Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт США в организации информационных войн




США как наиболее часто воюющая держава во второй половине ХХ в. неуклонно, от одной акции к другой, наращивала информационно-психологическое обеспечение боевых действий своих войск, а также психологическую обработку населения собственной страны и международной общественности.

Война во Вьетнаме явилась для США поводом для пересмотра теоретических взглядов на роль общественного мнения в вооруженных конфликтах. Тогда американцы недооценили его значение и во многом из-за этого потерпели поражение. Война показала, что для успешного ведения боевых действий против более слабого противника, применяющего партизанские методы борьбы, чисто военного и технологического преимущества недостаточно. Необходимо информационно-психологическое превосходство, достигаемое не только средствами вооруженных сил, но и на государственном уровне. Недостаточный учет этого фактора привел к так называемому «вьетнамскому синдрому» в армии США и в стране.

Уже в ходе вторжения на Гренаду (1983 г.), а затем и в Панаму (операция «Джаст Коз», 1989 г.) политическое и военное руководство США, учтя опыт Вьетнама, приложило немало усилий и для обработки общественного мнения, и для информационного обеспечения непосредственных боевых действий. На всех этапах операций первоочередное внимание уделялось поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением. Так, уже с февраля 1988 г. начались регулярные публикации в американской печати о дискриминации американских военнослужащих и их семей в Панаме со стороны местных властей, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в которой приходится жить американцам.

Заранее были созданы специально подобранные и проинструктированные группы журналистов и фоторепортеров, которые к началу боевых действий уже были переброшены на соответствующие объекты в Панаму. Было сделано все, чтобы ограничить доступ в зону боевых действий нежелательных журналистов. В итоге появилась единая и хорошо управляемая система информационно-психологического обеспечения военной политики и боевых действий войск США. Одновременно проводились мероприятия по дезорганизации системы государственного и военного управления Панамы, осуществлялась спецпропаганда среди личного состава сил Национальной обороны и гражданского населения Панамы. Накопленный в Панаме опыт был позднее использован при подготовке и проведении операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», а также в ходе боевых действий против Югославии.

Войны в районе Персидского залива. Первая операция США против Ирака (1991–1992) представляет собой показательный пример битвы за позитивное общественное мнение в мировой информационной среде и демонстрацию возросшей роли информационного компонента непосредственно в ходе боевых действий. Например, за пять месяцев, предшествующих началу боевых действий, благодаря активной обработке населения, число американцев, одобряющих войну в Персидском заливе, выросло с 10 до 80 %. Информационное обеспечение самих боевых действий было также предельно контролируемым. Интервью давали лишь специально отобранные военнослужащие. Особо подчеркивалась необходимость сведения к минимуму информации о погибших и раненых. Была введена жесткая цензура на распространение информации о ходе боевых действий. Ограничивалось эфирное время, предоставляемое противникам войны.

Необходимо отметить эффективность дезинформации на государственном и военном уровне, позволившей скрыть время начала операции и сделать ее неожиданной для руководства России и Совета Безопасности ООН. С началом военных действий была сделана решительная ставка на подавление систем государственного и военного управления Ирака. Исследования информационно-психологической борьбы во время войны в Персидском заливе показали, что умелое использование ее средств позволило более эффективно реализовать боевые возможности войск США и значительно снизить боевые возможности противника.

Информационное обеспечение второй войны с Ираком и устранения Саддама Хусейна оказалось для США менее удачным. Не удалось скрыть большие потери американцев и нарастающий негативизм в отношениях между населением Ирака и оккупантами. И главное – ложью оказалась та информационная «утка», на которой строилось обоснование вторжения в Ирак. В стране не было обнаружено оружие массового поражения, значит, и не было возможности его применения против других стран. После этого оправдать оккупацию Ирака не могла никакая дезинформация, что существенно ослабило позиции президента США.

Агрессия против Югославии. НАТО во главе с США весьма успешно осуществляло информационное обеспечение агрессии против Югославии в марте—июне 1999 г. (воздушная наступательная операция «Решительная сила»). Боевым действиям предшествовала мощная пропагандистская кампания, имевшая цель дискредитировать политический курс руководства Союзной Республики Югославии (СРЮ), сформировать среди населения западных стран «образ врага» и обеспечить моральную поддержку агрессии. В интересах навязывания единого мнения о действиях натовских войск в этой стране все сведения о боевых действиях исходили только из одного источника – пресс-службы НАТО в Брюсселе. Сотни аккредитованных журналистов за отсутствием другой информации были вынуждены тиражировать тенденциозные натовские версии. Одновременно американская авиация беспощадно уничтожала югославские средства информационного вещания. Более 40 % радио– и телевизионных передатчиков, ретрансляторов в Югославии было выведено из строя или повреждено. В итоге американцам удалось создать выгодную для себя информационно-психологическую среду вокруг войны в Югославии. После окончания военных действий мощное информационное воздействие и экономическое давление Запада достигло своих целей: к власти в СРЮ пришло прозападное руководство, а Милошевич был выдан Гаагскому трибуналу как военный преступник. Таким образом, «несмертельные» информационные средства борьбы нанесли Милошевичу тот решающий удар, который не удалось осуществить в 1999 г. даже с помощью 30 тысяч боевых самолето-вылетов.

Борьба с терроризмом. Важное место отводится информационным средствам борьбы с терроризмом, который может оказывать значительное влияние на развитие событий в мире. Способность отдельных лиц и групп людей наносить большой ущерб возрастает с повышением эффективности информационных технологий.

После взрыва в Центре мировой торговли (1994 г.) США провели успешную операцию по поимке главного организатора этой акции Рамзи Юсефа с помощью размещения информации о нем не только в СМИ, но даже внутри пакетиков со спичками. В конечном счете именно последний вариант информации стал сильнейшим соблазном для человека, выдавшего Юсефа и получившего награду.

Варварские террористические акты 11 сентября 2001 г. положили начало самой масштабной и дорогостоящей антитеррористической операции за всю историю человечества. Она еще требует своего детального анализа, но уже сейчас можно говорить об огромном удельном весе в ней мероприятий информационного характера.

Появление высокоэффективных средств и методов информационно-психологического воздействия привело к пересмотру традиционных представлений об агрессии и войнах. К концу ХХ столетия СМИ и информационно-компьютерные системы стали уже рассматриваться в качестве главного поражающего средства современной войны. За последнее десятилетие прошлого века общая доля расходов США на информатику и подготовку к информационным войнам возросла в три раза и достигла 20 % военного бюджета. Как считают специалисты, по мере развития информационной техники и коммуникационных технологий «горячие войны» постепенно будут вытесняться «холодными», решающую роль в которых играет информационное оружие. Считается, что в XXI в. информационное превосходство будет столь же важным условием победы, каким в первой половине ХХ в. было превосходство в авиации и бронетанковой технике.

Показательно высказывание бывшего президента США Р. Никсона о том, что гораздо выгоднее вложить доллар в средства массовой информации, в информационное обеспечение операций, чем десять долларов в создание новых видов оружия: вероятность использования оружия в современном мире невелика, а информационная пропаганда работает непрерывно 24 часа в сутки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...