Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начальная туристская подготовка

Дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа

для обучающихся 12 - 17 лет

Автор- составитель:

Педагог дополнительного образования

Сидоров Владимир Павлович

 

Екатеринбург

2016 г.

 

Пояснительная записка

 

Самодеятельный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело, учит бережному отношению к родной природе, памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывая в школьниках самостоятельность, педагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как взрослой личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:

● в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка);

● в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также в предъявлении их окружающим);

● в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует и деятельности, в которую он включен. Всё вместе это образует некое пространство его личностного самоутверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других.

 

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной природной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени по сравнению с семьёй или школой ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них проявляется возможность проверить себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать, как возрастные задачи, которые встают перед учениками подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа рассчитана на 54 часа и может быть реализована в работе педагога дополнительного образования, как с отдельно взятым отрядом, так и с группой учащихся из разных отрядов и параллелей. Режим занятий не более 2-х часов (теории), 3-4 часа практических занятий в один день.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Всего в т.ч. теории в т.ч. практики
1. Вводное занятие, ТБ      
2. Поход-знакомство   -  
3. Безопасность юного туриста      
4. Быт юного туриста   -  
5. Кухня юного туриста   -  
6. Песни юного туриста      
7. Легенды и были родного края      
8. Ориентирование на местности      
9. Топография      
10. Туристские узлы и их назначение   -  
11. Преодоление препятствий   -  
12. Туристские игры   -  
13. Туристская стенгазета      
14. Природоохранные акции   -  
15. Краеведение      
16. Итого:      

 

Содержание деятельности

 

1. Вводное занятие (2ч). Техника безопасности. Что такое туризм и его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной гигиены.

2. Поход-знакомство (6ч). Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цель и маршрут ознакомительного похода. Анализ (в группе) состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных впечатлений, проведённой ими работы. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».

3. Безопасность юного туриста (2ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

4. Быт юного туриста (2ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

5. Кухня юного туриста (2ч). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Туристская посуда. Уход за котлами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

6. Песни юного туриста (4ч). Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю.Визбора, В.Высоцкого, А.Городницкого, О.Митяева, В.Егорова, Б.Окуджавы о человеке, судьбе, профессии. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песен в авторском исполнении (в записи). История песни. Обсуждение песни. Разучивание и исполнение полюбившейся песни (проводится как открытое занятие, которое могут посетить все желающие).

7. Легенды и были родного края (2ч). Интересные страницы истории родного края. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

8. Ориентирование на местности (4ч). Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтоб не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карта. Масштаб. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут.

9. Топография (4ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

10. Туристские узлы и их назначение (4ч). Узлы и их назначение и применение в походе. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

11. Преодоление препятствий (6ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, болота, ручьи и реки. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Навесная переправа.

12. Туристские игры (4ч). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

13. Туристская стенгазета (4ч). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвящённых совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли).

14. Природоохранные акции (4ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близ лежащих лесопарках и скверах; расчистка близ лежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников.

15. Краеведение (4ч). Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы краеведческой олимпиады. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Приобретение учащимися знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; организация коллективной творческой деятельности.

Формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям.

Приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: приобретение учащимися опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими участниками туристских мероприятий; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...