Пути улучшения организации первичного бухгалтерского учета в ЗАО «ххх»
В представленной дипломной работе было проанализировано состояние организации первичного бухгалтерского учета в фирме ЗАО «Ххх». Рассмотрение проводилось как в целом, так и по участкам учета. В целом организация первичного бухгалтерского учета в ЗАО «Ххх» соответствует требованиям законодательства в области бухгалтерского учета, в том числе Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года, а также Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н [1, 9]. Необходимо отметить, что бухгалтерский учет в организации ведется автоматизированным способом. При этом автоматизированы все участки учета без исключения. Достоинства данного способа перед ручным или механизированным очевидны: - ускорение процессы поиска и сбора необходимой информации; - обеспечение быстрой фиксации хозяйственных операций; - резкое сокращение время заполнения документов и количества работников, занятых их оформлением; - снижение трудоемкости и рост производительности труда работников, которые принимают участие в подготовке первичных учетных документов; - уменьшение расходов на содержание счетного персонала; - облегчение и ускорение всех последующих стадий обработки первичной информации (составление накопительных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности); - ускорение передачи и выдачи необходимой информации; - снижение до минимума вероятности допущения различного рода ошибок. То есть, полная автоматизация учета позволяет изменить характер управленческого труда, освобождает работников организации от рутинных операций, высвобождает время и средства. Тем самым облегчается труд персонала и, таким образом, повышается его эффективность, качество. Также положительным моментом полной автоматизации учета является и то, что снижаются затраты на ведение бухгалтерского учета.
При рассмотрении приложений к утвержденной учетной политике организации ЗАО «Ххх» было обнаружено, что график документооборота не разработан. Его отсутствие само по себе не влечет каких-либо нежелательных последствий в виде штрафов и разного рода взысканий со стороны законодательства, однако бесконтрольность в сфере документопотоков может привести к большому числу нарушений, которые в свою очередь могут повлечь негативные последствия. Такими нарушениями могут быть: - утеря документов; - отсутствие нужных документов; - несвоевременная регистрация документации; - различные злоупотребления с документами. В результате это ослабляет контрольную функцию бухгалтерского учета и может привести к несвоевременности составления отчетности. На мой взгляд, график документооборота необходим, так как именно в нем отражается путь движения для каждого документа, срок его предоставления в бухгалтерию, а также ответственные лица. На начальном этапе работы по составлению графика документооборота главный бухгалтер должен установить круг лиц, которые обращаются с первичными документами, и довести до них в официальном порядке сведения о правилах оформления первичных документов и сроки представления данных документов в бухгалтерию. Руководителю организации рекомендуется оформить соответствующий приказ по организации, в котором устанавливается ответственность за несвоевременное представление документов в бухгалтерию. В связи с необходимостью графика документооборота он был составлен (Приложение 18) в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105. При составлении графика документооборота принималось во внимание, что ЗАО «Ххх» является субъектом малого предпринимательства. В этой связи количество применяемых документов для отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности организации по сравнению со средними и крупными организациями гораздо меньше, равно как и число структурных подразделений (отделов). Предложенный график документооборота содержит по каждому документу организации следующие разделы:
- наименование документа; - ответственное лицо за составление документа (должность и фамилия с инициалами); - ответственный за приемку документа (должность и фамилия с инициалами); - срок предоставления документа в бухгалтерию; - ответственный за приемку документа в бухгалтерии. На мой взгляд, предложенный график документооборота предусматривает оптимальное число исполнителей для прохождения каждого первичного документа и минимальный срок его нахождения в каком-либо отделе организации. После составления графика его необходимо утвердить приказом руководителя и приложить к учетной политике организации. Далее – в обязательном порядке довести до каждого лица, участвующего в документообороте и вручить соответствующую выписку, в которой определяется ответственность за невыполнение требований документооборота. По моему мнению, график документооборота позволит улучшить контроль со стороны бухгалтерии за работой организации, повысит эффективность учетной работы. В частности, обеспечит своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных. При рассмотрении системы внутреннего контроля организации ЗАО «Ххх» было выявлено, что в ней нет отдельного лица, а тем более службы, которая занималась бы ревизией. Внутренний аудит осуществляют начальники отделов, главный бухгалтер, руководитель организации. Документально обязанности по осуществлению внутреннего контроля не за кем не закреплены. Это может привести к возникновению ошибок, а следовательно, - к принятию неправильных управленческих решений.
Существенным недостатком, выявленным при разборе внутреннего аудита, является то, что в ЗАО «Ххх» не используется важнейший прием фактического контроля – инвентаризация имущества и финансовых обязательств, а значит и нет утвержденного приказом руководителя порядка проведения инвентаризации. Это является нарушением требований законодательства, в том числе Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которые указывают случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация является необходимым мероприятием, предшествующим составлению бухгалтерской отчетности, иначе ее данные могут быть недостоверными, вследствие чего заинтересованные пользователи может сделать на их основе неправильные выводы о результатах деятельности организации. Учитывая данный недостаток, порядок проведения инвентаризации был разработан (Приложение 39). При этом учитывались требования законодательных актов в области бухгалтерского учета, в частности, - Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 [30]. Прежде всего, необходимо оформить приказ руководителя о проведении инвентаризации, форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (Приложение 40) [22]. В приказе нужно указать, какие именно имущество и обязательства будут инвентаризироваться. Затем следует создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, членами которой могут быть главный бухгалтер, офис-менеджер, руководитель организации. Причем при проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными. Проверка фактического наличия имущества должна производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Состав комиссии должен быть зафиксирован в вышеуказанном приказе.
