: отражает изменения в политической жизни мирового сообщества. Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развития. Революционный процесс: характеризуется проведением коренных, радикальных изменений. 24. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики РБ. Государственное управление (ГУ) можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление — это осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления. Субъект управления — государственные институты — организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления — общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность. В управленческой деятельности государства применяются следующие средства: 1. Нормативно -правовые средства. 2. Программно -целевые средства. 3. Организационно- распорядительные средства. Функцииуправления — это основные виды управленческой деятельности. 1. Целеполагание — определяющая функция управления. Цель — это идеальный образ будущего результата деятельности. 2. Прогнозирование (отгреческого prognosis — предвидение, предсказание) — это объяснение возможных состояний и изменений социальной системы, политических институтов. 3. Прогнозирование и разработанная на основе составленного прогноза стратегия служат базой планирования — неотъемлемой функции государственного управления. В процедуре планирования намеченные цели приобретают практическую форму: они конкретизируются в задачах. 4. Информирование — одна из ведущих функций в государственном управлении. Управляющий субъект не может обойтись без информирования объекта о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий. 5. Функция организации — совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. 6. Функции координации и регулирования -логическое продолжение организующей деятельности. Координация — действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов. Регулирование —это форма согласования интересов различных общественных групп с общими, государственными интересами, смягчение и разрешение противоречий и конфликтов в обществе. 7.Функция контроля и надзора за исполнением управленческих решений, принятых нормативных правовых актов, правил поведения, регламентов. Основными задачами внутренней политики страны явл. Обеспечение госуд-го суверинитета и террит-ой целостности РБ; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на нашей территории, прав и законных интересов организации, общественных и гос. интересов; проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики; формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг; обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов; увеличение продолжительности жизни и снижение смертности граждан; обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения; создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий; обеспечение доступности медицинской помощи, ценностей культуры, всех форм и видов образовательной деятельности, права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством нашего государства и другие составляющие.
25.Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в РБ. Сущность и разновидности партийных систем. Партийная система представляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений. Проводя анализ и классификацию партийных систем, необходимо учитывать следующие показатели: число партий и их роль в механизме формирования и функционирования системы государственной власти; наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; уровень соревновательности и противоборства между партиями; степень вовлечённости граждан в ряды политических партий. На процесс образования и функционирования партийной системы влияет ряд факторов: политический режим; форма государственного правления (в условиях президентской формы чаще распространена 2-х партийность; при парламентской форме правления – многопартийность); тип избирательной системы; наличие деления общества по социально-классовому, этническому, религиозному или иному признаку, что приводит к образованию политических партий, выражающих интересы той или иной общности; исторические и культурные традиции.В современной политической науке типология партийных систем чаще всего основывается на количественном критерии – числе партий борющихся за власть. Согласно такому подходу партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные: 1. однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть. Примером однопартийной системы служит деятельность КПСС в СССР; 2. двухпартийные системы (бипартизм) предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть (не исключается присутствие других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. 3. многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий. Характеристика политических партий РБ. После обретения независимости Республика Беларусь пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества в начале 90-х гг. ХХ в., обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений, демократизацией политической системы. Появились новые группы населения со своими экономическими интересами, и как следствие этого, новые движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики. Вступление в 1990 г. в силу Закона «Об общественных объединениях» в значительной мере способствовало процессу формирования политических партий и общественных организаций.Условно современные политические партии, действующие в Республике Беларусь, можно разделить на две группы: 1) партии, поддерживающие политический курс действующего президента А.Г. Лукашенко и правительства республики – Аграрная партия; Белорусская социально-спортивная партия; Коммунистическая партия Белоруссии; Либерально-демократическая партия; Республиканская партия труда и справедливости; Белорусская патриотическая партия. 2) оппозиционные партии – Партия БНФ; Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»; Объединённая гражданская партия; Партия коммунистов Белоруссии; Консервативно-Христианская Партия – БНФ; Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада); Социал-демократическая партия Народного согласия; Белорусская партия «Зелёные»; Республиканская партия.По своим программно-политическим целям и идеологической направленности партии, действующие в Беларуси в настоящее время, можно объединить в следующие группы: 1) партии правового толка – неолиберальной и антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил – коммунистической и социалистической ориентации. К первой группе следует относить партии, которые в качестве программной цели ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу (Партия БНФ, Объединённая гражданская партия, Консервативно-Христианская Партия (БНФ) и др. ). Вторую группу составляют партии, выступающие за многоукладную рыночную экономику (Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), Социал-демократическая партия Народного согласия и др.) К третьей группе относятся партии, выступающие за ориентацию общества на социалистический путь развития как "единственно ведущий к построению бесклассового общества социальной справедливости (Партия коммунистов Белоруссии, Коммунистическая партия Белоруссии). 26. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Выборы и другие способы народного волеизъявления. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти.Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях: Легитимация и стабилизация политической системы. Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. Выборы – барометр политической жизни. Выборы – средство селекции политических деятелей. Разрешение социального конфликта. Контроль над институтами власти. Выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или местного значения. Плебисцит – это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству. Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Абсентеизм. Этим понятием обозначается уход от политической жизни и, прежде всего, уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах и референдумах разного уровня. Избирательный процесс. Правовые основы выборов. Избирательное право устанавливает, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. Основными принципами избирательного права являются: Всеобщее избирательное право. Означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми совершеннолетними гражданами государства вне зависимости от пола, расы, социального происхождения, национальности, образования, вероисповедания, места жительства. Прямое и косвенное избирательное право. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, или членов коллегии, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Р авное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, то есть равное влияние на результат выборов . Тайное голосование. Его суть состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Виды избирательных систем. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В мире существует большое количество избирательных систем, однако основными являются: мажоритарная, пропорциональная, смешанная и консенсусная. Мажоритарная. