Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Социокультурное проектирование

 

1. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

• Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

• Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

• Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

• Информационная функция

• Знаково-символическая (семиотическая) функция

• Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

• Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

• Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративная функции

 

Культура – это это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру - созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру.

 

 

2. Этноцентризм – это механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы.

С точки зрения социологии этноцентризм функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию; вместе с тем в определенных условиях этноцентризм может быть дисфункциональным. Исторический опыт показал, что народы, социальные группы, которые обладают достаточно развитым этноцентризмом. Да и не только народы — например, нередко военные стремятся использовать нормы воинской службы и принятые там ценности в оценке деятельности научных коллективов, гражданских организаций.

 

 

3. Реальным импульсом к культурным изменениям является не­удовлетворенность социального субъекта своим социальным поло­жением, теми или иными правилами игры, утвердившимися в об­ществе, которая может быть малоосознаваемой, а может приобре­тать форму решительного протеста. Но во всех случаях изменения в культуре небеспричинны.

Подобная неудовлетворенность возникает в силу разных обстоя­тельств: ощущение невозможности физически выжить в предлагае­мых условиях (экология и уровень жизни, интенсивность труда, психологические нагрузки и т.д.), сравнение своего нынешнего социального положения (социальной защищенности, престижнос­ти, уровня жизни) с прежним, с положением иных социальных слоев, иного народа и т.д.

 

 

4. Весьма неоднозначными бывают рез-ты В.к., особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы. Оценка этих рез-тов – достаточно сложная процедура, поскольку еще не выработаны критерии, позволяющие говорить о безусловно положит, или отрицат. последствиях взаимодействия. Последнее утверждение нельзя отнести к тем случаям, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодействия с другой и постепенно растворяется в ней или исчезает без следа. Такой рез-т наиболее отчетливо прослеживался и в прошлой, и в сегодняшней практике на примере культур реликтового или архаич. типа, к-рые вплоть до наших дней сохраняются в ряде регионов, при их внезапном столкновении с культурами совр. типа. Подобные культуры нередко оказываются не готовыми в сжатые сроки, быстрыми темпами освоить те сложные культурные формы жизнедеятельности, к-рые им навязывает более динамичное и дифференцированное культурное окружение (индустриальные и постиндустриальные культуры). В наст. время достаточно остро стоит проблема разрешения этого противоречия: необходимо найти такие способы адаптации подобных культур к современности, чтобы, не подрывая их внутр. сущности, попытаться сделать их контакты с совр. миром менее разрушительными.

 

Более сложным по рез-там и последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва потипологич. характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутр. дифференциации. Распространение в к.-л. культуре удобных для работы орудий труда, совр. технологий, новых оценочных критериев повседневного поведения людей, взятых из инокультурного опыта, не может быть признано позитивным или негативным, пока не станет ясно, какое именно воздействие оказали те или иные заимствования на глубинные качества культурной жизни данного народа. Новые предметы и явления культурной практики должны быть оценены не сами по себе, но лишь с позиций того, насколько они помогли данной культуре адаптироваться к изменениям внешнего мира, развить ее творч. потенции. В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др.

 

 

5. хз

 

 

6. – это специфическая социальная технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений.

 

7.

 

 

8.

 

 

9. на листе

 

10. на листе

 

11. Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

 

 

12. – Принцип «допустимого порога модификации и модернизации»

- Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития»

- Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования

- Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики)

- Принцип проблемно-целевой ориентации

 

13. на листе

 

 

14. Социокультурная проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие между субъектом и средой, в которой он обитает.

 

15. хз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...