Методика постановочной работы.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. ОБРАЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, - рисунок танца, но и пользуется всеми средствами хореографических образов, через которые выражает мысли и чувства. Балетмейстер должен быть высокообразованным человеком и разбираться в смежных видах искусства – драматургии, живописи, литературе. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Коллектив возникает, когда есть РЕПЕРТУАР. Для создания благоприятной обстановки в коллективе необходима ясная и глубоко продуманная работа над репертуаром коллектива, где сочетаются все возрастные группы. Каждая возрастная группа должна иметь свой репертуар. Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований: 1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель; 2. Важно помнить, что сюжетно-игровая форма хореографического произведения -это универсальная художественная форма,способствующая развитию образного мышления детей и подростков. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом; 4. Учитывать учебно-тренировочные цели; 5. Помнить о возрастной психологии детей и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев; 6. Создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольныхисполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива; 7. В балетмейстерской практике пользоваться материалом из народных танцев, историко-бытовых и современных с соответствующей выразительной пластикой. Классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав. Важно выбрать ТЕМАТИКУ РЕПЕРТУАРА. Здесь нужно руководствоваться принципами доступности лексики для учеников. Создание танцевальных номеров на основе сказок, игр, художественных произведений и фильмов для детей, образцов народного устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства и т.п. У детей должны быть образные танцы. Балетмейстер постановщик, - сочиняет материал на конкретных исполнителей, учитывая их типажи Например, изобразить цветочек, водомерку, козлика, птичку, желудь. Педагог обязан любую постановку рассматривать как средство расширения кругозора ребёнка, знакомства его с жизнью. В каждой новой постановке необходимы качественно новые элементы, новые положения, новые движения и их сочетания. И только тогда учебная работа плодотворно отразится на творческой. Работа балетмейстера, в свою очередь, будет двигать вперёд учебную, развивать технические и актёрские возможности исполнителей. Если мы для постановки берем литературных героев, то это должны быть герои не только классические, но и современные. Необходимо уметь понять, что детям интересно сегодня и выявить образы, которые им близки. Можно отразить какие-то моменты из жизни, хорошо знакомые детям. Например - дискотека, занятие спортом.
Замечательно иметь несколько версий одного и того же произведения. Хорошие произведения можно переносить из одной группы в другую. Другими словами нужно создавать золотой фонд. Но никогда не нужно бояться подкорректировать его.
Для маленьких детей в постановочной работе обязательно использовать игровые моменты. Но и для детей постарше должно быть какое-то образное наполнение. Очень интересны номера для детей по мотивам фольклорных сказок, игр, образцов народного устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства и т.д.Для создания таких образов можно использовать книги «Детский фольклор», «Белорусский фольклор». В них можно найти огромное количество оригинального материала. Примером могут служить такие образы, как Хихотун, Добрахоча. Настольной книгой постановщика должна стать книга «Этнография Беларуси». С детьми возможно использовать все уровни работы с фольклором–от воссоздания сказочных, игровых образов, образов народного устно-поэтического творчества до стилизации и создания авторских сочинений по мотивам фольклора, в которых народный танец соединяется с различными видами современной пластики. В эстрадном коллективе традиционные танцы нужно сопрягать с тем, что рождено нынешним днём. Сохраняя и используя в какой-то мере традиции, мы применяем современные художественно-выразительные средства. Народные произведения в этом отношении предоставляют огромные возможности, но их творческое использование требует высокого эстетического вкуса, чувства меры, сохранения подлинной связи с глубинными истоками искусства.
МЕТОДИКА ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ. Методика - это система методов. Метод - это способ достижения какой-либо цели. Этапы постановочной работы: · Работа по воплощению художественного замысла начинается с выбора музыки. В понятие замысла входит: Выбор темы (тема любви, тема дружбы); после выбора темы нужно сформулировать основную идею или то, что вы хотите сказать своим номером. Однако тематика может быть задана сразу. Это, конечно более сложная работа.
· Нужно представить номер целиком, то есть архитектонику номера. · Далее нужно продумать, какой состав исполнителей будет работать: возраст, пол, количество человек. · Подобрать хореографическую форму, подходящую к музыке: сольный, дуэтный, массовый танец. В каждом коллективе обязательно должны быть сольные номера. Выбрать выразительные средства - те инструменты, благодаря которым, мы создаем хореографический образ: танцевальную лексику, рисунок танца (Дополнительные средства - свет, костюм, актерское мастерство.) Большое значение имеет композиция танца, т.е. рисунок, танцевальный текст, хореографический образ, разрешение конфликтов.
