Тренинг мотивации достижения.
Мотив достижения складывается из двух противоположных мотивационных тенденций – стремления к успеху и избегания неудачи. Ключевым моментом в формировании мотивации достижения у детей оказывается характер взаимодействий между ребенком и взрослым. Высокая мотивация достижения формируется у детей, чьи родители постоянно повышают уровень своих требований и умело оказывали им помощь, проявляя в то же время мягкость и теплоту в общении с ними. Низкий уровень мотивации достижения формируется у тех детей, чьи родители осуществляли слишком жесткий надзор, директивную опеку над ними, либо были безразличны к ним. Формирование мотивации достижения у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующего: - формирование синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи; - самоанализ результатов своей деятельности; - выработка оптимальной тактики целеобразования в занятиях боксом; - межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе. Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях. Так, для формирования синдрома достижения рекомендуется следующее: - обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения; - обучение способам поведения типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);
- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих, высокоразвитой мотивацией достижения. Следующее направление по формированию спортивной мотивации на этапе начальной специализации сводится к удовлетворению потребностей: - физиологических; - в безопасности; - в социальных связях; - в уважении; - самоактуализации. 1 Физиологические потребности (потребности спортсменов в движении, отдыхе, рациональном питании, воде). Потребности в движении. Особое внимание при удовлетворении потребности в движении во время учебно-тренировочных занятий необходимо уделять нормированию физических нагрузок. Нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин, должно быть основано на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку. Тренировочная нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью ее выполнения. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности. Одним из возможных средств, позволяющих оценить допустимость объема, характера и интенсивности физических нагрузок юных спортсменов, может быть оценка внешних признаков утомления. Данная оценка дает возможность определить индивидуальное состояние каждого спортсмена исходя из признаков утомления после физической нагрузки. На начальном этапе учебно-тренировочных занятий рекомендуется так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление юных спортсменов не превышало легкой степени. Абсолютные величины нагрузок зависят от квалификации и состояния спортсмена. Потребность в отдыхе. Другой немаловажной потребностью, на удовлетворение которой стоит обратить особое внимание, является потребность в отдыхе, которая особенно явно проявляется при первых занятиях спортом и является одной из основных причин ухода из спорта юных спортсменов.
Для удовлетворения потребности в отдыхе необходимо четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха как между отдельными тренировочными занятиями, так и между упражнениями в процессе тренировки. В занятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть продолжительными и уменьшаться по мере роста тренированности. При планировании тренировки необходимо также предусмотреть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупредить избыточное утомление спортсмена (специальные дыхательные упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, активный отдых и т. д.). После соревнований, после каждого тренировочного занятия и в процессе занятия необходим достаточный отдых. Отдых между тренировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предшествующих тренировках. Продолжительность оптимальных интервалов отдыха между тренировочными занятиями может быть различной, однако не должна превышать 48 час. В подготовительном периоде в занятиях с новичками и спортсменами младших разрядов целесообразно проводить не более 3 тренировок в неделю продолжительностью 1,5 – 2 ч, в соревновательном периоде – не более 4 тренировок продолжительностью 2 – 2,5 ч. Потребность в рациональном питании. На этапе начальной спортивной специализации данная потребность выражена незначительно, однако с возрастом и повышением спортивной квалификации боксера, она становится наиболее актуальной и является одной из важнейших в сохранении здоровья, повышения работоспособности и достижении высоких спортивных результатов. Основное требование при удовлетворении в питании – соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Количественная сторона питания определяется запросами в энергии. При этом энергетическая стоимость пищевого рациона спортсмена определяется в зависимости и от решаемых им задач удержания, снижения или увеличения массы тела. В первом случае он должен быть равен энерготратам, во втором – ниже, в третьем – выше их. Для контроля, за количественной полноценностью питания необходимо сравнивать две величины – суточный расход энергии и калорийность пищи. Суточный расход энергии определяется, как правило, хронометражно-табличным методом. Калорийность пищи вычисляется по меню-раскладке.
