Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3 Классификация информационных систем

Вопрос 1 Основные понятия теории информационных систем в экономике

Информация – (по ЗК РФ), сведение о лицах, предметах, фактах, событиях, явлений и процессов независимо от формы их представления.

Информация уменьшает степень неопределенности (уменьшает энтропию – параметр, который можно рассчитать).

Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, графиков, таблиц и т.д.

Данные – сведения, полученные путем измерения наблюдения логических или арифметических операций; представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

К экономической информации предъявляются требования – точность, достоверность и оперативность.

Точность информации должна обеспечить ее однозначное восприятие всеми пользователями.

Достоверность определяет допустимый уровеньискажений как поступающей, так и результативной информации, при которой сохраняется эффективность функционирования системы.

Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Система совокупность элементов, работающих как единое целое. Каждый элемент в системе по необходимости можно рассматривать в качестве самостоятельной системы.

Каждая система должна иметь цель.

Телекоммуникационная система (компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение), главная цель системы – производство проффесиональной информации.

Фирма (люди, оборудование, материалы), цель – производство товаров.

Компьютер (электронные и механические элементы).

Основные свойства системы – целостность, делимость, многообразие элементов и различия их природы, структурированность, а также эмерджентность.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, которые нужно выделить по какому-либо признаку отвечающих за различные цели и задачи. Это свойство особенно важно при анализе для выявления особенности работы объектов, организации их управленческой деятельности, формирования и движения документопотоков, функционирования центров переработки информации

Целостность системы означает функционирования всего множества элементов, направленных на достижение цели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе моделирования результативность деятельности конкретного экономического объекта.

Многообразие элементов системы и различия их природы. Система это всегда сложный объект, сложность определяется неоднородностью элементов системы. Различные элементы автономны и имеют функциональную специфику. Для банковской системы элементами являются услуги, тарифы, трудовые, материальные и денежные ресурсы.

Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обуславливает сложившиеся организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия для движения материальных, денежных и информационных потоков.

Эмерджентность – появление новых функций и свойств системы, которых не было у компонентов, основное свойство любой системы.

Понятие управления

- важнейшая функция системы – управление, без которой немыслима целенаправленная деятельность организации;

Схема взаимодействия управляющей и управляемой системами.

Управляющая система (руководство банков) [управляющее действие]-> управляемая система (службы банков)

Управляющая система (руководство банков) <- [реакция системы на предыдущее управляющее воздействие] управляемая система (службы банков) (обратная связь)

Управление – перевод системы на заранее заданное состояние, путем воздействия на ее элементы.

Существуют общие закономерности в процессах управления в системах разной природы, в том числе и в экономических системах.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и анализа информации. Основная функция любой системы управления – получение информации, ее обработка и определение на основе полученных данных о поведении управляемой системы.

2. Управление может осуществляться только тогда, когда система располагает обратной связью.

Вопрос 2 Информационные ресурсы общества

Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

Признается, что общество 21 века – это информационное общество, базирующееся на использовании компьютеров, информационных систем и технологий. Приметы информационного общества:

· Увеличение потребности в информации;

· Существование и постоянное развитие рынка информации;

· Изменение бизнес – технологий за счет использования информационных систем и развития локальных и глобальных сетей.

Основным предметом труда всегда были материальные ресурсы. Экономический потенциал государства определялся материальными богатствами. В настоящее время предметом труда развитых стран становится информация. Существует устойчивая направленность перетекания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, возникает понятие «национальные информационные ресурсы».

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Еще в конце 70-х годов прошлого века известный специалист в области политики информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы:

· кто им владеет,

· кто в нем заинтересован,

· насколько он доступен,

· возможно ли его коммерческое использование

Информационный потенциал страны становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный потенциал.

В понятие информационный потенциал общества включается:

· весь индустриально-технологический комплекс средств информатики страны,

· сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов,

· подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля;

· подготовка специалистов всех профессий к адекватному восприятию и эффективному применению накопленного информационных ресурсов и использованию новых знаний.

Существует тенденция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы.

Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов.

Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов.

 

Вопрос 3 Классификация информационных систем

Информационная система – по законодательству РФ – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи реализующих информационные процессы.

Предназначена для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационная система должна обеспечивать поддержку динамической модели предметной области.

Предметная область – часть реального мира, которая моделируется информационной системой.

Динамическая модель – модель, изменяющаяся во времени, отражающая изменения, происходящие в предметной области с течением времени. Такая модель должна сохранять не только текущую информацию, но и историю некоторых процессов.

Информационные системы:

a) Пространственные (САПР, ГИС, АСУТП);

b) Экономические.

Система автоматизированного проектирования (САПР) – комплекс программ, предназначенный для создания чертежей, конструкторской или технологической документации или 3D моделей.

Геоинформационные системы (ГИС) – системы, предназначенные для сбора, хранения и анализа графических пространственных данных (цифровые карты), также могут использовать при решении экономических задач. Позволяют аннулировать, редактировать и дополнять информацию об объектах(пример: здания)

Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП) – комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим процессами на предприятиях (станками, литейными производствами, химическими процессами).(пример: банковские автоматы)

Экономическая информационная система – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономических объектов, методов, средств, специалистов, участвующих в обработке информации и выработке управляющих решений.