Сегодня хореографическое произведение делится на 5 ступеней, и они считаются законами драматургии: 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Ступень перед кульминацией 4. Кульминация 5. Развязка
1. Экспозиция - знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В экспозиции намечается характер действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает хореограф, от его интерпретации. 2. Завязка – герои знакомятся друг с другом, между ними возникает конфликт. Здесь сделаны первые шаги, которые в последствии приведут к кульминации. 3.Развитие действия. Ступени перед кульминацией могут быть выстроены из нескольких эпизодов, количество их и длительность определяются динамикой развертывания сюжета от ступени к ступени, динамика должна нарастать, подводя действие к кульминации (по длительности это самая большая ступень). 4.Кульминация – это наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения, самое сильное место. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответственно пластическим решениям. Наиболее интересным рисунком, наиболее ярким хореографическим текстом.
5. Развязка – завершает действие. Она может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие, в этом случае она становиться финалом действия произведения. Либо действие завершается медленно, постепенно. Развязка – идейно нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе осознания всего происходящего на сцене. Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующие вытекают из предыдущих дополняют и развивают его.
· Определяем, что у нас будет главнее - музыка или лексика (-? музыка и лексика одноплановая и многоплановая?). Если решили, что главной будет лексика, а не рисунок - определяем интонации (например, интонация укачивания - убаюкивающие движения.) В каждом нашем движении заложена интонация. · Далее делаем схему музыкального произведения. В схеме выделяем основные музыкальные периоды - обозначаем А. Измененные - А 15. Если контрастный, но стоит недалеко -АС. Если очень контрастный - К. Определяем, сколько тактов. Определяем, в какой части вступление, в какой - кульминация, в какой-финал, как уходим. Музыкальная мысль развивается быстрее, чем хореографическая, поэтому музыка может немного опережать. · Пластический мотив нужен, чтобы вложить в него движения, которые подходят, и чтобы затем его развивать. Тогда номер будет отличаться от других. Нужно продумать, чем номер будет отличаться (Например, построен на До-за-до). Параллельно можно попробовать отдельные моменты, поддержки, чтобы при надобности переделать.
И когда номер в голове полностью готов можно приступать к постановке. Самое важное, чтобы номер был полностью готов до того момента, как его предъявлять детям. Нельзя эксперементировать с детьми. Дети должны быть уверены, что в вашей голове постановка есть. При постановке танца обязательно ставить задачу. Например: Мы сегодня ставим новый номер. Попробуем отрепетировать 1-ю фигуру, послушать музыку. На подготовку номера нужно как минимум 8 репетиций. Если нужно очень быстро - берем простой пластический мотив и применяем балетмейстерские приемы. Если за основу берем рисунок, то желательно, чтобы у всех исполнителей был примерно одинаковый отрезок на переход-смену рисунка. Далее объясняем участникам, что именно мы будем танцевать, сюжет. Потом обязательно даем послушать музыку. Нельзя начинать работу под счет без прослушивания музыки. Дети должны быть как бы соратниками, соавторами в постановке. Если музыка слишком длинная - обрезаем, глядя по составленной схеме, чтобы было безболезненно.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ СОЧИНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. С ними тесно связаны индивидуальные особенности - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
Согласно возрастных особенностей существует деление детей и подростков на группы: 1. от 3-х до 6-ти лет; 2. от 6-ти до 12-ти лет; От 12-ти до 15-ти лет. В 5-6 лет дети не могут долго заниматься. Кроме того мальчики где-то на полгода отстают в развитии от девочек. Поэтому основой постановочной работы для детей этой возрастной группы является образная хореография, причем построенная на максимально простой лексике. В 6-7 лет репетиционные занятия уже могут продолжаться до 60 минут. Однако постановщик должен строить свои композиции также на образах, на игровом материале. Дети могут принять посильное участие в создании хореографических образов. Для этого еще в процессе работы над замыслом постановки детям можно дать образные задания,раскрывающие тему. Возможно, детское воображение подскажет нечто оригинальное, то, что сам постановщик мог бы и не представить. В 7-11 лет дети проявляют самостоятельность. Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому в постановке не должно быть много мелких движений. В этом возрасте дети очень чувствительны к воспитательным моментам. Учитывая индивидуальные особенности, нужно делать ребенку замечания на репетициях, чтобы не пропало желание работать. Костно-мышечный аппарат отличается большой гибкостью. Нужно также это использовать в постановочной работе. Также нужно использовать в плюс разницу в росте мальчиков и девочек. Нужно сделать такой репертуар, чтобы это было выигрышно.