Качественная полноценность пищевого рациона достигается прежде всего правильным соотношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов. Специфика спортивной деятельности и особенности обмена веществ обусловливают повышенную потребность организма юных спортсменов в витаминах. Таким образом, пища должна содержать достаточное количество витаминов, особенно витамина С и витаминов группы В, потребность в которых возрастает от усиленной спортивной работы. В суточном рационе юных спортсменов должно быть достаточное количество продуктов, богатых фосфором и кальцием. Функциональное состояние организма спортсмена, уровень его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. Для спортсменов предпочтителен четырехразовый (завтрак, второй завтрак или полдник, обед и ужин) прием пищи. Оптимально следующее примерное распределение калоража суточного рациона: завтрак – 25–30 %, второй завтрак или полдник – 15 %, обед – 30–35 %, ужин – 25–30 %. Причем завтраки должны иметь углеводную ориентацию, обеды – белковую. Режим питания согласуется с планом тренировок. Время приема пищи должно быть постоянным. Спортивные занятия должны начинаться не менее чем через 2 ч после приема пищи, соревнования – через 3,5 ч. После окончания тренировочных занятий пищу следует принимать спустя 30–40 мин. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 6 ч. Потребность в воде. Потребность спортсмена в питьевой воде зависит в основном от внешних метеорологических условий, длительности и интенсивности работы, индивидуальных особенностей (возраста, стажа занятий). У спортсменов нет универсальной схемы питьевого режима. Наиболее оптимальным питьевым режимом считается такой, когда ее выпивают в достаточном объеме, небольшими порциями, с соблюдением определенного временного режима в течение тренировки, в соответствии с внешними условиями и характером физической нагрузки.
2 Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны спортсменов, тренера). Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления: - добиться, чтобы спортсмены доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений; - создать условия, способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом; - обеспечить психическую и техническую подготовленность юных спортсменов к соревнованиям; - заявлять спортсмена для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности; - обеспечить психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях. 3 Потребности в социальных связях (включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки). Для удовлетворения потребностей в социальных связях представляется возможным использовать следующие способы: - учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоприятные межличностные отношения в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером; - не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба в организации и управлении учебно-тренировочным процессом, а также способствовать слиянию их с другими членами группы, с целью создания единого, сплоченного спортивного коллектива со своими традициями, уставами; - обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях (межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе); - предотвращать возникновение у юных спортсменов неблагоприятных психических состояний; - создавать условия для социальной активности членов группы вне ее рамок (принимать участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, туристических походах). 4 Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете). Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее: - относиться к спортсмену как к равноправному союзнику в достижении спортивного мастерства; - обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами (использовать систему поощрений, стимулирований);
- делегировать спортсменам дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений; - обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности; - развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качества личности; - учитывать интересы и предложения спортсменов при организации учебно-тренировочных занятий; - создавать ситуации свободного выбора (предоставлять занимающимся возможность выбора в процессе тренировок); - давать возможность исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость. 5 Потребности в самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей и росте как личности). Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления: - творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия; - обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности; - давать спортсменам сложные и важные упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи; - поощрять и развивать у спортсменов творческие способности во время учебно-тренировочных занятий; - ставить перед спортсменами реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановки: правильно соразмеряя цели со своими возможностями; - формировать у юных спортсменов личностный смысл в занятиях спортом через осознание значимости этих занятий в личной жизни; - отводить время (во время или после занятий) для личного совершенствования спортсменов; - оказывать помощь спортсменам в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа; - вместе со спортсменами определить конкретные действия, чтобы со временем добиться поставленных целей, т. е. наметить ближайшую перспективу поведения.
