Структура и этапность спортивной деятельности
Структура спортивной деятельности представлена на рис. 10.
Рис. 10 Структура спортивной деятельности
Достижение человеком результатов в спортивной деятельности (особенно высоких) обусловлено наличием определённых предпосылок внутреннего плана. В качестве таких предпосылок выступают спортивные способности – двигательные, психомоторные, координационные, функциональные и др. Способности являются одним из факторов выбора того или иного вида спортивной деятельности. Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлено необходимостью удовлетворять определённые потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение, выполняющее функции пускового механизма. Высокую значимость в результативности спортивной деятельности имеют цели – ближайшие, промежуточные, перспективные. Мотивы, являясь внутренней побудительной силой, выступают основным фактором стремления к занятиям спортом и достижению результатов. Основным средством достижения целей являются спортивные упражнения, реализуемые с использованием определённой техники и тактики. В результате систематических занятий спортом достигаются различные эффекты: педагогический, психологический, биологический, социологический. Если в массовом спорте и на начальных этапах занятий спортом предпосылки (способности) не являются обязательной составляющей психологической структуры спортивной деятельности, то в спорте высших достижении этот фактор становится обязательным.
Этапность спортивной деятельности
Спортивная деятельность (выполнение упражнения, тренировочное занятие, соревнование, период и т. д.) протекает по этапам согласно определённым закономерностям. На каждом этапе выполняется соответствующая деятельность, решаются определённые задачи и могут проявляться различные состояния, влияющие на результативность спортивной деятельности (табл. 1). Возникновение того или иного неблагоприятного состояния обусловлено рядом факторов: подготовленностью спортсмена, индивидуально-психологическими особенностями и другими факторами внешнего порядка (соперники, условия, спортивные снаряды и т. д.).
Таблица 1
Этапность спортивной деятельности (по Е. П. Ильину, 1980)
Темы рефератов
1 Спортивная деятельность как сфера проявления возможностей человека. 2 Спортивные способности как фактор достижения высоких результатов в спорте. 3 Интерес к спорту и его формирование.
Литература
1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000. 2 Кретти, Д. Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти. – М.: Фис, 1978. 3 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000. 4 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004. ГЛАВА 10 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуально-психологические особенности,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|