Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни адаптации субъекта к требованиям и условиям деятельности: режимы технологии (технические действия) тактики, стратегии.




В велосипедном спорте выделяются три стиля. Спортсмены, предпочитающие равномерный график прохождения дистанции, характеризуются устойчивостью к монотонии (слабая нервная система, инертность нервных процессов). Для велосипедистов, предпочитающих быстрое начало (спринтерская типология) характерны: слабая нервная система, подвижность возбуждения; с быстрым финишем устойчивость к утомлению (сильная нервная система, преобладание торможения, уравновешенность нервных процессов). Предпочитаемый стиль является физиологически экономным, чем нехарактерный стиль прохождения дистанции.

Аналогичные стили наблюдаются и в спортивных играх. Первую часть игры активнее проводят спортсмены со слабой нервной системой, с преобладанием возбуждения и его подвижностью. Вторую часть игры лучше проводят спортсмены с сильной нервной системой и с преобладанием торможения.

Характерно, что спортсмены, придерживающиеся своего стиля деятельности, как правило, выигрывают состязание. Другие же спортсмены, принявшие условия борьбы своего соперника и отвергнувшие свой стиль деятельности, как правило, проигрывают состязание. Это является одной из разновидностью тактик в спорте, когда один спортсмен «насаждает» свою тактику, свой стиль ведения борьбы другому. И если ему это удается, то он фактически выигрывает соревнование.

В каждом виде спорта имеются свои характеристики индивидуального стиля деятельности, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности, его физической, технической, функциональной подготовленностью. Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе длительных занятий спортом в большей части неосознанно.

Формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности спортсменов.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности вырабатывается продолжительное время с накоплением соревновательного опыта, претерпевая при этом существенные изменения. Важно, чтобы он соответствовал индивидуально-психологическим особенностям личности спортсмена и давал положительные результаты.

В большей части стиль соревновательной деятельности формируется спонтанно и этот процесс может затянуться надолго, что приводит к неуспешности спортсмена в соревновательной деятельности. Поэтому, будет целесообразным управлять этим процессом со стороны тренера, психолога.

При формировании индивидуального стиля соревновательной деятельности у спортсмена предлагается последовательность действий в следующем порядке (Б. В. Турецкий, 1985):

1 Проанализировав соревновательную деятельность спортсмена, установить основные особенности поведения в различных соревновательных ситуациях. Определить, в каких ситуациях он действует уверенно, а в каких неуверенно. Необходимо разработать соревновательную карту спортсмена, включающую: характер соревновательной деятельности (характер маневрирования, коэффициент активности, коэффициент соревновательной результативности); склонность к решению двигательных приемов (быстрота нападения, быстрота и успешность переключения к другим действиям и т. п.); объем, вариативность, направленность боевого арсенала; склонность к проявлению творчества в борьбе, склонность к тактической игре с соперником; морально-волевые качества.

2 Выделить наиболее вероятные качества (физические, психологические, волевые), определяющие успех в соревновательной деятельности.

3 Выявить степень выраженности психофизиологических особенностей (силы, подвижности, уравновешенности и др.), определяющих успех в соревнованиях, а также тех, которые препятствуют этому.

4 Определить типичные компоненты стиля соревновательной деятельности на основе оценки соревновательной деятельности спортсмена и его психофизиологических особенностей.

5 Составить комплексную характеристику индивидуального стиля соревновательной деятельности для конкретного спортсмена, начиная с разминки перед соревнованием и заканчивая финальным поединком.

6 Определить общие направления в развитии и совершенствовании: физических качеств, технических приемов, тактических приемов, психических качеств.

7 Разработать конкретные пути и определить средства использования сильных сторон личности спортсмена на различных этапах обучения и тактико-технического совершенствования.

8 Определить педагогические средства для компенсации и нивелирования тех качеств спортсмена, которые препятствуют успеху в соревновательной деятельности.

9 Подобрать конкретные способы, приемы и темпы обучения с учетом подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и способностей спортсмена.

10 Коррекция индивидуального стиля соревновательной деятельности на основе результатов его эффективности в соревнованиях.

 

Темы рефератов

 

1 Индивидуальный стиль деятельности в спорте: история и состояние вопроса.

2 Формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена.

3 Индивидуальный стиль деятельности и спортивные достижения.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983.

2 Келлер, B. C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. – Киев, 1977.

3 Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. – Казань: КГУ, 1969.

4 Психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. В. М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

5 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

6 Толочек, В. А. Стили деятельности / В. А. Толочек. – М., 1992.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...