12.2 Формирование спортивной мотивации на этапе углубленной специализации
Основные направления в формировании спортивной мотивации на данном этапе сводятся к следующему: 1 Систематическому анализу соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений. 2 Развитию у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности. 3 Формированию у спортсменов адекватной самооценки и планированию на основе этого соревновательных целей. 4 Формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации. 5 Формированию у спортсменов мотивации на достижение успеха. 6 Обеспечению положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях. 7 Формированию благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером. 8 Обеспечению благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами. Рассмотрим содержание работы по формированию спортивной мотивации по каждому направлению в отдельности. Для анализа соревновательной деятельности и обоснования путей предотвращения неудачных выступлений используется мотивационный тренинг «причинных схем», показанный на этапе начальной спортивной специализации (глава 11.1). Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов. Мотивация личности связана с успешностью выполняемой деятельности. Чем выше результативность соревновательной деятельности, тем более устойчива и ярче выражена спортивная мотивация. Для развития результативности как качества личности предлагается следующая стратегия действий: - перед началом любого дела (обучение приему, отработка тактики и т. п.) важно сформулировать спортсмену будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ; - формирование сильной мотивации достижения этого результата, который должен вызывать у спортсмена интенсивные положительные переживания. Это становится возможным в случае, если спортсмен сумеет (в этом требуется помощь со стороны тренера) связать цель, к которой он стремится, с какой-либо из своих личностных ценностей. Характерно, что чем более значима эта цель, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив; - учитывая, что для подростков не характерно выполнение продолжительной по времени деятельности для достижения цели, целесообразно будет следующее. Процесс достижения цели следует разделить на шаги (этапы). Деление это целесообразно довести до такой величины шага, который может быть осуществлен (а цель достигнута) в кратчайший срок (день, два, три). Такое деление позволяет: 1) начинать действовать незамедлительно; 2) определить необходимые ежедневные усилия; 3) определить ритм деятельности. Поддержание такого ритма начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности и способно выполнять роль своеобразной «инерции» в работе, побуждая к действию в условиях ослабления мотивации; - обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. При этом осуществляется контроль за проявлением результативности на пути к намеченной цели; - оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является актуализация и усиление позитивных переживаний спортсмена; - научить спортсмена поощрять себя (хвалить) за каждый выполненный шаг. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность; - формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей. Учитывая, что самооценка определяет устойчивость спортивной мотивации, в управлении формированием мотивации необходимо решение следующих задач: 1) формирование адекватной самооценки у спортсменов; 2) учет характера самооценки при формировании спортивной мотивации. При заниженной самооценке со спортсменами должна проводиться следующая работа: - постановка реально достижимых целей на ближайший период, соревнование; - чередование партнеров (сильных, слабых); - эмоциональная поддержка при неудачах; - выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках. В случае завышенной самооценки акцент в работе со спортсменами делается на: - убеждение в необходимости постановки более высоких целей; - поручение усложненных заданий, требующих проявления воли; - сравнительный анализ результатов самооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов (экспертов). Для развития способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности», показанный на этапе начальной спортивной специализации. Оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации. Чем больше выражена у спортсмена соревновательная мотивация, тем выше результативность его соревновательной деятельности. В этой связи необходимо формирование у спортсмена оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации, заключающегося в преобладании соревновательной мотивации над тренировочной. Такая работа осуществляется в процессе тренировочных занятий, участия в соревнованиях, использования беседы, убеждения, проективных методик. Формирование у спортсменов мотивации достижения успеха. Соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена и его поведение в соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности. Обеспечение положительного эмоционального фона на занятиях. Необходимость решения этой задачи обусловливается тем, что между мотивацией и эмоциями человека имеется определенная взаимосвязь – положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют укреплению мотивации. Это достигается путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования игрового и соревновательного методов на тренировках; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия, а также использования других средств. Формирование благоприятных межличностных отношений. Характерным для подросткового возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, в работе с юными спортсменами этому аспекту следует уделять особое внимание. При решении этой задачи используются следующие средства: беседы, диспуты, экскурсии, встречи с выдающимися спортсменами, туристские походы. При этом также осуществляется следующее: поддержание добрых традиций в коллективе, участие всех членов в общественной жизни коллектива, оказание помощи товарищам по коллективу, предъявление требовательности к себе и членам коллектива, организация коллективной работы. При решении задач этого направления в формировании спортивной мотивации используются также методы: приучения, нравственных упражнений, условного требования, контрастного и взаимообратного доказательства, авансирования формируемых качеств, дискуссий, научения. Особое внимание должно уделяться формированию благоприятных отношений у юных спортсменов к тренеру. Такая необходимость обусловливается тем, что тренер является авторитетом для юных спортсменов. Формируя отношение к себе, тренер тем самым формирует у юных спортсменов отношение к занятиям спортом. Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества. Тренер и спортсмен – равноправные союзники в достижении спортсменом высшего спортивного мастерства. Тренер должен дать понять это спортсмену и добиться от него сотрудничества. Требования тренера должны быть приняты спортсменом как его собственные. Сотрудничество, сотворчество тренера и спортсмена – это залог их успешной плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|