Индивидуализация обучения спортивным действиям
Поиск наиболее оптимальных форм, средств и методов обучения в спорте является одной из актуальных проблем в спортивно-педагогической психологии. С точки зрения психологии такой поиск предусматривает организацию индивидуального подхода к занимающимся на основе учета их психофизиологических особенностей, включающих, прежде всего, основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность). Первым исследователем свойств нервной системы у спортсменов была З. И. Бирюкова (1951), указавшая, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть основана на результатах объективного исследования высшей нервной деятельности у каждого спортсмена.
Рис. 5 Схема алгоритма обучения двигательному действию
В. М. Шадрин (1978), разрабатывая методику формирования двигательного навыка (равновесия на байдарке), а также развития прыгучести и прыжковой выносливости, показал следующее. Более эффективный путь индивидуального воздействия состоит в том, чтобы, опираясь на ведущие положительные стойкие качества личности, способствовать формированию тex приемов и способов действия, которые являются для них наиболее благоприятными. Как подтверждают психологические исследования, процесс формирования двигательных навыков в спорте зависит от психофизиологических особенностей спортсменов. Впервые в области спорта это было показано Б. И. Якубчиком (1964). Построение им тренировочного процесса акробатов с учетом их психофизиологических особенностей позволило добиться высоких результатов акробатам с различными свойствами нервной системы. Спортивная деятельность с характерной для нее высокой динамичностью психических и физических процессов обусловлена свойствами нервной системы человека. Исходя из этого, при совершенствовании учебно-тренировочного процесса необходимо иметь в виду рационализацию внешних условий обучения, а также объема и интенсивности нагрузки на основе учета психофизиологических особенностей каждого спортсмена. Индивидуализация обучения в спортивно-педагогической деятельности понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:
- выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности спортсменов и уровнем развития способностей; - учет индивидуально-психологических особенностей личности, условий жизни занимающихся и специфики воспитания; - выбор наиболее целесообразных средств при обучении спортивным упражнениям, а также для устранения ошибок и нежелательных явлений (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании упражнений; - отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки спортсменам с различными свойствами нервной системы; - выделение существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок); - использование таких управляющих воздействий, которые бы приводили к быстрому и успешному овладению спортивными упражнениями; - применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий с учетом темперамента занимающихся. Осуществление индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе предъявляет к преподавателю-тренеру высокие требования и продвигает спортсмена на более высокий уровень деятельности, а педагога - на более высокий уровень профессионального мастерства. В идеале тренер должен уметь оперативно конструировать программу воспитательных воздействий, адресуемых именно конкретному спортсмену, и тогда успех будет сопутствовать обоим – спортсмену и тренеру.
Темы рефератов
1 Предпосылки обучения движениям в спорте. 2 Обучающие программы при обучении спортивным движениям. 3 Индивидуализация обучения движениям в спорте.
Литература
1 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин. – Омск, 1997. 2 Бирюкова, З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З. И. Бирюкова. – М., 1961. 3 Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М., 1985. 4 Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск, 2000. 5 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004. 6 Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В. М. Шадрин. – Казань, 1978.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|