Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективные и руководящие органы

Вопрос № 13. Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995 г., но начавшее свое формирование в 1975 г. после подписания Хельсинских соглашений.

ОБСЕ является международным региональным политическим объединением, в состав которого входят 56 государств-участников (все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья). Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Израиль, Иордания, Египет, Тунис, Алжир и Марокко имеют статус средиземноморских партнеров по сотрудничеству, Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия – статус азиатских партнеров по сотрудничеству.

Уникальность ОБСЕ среди других европейских институтов безопасности заключается в том, что она — единственная организация, являющаяся региональным соглашением в контексте Главы VIII Устава ООН, созданная в качестве главного инструмента раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе, да и не только в Европе, поскольку, как образно говорят, сфера деятельности ОБСЕ простирается «от Ванкувера до Владивостока».

Коллективные и руководящие органы

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений является Постоянный совет, еженедельно заседающий в Вене на уровне постпредов государств-участников. Руководящие органы полномочны обсуждать проблемы безопасности, волнующие государства-участники, и принимать решения по этим вопросам.

Действующее председательство ОБСЕ осуществляется на ротационной основе в течение одного календарного года государством-участником, назначенным в качестве такового решением встречи на высшем уровне или Совета министров. Его функции исполняются министром иностранных дел председательствующего государства.

Ежегодная конференция по обзору вопросов в области безопасности (ЕКОБ), консультативный механизм диалога и обзора работы в области безопасности, инструмент реализации "Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке". Учреждена в 2002 г. решением СМИД в Порту, собирается один раз в год в Вене на уровне политдиректоров / заместителей министров иностранных дел.

Экономический форум ОБСЕ рассматривает актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Гуманитарные вопросы обсуждаются на ежегодных Совещаниях по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, которые проводятся в Варшаве. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 г. Занимается содействием в проведении выборов, организуя наблюдение за национальными избирательными процессами и содействуя становлению национальных избирательных органов; поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.; реализует целевые проекты в области совершенствования законодательства, продвижения принципов равенства и недискриминации.

Парламентская ассамблея - создана в 1991 г. в качестве самостоятельной парламентской структуры с целью содействия участию парламентов государств-участников в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ. Состоит из более 300 парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии.

Этапы истории

Первый саммит (Хельсинки-1975). История создания ОБСЕ берет свое начало с подписания 1 августа 1975 г. 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки» (хельсинкский декалог). Они включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны. Кроме того, он включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три “корзины” – три измерения безопасности:

- военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

- экономико-экологическое измерение – анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

- человеческое измерение – политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в т.ч. по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

В развитие итогов Хельсинкского саммита были проведены встречи в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983) и Вене (1986-1989), а также конференция по мерам доверия и разоружению в Стокгольме (1984-1986).

Второй саммит (Париж-1990). Парижское совещание глав государств и правительств (19-21 ноября 1990 г.) имело особое значение для эволюции СБСЕ. На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи "холодной войны" Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Другим важнейшим результатом парижского саммита стали решения об институционализации СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: саммиты, Совет министров иностранных дел и Комитет старших должностных лиц.

Третий саммит (Хельсинки-1992). Принятый на нем документ "Вызов времени перемен" дал импульс началу превращения СБСЕ из форума политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества от Ванкувера до Владивостока. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать практические меры по предотвращению и урегулированию локальных и региональных конфликтов.

Четвертый саммит (Будапешт-1994). После объединения Германии, распада СССР и роспуска ОВД в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в ОБСЕ со своим уставом и юридическо-правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной на общеевропейском процессе.

В документах саммита - политической декларации "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и других решениях - нашли отражение положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников.

Пятый саммит (Лиссабон-1996). 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств - участников ОБСЕ. В принятых документах - Декларации лиссабонского саммита и Декларации "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века" – была подчеркнута необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.

Другой важный результат Лиссабона - принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая нынешние уровни вооружений и развертывания. Принятые в Лиссабоне "Концептуальная база контроля над вооружениями" и "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности" закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе.

Вместе с тем, к Лиссабонскому саммиту в работе Организации стали все заметнее проявляться географический и функциональный дисбалансы. Первый был связан с развертыванием оперативной деятельности ОБСЕ исключительно на постсоветском и постюгославском пространстве, другой – с явным креном в сторону "гуманитарно-конфликтной" проблематики. В дальнейшем эти дисбалансы усиливались, приведя к серьезному системному кризису Организации.

Шестой саммит (Стамбул-1999 ) состоялся 18-19 ноября 1999 г. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации ДОВСЕ, приняты итоговая политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия. Был принят ряд заявлений, в которых фиксировались политические обязательства России по выводу военного имущества из Молдавии и об урегулировании вопроса о российских военных базах в Грузии (т.н. стамбульские обязательства).

 

В каждом из направлений деятельности ОБСЕ были разработаны определенные механизмы их осуществления. В частности, в рамках первого направления - обеспечения безопасности государств - таким механизмом является институт мер доверия и безопасности, в рамках гуманитарного - институт миссий экспертов и миссий докладчиков, и в экономико-экологическом направлении - Экономический форум.

Одним из таких механизмов является уже упомянутый институт мер доверия и безопасности, которые представляют собой самостоятельные международно-правовые средства, как коллективные, так и односторонние, направленные на предупреждение возникновения международных конфликтов в результате неправильной оценки одним государством военной деятельности другого государства и осуществляемые посредством передачи, получения, обмена и использования соответствующей информации о такой деятельности.

В настоящее время существует целая система мер доверия и безопасности, предусмотренная Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1984 - 1986 гг., Венским документом переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности 1990 г., Венским документом переговоров 1992 г., Венским документом переговоров 1994 г., Венским документом переговоров 1999 г., другими документами и соглашениями.

Практика показывает, что применяются не все из существующих мер доверия и безопасности, а лишь некоторые из них, например, наблюдение, обмен ежегодными планами, предварительные уведомления, военные контакты и сотрудничество. В тех регионах, которые характеризуются нестабильной политической ситуацией, некоторые из приведенных мер не могут эффективно применяться.

Вследствие этого меры доверия как институт права международной безопасности и как элемент системы международной безопасности нуждаются в дальнейшем развитии, а именно:

- учитывая, что какой-либо универсальный международный договор по мерам доверия отсутствует, целесообразно разработать рамочное соглашение, в котором закрепить существующую систему мер доверия и безопасности, механизм их применения, возможность создания новых мер;

- необходимо диверсифицировать современные меры доверия и безопасности в другие сферы сотрудничества государств - участников ОБСЕ;

- необходимо расширять географические рамки применения мер доверия и безопасности.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) является следующим инструментом обеспечения международной безопасности в регионе ОБСЕ. Актуальность его заключения была обусловлена тем, что "именно сочетание потенциала обычных и других вооружений чревато самой серьезной опасностью для регионального равновесия"

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...