Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и этапность спортивной деятельности




Структура спортивной деятельности представлена на рис. 10.

 
 

 

 


Рис. 10 Структура спортивной деятельности

 

Достижение человеком результатов в спортивной деятельности (особенно высоких) обусловлено наличием определённых предпосылок внутреннего плана. В качестве таких предпосылок выступают спортивные способности – двигательные, психомоторные, координационные, функциональные и др. Способности являются одним из факторов выбора того или иного вида спортивной деятельности.

Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлено необходимостью удовлетворять определённые потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение, выполняющее функции пускового механизма. Высокую значимость в результативности спортивной деятельности имеют цели – ближайшие, промежуточные, перспективные. Мотивы, являясь внутренней побудительной силой, выступают основным фактором стремления к занятиям спортом и достижению результатов.

Основным средством достижения целей являются спортивные упражнения, реализуемые с использованием определённой техники и тактики. В результате систематических занятий спортом достигаются различные эффекты: педагогический, психологический, биологический, социологический.

Если в массовом спорте и на начальных этапах занятий спортом предпосылки (способности) не являются обязательной составляющей психологической структуры спортивной деятельности, то в спорте высших достижении этот фактор становится обязательным.

 

Этапность спортивной деятельности

 

Спортивная деятельность (выполнение упражнения, тренировочное занятие, соревнование, период и т. д.) протекает по этапам согласно определённым закономерностям. На каждом этапе выполняется соответствующая деятельность, решаются определённые задачи и могут проявляться различные состояния, влияющие на результативность спортивной деятельности (табл. 1).

Возникновение того или иного неблагоприятного состояния обусловлено рядом факторов: подготовленностью спортсмена, индивидуально-психологическими особенностями и другими факторами внешнего порядка (соперники, условия, спортивные снаряды и т. д.).

 

Таблица 1

 

Этапность спортивной деятельности (по Е. П. Ильину, 1980)

 

Этапы деятельности Задачи и содержание деятельности Психофизиологические состояния
Мотивационный Осознание потребности в деятельности, выбор цели, постановка задач Состояние неопределенности, неуверенности, тревожности, боязни
Ориентировочный (познавательный) Сбор информации о наличной ситуации и средствах достижения цели или выполнения задачи (создание ориентировочной основы деятельности), оценка вероятности достижения цели
Программный Планирование (программирование) деятельности, выбор способов и средств для достижения цели
Настроечный Психологическая настройка на предстоящую деятельность (сосредоточение), подготовка к ней, мобилизация волевых усилий на показ максимального результата Состояние мобилизационной готовности, стартовая лихорадка, апатия
Исполнительный Исполнение намеченного плана и регуляция параметров деятельности и состояний спортсмена, волевое преодоление возникающих препятствий Оптимальное рабочее состояние; монотония, психическое пресыщение, психическое напряжение (стресс), компенсированное и некомпенсированное утомление
Оценочный Оценка достигнутого, внесение корректив на будущее Радость, воодушевление; фрустрация

 

Темы рефератов

 

1 Спортивная деятельность как сфера проявления возможностей человека.

2 Спортивные способности как фактор достижения высоких результатов в спорте.

3 Интерес к спорту и его формирование.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

2 Кретти, Д. Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти. – М.: Фис, 1978.

3 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

4 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.


ГЛАВА 10 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ

СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Индивидуально-психологические особенности,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...