В 11-15 лет у детей наблюдается очень быстрый рост. При постановочной деятельности с подростками этого возраста еще более осторожно нужно делать замечания, чем детям до 11, поскольку психика очень ранима. Замечания лучше делать индивидуально. Подросткам присуща обидчивость, раздражительность, неприятие. Нужно изучить психологию каждого ребенка, чтобы найти подход. Можно сделать видеозапись номера, чтобы посмотреть со стороны ошибки, если не понимают или же не принимают замечания. Сказать «давайте посмотрим все вместе, что можно сделать, чтобы было идеально» ВЫВОД: Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе, так как репертуар – это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы. При подборе репертуара художественный руководитель должен учитывать: 1. Соответствие репертуаратехническим, художественным и исполнительскимвозможностям участников коллектива; 2. Постановки должны соответствоватьвозрасту участников коллектива и их возрастной психологии; 3. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра; 4. Создавать номера массовые, сольные, дуэтные, на 5-6 человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников ансамбля в программе, даёт возможность учесть индивидуальные особенности и выстроить программу сольного концерта коллектива. Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный художественным руководителем с разными индивидуальностями и творческим подчерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований. В ЭСТРАДНОМ КОЛЛЕКТИВЕ используются разные стили танца, но все-таки лучше, если музыка будет без вокала, хорошего качества. Если произведение большое, лучше не брать его целиком, убрать повторы, но драматургия танца должна быть обязательно. Должно быть хорошее внятное вступление. Зрители должны понять, о чем идет речь. Также обязательно должен быть внятный финал. Если для постановки необходимо резать фонограмму, обязательно нужно посоветоваться с музыкантом, чтобы сохранилась форма. Как же относиться к миксам в музыке? Мы работаем в жанре хореографической миниатюры. В каждом произведении должен читаться пластический мотив. По продолжительности хореографический номер должен быть 2.40 и максимум 3.50. Микс - это соединение разных песен. В основном мы не можем уложиться в это время. Плохим будет номер, если мы просто иллюстрируем детскую песенку. Музыка должна быть яркая, понятная детям, с простым ровным счетом. Пластическая интонация должна совпадать с интонацией музыкальной. Название должно быть образным, ярким. Всегда нужно стремиться к образности. Если мы берем музыку какой-либо группы, не лишним будет почитать об творчестве этой группы, какие инструменты использовались, почему. В процессе работы над сочинением постановки необходимо сразу же продумывать костюмы. Если постановщик решает использовать босую стопу, то в номере не должно быть чистых народных движений. Босая стопа в сочетании с народным костюмом предполагает стилизованную лексику. Если все-таки одеваем народный костюм, то кокошник должен быть на два пальца выше бровей и при этом обязательно головной убор. Простоволосые девушки не танцевали никогда. Головным убором являются бантики, наколочки, заколочки, ленточки и т.д. Недопустимо 2-3 головных убора (например: сетка, венок и банты).Если у девочек есть головной убор, то лучше, чтобы и у мальчиков он был, но это не обязательно. Обязательно должна быть прическа. Важно объяснять детям, что улица-это одно, а сцена-это другое. Никаких челок быть также не должно. Должно быть единство стиля. В эстрадных номерах могут быть распущенные волосы, но убранные от лица, специально уложенные для сцены. Очень важно обратить особое внимание на народный танец. Именно он является основой хореографии. Народный танец столь же разнообразен, насколько различны, по своему национальному складу, жизнь и культура разных народов. Именно поэтому так важно включать в репертуар народные танцы. Если говорить о работе эстрадного коллектива, то в данном случае используем народную музыку, специально обработанную для эстрады. И, естественно в лексике танца присутствуют элементы стилизации. При постановке народного танца педагогу-балетмейстеру следует обратить внимание ребёнка на характеристику данного народа. Его образа жизни, быта, истории и т.п. делая это творчески, а не казённо, балетмейстер пробуждает воображение детей и решает при этом две задачи: во-первых, знакомит их с тем или иным народом, и, во-вторых, добивается более характерного исполнения танца. Народный танец, сочиняемый для детей должен быть «детским». Под этим подразумевается не примитивность его композиции (движения и рисунок могут быть и сложными), а сохранение даже в бессюжетном номере того элемента детской игры и непосредственности, которые отличают поведение ребёнка от поведения взрослого. Если это сюжетный танец, то исполнителей следует познакомить с литературной основой, разобрать идейную сторону произведения, образы героев. Нужно, чтобы прежде всего, решалась задача эстетического и духовного обогащения детей. С моей точки зрения, художественный вкус должен воспитываться именно на высокохудожественных произведениях, прошедших проверку временем. В таких случаях дети с большим воодушевлением работают над постановкой номера. Он остаётся одним из их любимых, исполняемых с удовольствием, с чувством радости, которое и является результатом удовлетворения духовно-эстетических потребностей. Танец – это средство служить красоте. Если танец делает ваших учеников более красивым – значит, вы танцуете с ними правильно. Задача приобщения маленького человека к прекрасному миру искусства танца возможна только через лучшие образцы детского танца. Чтобы понять искусство, надо в детстве узнать самое лучшее, что в нём есть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|