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства и квалифицированного большинства. Мажоритарная система относительного большинства. Избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования. Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50 процентов плюс один голос. Мажоритарная система квалифицированного большинства - Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Однако эта система применяется редко. Пропорциональная система она строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Смешанная избирательная система. Ее суть состоит в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая ― в соответствии с принципами пропорциональной. 27. Избирательная система РБ. Выборы в Республике Беларусь регулируются Избирательным кодексом, принятым парламентом и вступившим в силу 26 марта 2000 года. Он предусматривает, что проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Выборы Президента РБ, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РБ может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин РБ, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет. Право избирать, участвовать в референдуме имеет право гражданин, достигший 18 лет и проживающий на территории соответствующей области. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения - содержание под стражей. В Беларуси, как и в других странах, выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.Выдвижение кандидатов в Президенты РБ, в депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов. Кандидаты в Президенты РБ выдвигаются ее гражданами при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей в поддержку каждого.Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов власти различного уровня осуществляется следующими способами: 1. Выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей. На собрании должно присутствовать более половины состава трудового коллектива. Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких меньших коллективов с общей численностью работающих не менее 300 человек на их общем собрании. Что касается выдвижения трудовыми коллективами кандидатов в местные Советы, то собрания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:1.при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;2.при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих; 3.при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Советов депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих. 2. Выдвижение кандидатов в депутаты путём сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов – инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей, должно поддержать не менее 1000 избирателей, а лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов в количестве:в областной и Минский городской Совет депутатов – не менее 150; в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов – не менее 75; в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Советы депутатов – не менее 20. 3. Выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими органами политических партий. Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно их областными, Минскими городскими, районными, городскими руководящими органами. Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов осуществляется районными, городскими руководящими органами политических партий, а также на собраниях их первичных организаций. Открытость и прозрачность избирательного процесса. Законом предусматривается, что в день проведения голосования с момента опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов волеизъявления народа вправе присутствовать в качестве местных наблюдателей представители политических партий, трудовых коллективов, избирателей, общественных объединений, средств массовой информации, депутаты всех уровней и члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций. Согласно закону, голосование проводится с 8 до 20 часов. Повторные выборы Президента с повторным выдвижением кандидатов назначаются: 1. Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не больше двух кандидатов и ни один из них не был избран; 2. В случае выбытия всех кандидатов; 3. Выборы признаны несостоявшимися; 4. Недействительными; 5. Второй тур голосования не позволил определить избранного президента. Повторные выборы депутатов проводятся: 1. Если по избирательному округу при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися. 2. Недействительными. 3. В первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей. 4. В случае выбытия всех кандидатов в депутаты. Второй тур голосования. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Отзыв депутата. В Республике Беларусь действует императивный мандат. Это означает, что депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван по инициативе не менее 20 процентов избирателей округа, от которого он избран. Инициатива выражается в виде сбора подписей. Для указанных целей создается инициативная группа на собрании избирателей, на которое обязательно приглашается депутат. Сбор подписей осуществляется аналогично указанной процедуре, применяемой при выдвижении кандидата в депутаты. Отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Референдум. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются: Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе; по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов каждой из палат; по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. Президент после внесения на его рассмотрение предложений о проведении референдума назначает республиканский референдум. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Выборы – это барометр политической жизни. Они выполняют ряд важнейших социально-политических функций: легитимация и стабилизация политической системы; артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; рекрутирование политической элиты, селекция политических деятелей; разрешение социального конфликта; политическая социализация населения, развитие его политического сознания и культуры; контроль над институтами власти и др. 28. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Международные политические отношения - это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами международной политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Главными субъектами международных политических отношений являются суверенные национальные государства. Каждое суверенное государство как субъект международных политических отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов. Это, прежде всего, уровень социально-экономического и политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности государства и т.д. Любая страна стремится не допускать вмешательства в свои дела, отстаивает свой суверенитет, территориальную целостность, и т. п. Вся эта многогранная деятельность осуществляется, прежде всего, на уровне глав государств и правительств, когда в процессе встреч Второй важный субъект МПО – это группы государств, всемирные и региональные организации. Среди них особенно выделяются: ООН, ЕС, организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК), ЮНЕСКО – организация ООН, занимающаяся проблемами развития культуры, образования и науки, Международное агенство ООН по атомной энергии (МАГАТЕ), экономические (ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный Банк), научные («Эврика»), технические (Международный союз телекоммуникаций), специализированные (Международное бюро мер и весов). Главным субъектом мпо является ООН (создана 24 октября 1945 года. Цели ООН изложены в Уставе:-Поддерживать международный мир и безопасность;-Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;-Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам; на систему международных отношений постоянно идет воздействие самых разнообразных факторов – военных, экологических, экономических, культурных и других, на которые она должна реагировать, обеспечивая свою стабилизацию. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя политика каждого отдельного национального государства. Ведущее значение в осуществлении многообразных связей, развитии всесторонних отношений приобретает, естественно, институциональный механизм, который формулирует внешнеполитические цели, намечает пути их достижения и осуществляет конкретные действия. Причем внешнеполитические решения формулируются, принимаются и реализуются во многом под давлением различных социальных сил общества, а зачастую и личностного элемента. 29.Характеристика политического процесса. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы. Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты (организации и учреждения). В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими.1. Либерально- демократическая концепция -индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.- институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике. 2. Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям. Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп. Виды политического процесса. Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение Стабильный процесс: преоб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|