Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет№30. Продразверстка




Билет№30

*Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны (1918-1922 гг. ). Продразверстка. Создание чрезвычайных органов власти в центре и на местах. Создание регулярной Красной Армии. Террор как главное проявление Гражданской войны *

 

 

Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией

большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и

денежного обращения, замена их централизованным производством и

распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из

 городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими

· районами страны и т. д. ).
 Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя:
ускорени е темпов национализации,

· ликвидацию частных банков,

· частной торговли,

·  домовладений и другой собственности

·  введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары;
всеобщую трудовую повинность,

· трудовые мобилизации (декабрь 1918 г. );

·  уравнительную оплату труда

· введение продразверстки (январь 1919 г. );

·  внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве;

· ужесточение директивного управления;

· “коммунизацию быта”.

VIII съезд РКП(б) в марте 1919 г. принял новую программу партии, содержавшую

план перехода к новому, социалистическому обществу на основе политики

“военного коммунизма”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход

к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского

выступления 6 июля 1918 г. ), развязан в ответ на покушения на жизнь

руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК).

Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных

методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях

России носивших особенно жесткий характер.

 

Продразверстка

Невероятно трудные условия борьбы вынудили Советскую власть стать на путь проведения ряда чрезвычайных политических и экономических мер, вошедших в историю под названием военного коммунизма. Центральное место в политике военного коммунизма занимала продразверстка.
 Жестокая нужда заставила Советское правительство прибегнуть к изъятию излишков продовольствия у крестьян. Без этого невозможно было бы прокормить армию и рабочих.  Главная тяжесть разверстки падала на кулачество; со среднего крестьянства брали умеренно, с бедноты — ничего. В годы гражданской войны и интервенции сложился военно-политический союз рабочих и крестьян. Получив по ленинскому декрету помещичью землю и поняв, что Красная Армия борется за народные интересы, трудовое крестьянство поддерживало политику Советской власти. Кулачество же оказало ей бешеное сопротивление. Для того чтобы получить у кулаков хлеб, приходилось применять административные меры. Продразверстка спасла советский народ и его армию от голода. С августа 1918 года по август 1919 года заготовки составили 110 миллионов пудов, в 1919—1920 годах — 220 миллионов, а в 1920—1921 годах — более 285 миллионов пудов. Бережно и экономно расходовала Советская власть скромные запасы продовольствия. Оно выдавалось трудящимся в виде пайков. Советская власть провозгласила принцип «Кто не работает, тот не ест ». Была введена всеобщая трудовая повинность. Чрезвычайные органы власти и управления Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались. Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т. д. ). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались. Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...