Автоматизированная информационная система (АИС)– комплекс, включающий совокупность программно-аппаратных, лингвистических средств, информационных ресурсов, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Информационные системы можно классифицировать:

· По области управления процессом (банковские, налоговые, финансовые, страховые, управление производством, управление торговлей, системы регионального управления и др.);

· По характеру обрабатываемых данных (СППР – система поддержки принятия решений, позволяет принимать решения по стратегическим вопросами бизнеса, планированию направления развития, привлечению ресурсов, носят периодический характер; предназначены руководящему составу организации; COO-средства оперативной обработки, предназначенные для ввода, контроля информации, предназначены для работ низшего звена(кассиры, операторы), СА-средства анализа(анализ кредитоспособности, достаточности ресурсов,, предназначен для среднего звена));

· По характеру использования информации (Информационно-поисковые – производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразования данных (ГАРАНТ, Консультант Плюс, библиотечные системы). Информационно-решающие – осуществляет обработку информации по заданному алгоритму. Управляющие – вырабатывает информации, на основе которых человек принимает решения (система оперативного и бухгалтерского учета).Для этих системхарактерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Советующие – вырабатывает информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий, более высокая степень интеллекта, характерна обработка знаний, а не данных));

· По охвату функций и уровней управления(корпоративные ИС- автоматизируют все функции управления предприятия на всех, уровнях управления, локальные ИС- создаются для отдельных подразделений);

· По признаку структурирования задач(структурированные - задачи, где известны все элементы взаимодействия между ними, в этих задачах удается сформулировать сущность в сфере математических моделей, имеющих алгоритм решений. неструктурированные - задачи, в которых невозможно выделить элементы и установить между ними связь).

Не существует абсолютно неструктурированных задач. Обычно в задачах часть функций известны, а часть нет-«слабо структурированные задачи». Тем не менее, как для слабоструктурированных, так и для неструктурированных задач создание информационных систем возможно.

Для этого используются специальные методы:

─ Методы генерации отчетов

─ Интеллектуальные

· Экспертные

· Нейронные сети

Система генерации отчетов - создаются программы, которые позволяют формировать различные виды отчетов, выбирать информацию из БД.

Модельные информационные системы - использование фин., стат., математической имитационной модели, которые обеспечивает выработку и оценку альтернативных решений.

Имитационное моделирование - модель, которая описывает процесс так, как они происходят в жизни; метод исследования при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью.

Имитационное моделирование- частый случай математического моделирования. Существует класс объектов для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо разработаны методы решения полученной модели. В этом случае математическая модель заменяется имитатором/имитационной моделью.

Искусственный интеллект- раздел информатики, занимающийся вопросами имитации человека с помощью компьютера; способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека.

ИС могут использовать отдельно состоящие компьютеры или вычислительные системы или вычислительные сети различного масштаба. Коммуникационное оборудование ИС обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например обменом данными между сетями.

Задачи Интеллектуальных Систем:

ü Доказательство теории

ü Управление работами

ü Машинный перевод и понимание текста

ü Игровые программы

ü Написание музыки

В экономике банки применяют системы искусственного интеллекта (СИИ) в страховой деятельности, при игре на бирже.

В медицине диагностические системы используются для установления связи между симптомами болезней.

Подходы:

o Создание экспертных систем- работают на основе БД и эмитируют речь, мышление, эмоции.

o Создание нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллект, поведение на основе более мелких «неинтеллектуальных элементов»

Экспертная система - набор программ, выполняющих функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области.

Основные компоненты - база знаний- модель, предметная оболочка и позволяющая отвечать на такие вопросы предметной области, ответы на которые в явном виде не предусматриваются в базе.

Механизм ввода - процедура механизации решении задач.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю отвечать на вопросы.

Экспертные системы должны:

Ø Хранить данные об определенной предметной области

Ø Уметь общаться с пользователем на операционном языке

Ø Ставить задачи по запросу, находить решения

Ø Объяснять пользователю как получено решение

Достоинства Экспертной системы: накапливать знания, сохранять длительное время, обновить их и тем самым обеспечивать относительную независимость организации от наличия в ней квалифицированных специалистов.

Недостатки: плохо определяются границы знаний, становятся непригодными при резкой смене знаний.

Искусственные нейтронные сети - математические модели, а также их программные аппаратные реализации, настроенные по принципу организации и функционирования биологических нейтронных сетей-сетей нервных клеток живого организма.

Эти сети не программируются в первичной системе, они обучаются на примерах.

Особенности:

Ø Не требуют выполнения сложных расчетов

Ø Результаты обработки зависят от полноты и вида данных

Ø Необходим большой набор данных для настройки нейронных сетей.

Они эффективны для выявления сложных закономерностей в отсутствии начальных данных об объекте. Применение НС показывает высокую эффективность при исследовании динамики финансовых рынков, определения оптимального портфеля ценных бумаг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...