Инвентаризационная комиссия до начала регистрации фактического наличия материальных ценностей или денежных средств должна убедиться в полной сдаче всех последних на момент инвентаризации первичных документов и соответствующих отчетов, оформляющих операции, проведенные до начала инвентаризации. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Руководителю организации следует определить и утвердить порядок проведения инвентаризации в учетной политике. В данном документе должно быть представлено: - количество инвентаризаций в отчетном году; - даты их проведения; - перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них. В соответствии с этим рекомендуется определить следующие сроки и периодичность проведения инвентаризации в ЗАО «Ххх» (кроме случаев, предусмотренных п. 1.5 Методических указаний и п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, когда проведение инвентаризации обязательно): - по основным средствам – не ранее 1 ноября, но перед составлением годовой отчетности – один раз в три года; - по материалам и товарам – не ранее 1 октября – один раз в год; - по денежным средствам – 1-го число – раз в месяц; - по расчетам с дебиторами и кредиторами – не ранее 1 декабря, но перед составлением годовой отчетности – два раза в год; - по расчетам по платежам в бюджет – на 1-е число – один раз в квартал. Сведения о фактическом наличии имущества на определенную дату необходимо заносить в инвентаризационную опись или акт инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму, например: - форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств» (Приложение 41); - форма № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» (Приложение 42); - форма № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (Приложение 43). Поскольку учет в ЗАО «Ххх» полностью автоматизирован, то и инвентаризационные описи и акты рекомендуется заполнять с использованием средств автоматизации. Описи и акты должны подписать все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце документов материально ответственным лицам необходимо дать расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
После инвентаризации оформленные описи и акты нужно передать в бухгалтерию фирмы. При выявлении расхождения фактического наличия с учетными данными требуется составить сличительные ведомости (только по тому имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных). Их форма также зависит от вида имущества: - форма № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» (Приложение 44); - форма № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов товарно-материальных ценностей» (Приложение 45). Инвентаризационные описи, акты инвентаризации и сличительные ведомости организация должна хранить в архиве не меньше пяти лет. Выявленные при инвентаризации и отраженные в сличительных ведомостях суммовые расхождения между фактическим наличием и учетными данными в обязательном порядке бухгалтер должен отразить в бухгалтерском учете следующим образом: 1. Излишек имущества приходуется, а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. При этом делается следующие бухгалтерские записи: Дебет счетов 01 «Основные средства» 10 «Материалы» 41 «Товары» 50 «Касса» и др. Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»; В налоговом учете выявленные излишки следует включить во внереализационные доходы фирмы (ст. 250 Налогового кодекса РФ). 2. Недостача имущества или его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства: Дебет счетов 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы» 41 «Товары» 50 «Касса» и др. 3. Недостача имущества или его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 10 «Материалы» 41 «Товары» и др. Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». 4. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостача списывается на финансовые результаты организации: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 01 «Основные средства» 10 «Материалы» 41 «Товары» и др. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете в течение 10 дней после ее проведения. При выявлении недостачи имущества или его порчи сверх норм естественной убыли из-за злоупотреблений результаты инвентаризации руководителю организации следуют направить в судебно-следственные органы и предъявить гражданский иск виновным лицам в пятидневный срок. На мой взгляд, если руководство ЗАО «Ххх» примет во внимание предложенные рекомендации, то это обеспечит контроль за сохранностью имущества и выполнения обязательств, а также за работой материально ответственных и должностных лиц. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В представленной дипломной работе было рассмотрено состояние организации первичного бухгалтерского учета закрытого акционерного общества «Ххх» и выработаны на этой основе выводы и практические рекомендации по его совершенствованию. ЗАО «Ххх» - это юридическое лицо, которое является субъектом малого предпринимательства и основано на частной форме собственности. Рассматриваемая фирма относится к сфере нематериального производства, а именно – к научно-технической области, и имеет предметом своей деятельности оказание научно-технических услуг и консультаций. организация преследует в качестве основной, непосредственной цели хозяйствования извлечение и максимизацию прибыли. В ходе рассмотрения экономической эффективности хозяйствования и анализа финансового состояния было установлено: 1. Экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Ххх» в отчетном 2005 году находится на необходимом для оптимального функционирования уровне, о чем свидетельствуют основные показатели экономической эффективности – величина валовой прибыли и уровень рентабельности; 2. Уровень экономической эффективности в 2005 году по сравнению с 2004 годом резко сокращается, так как снижается уровень большинства прямых показателей при одновременном росте обратных; 3. Фирма в отчетном периоде функционирует прибыльно, поскольку финансовые результаты ее деятельности положительны, то есть ЗАО «Ххх» не только покрывает все свои расходы за счет выручки, но и получает прибыль, в результате чего уровень рентабельности положителен. Это способствует дальнейшему развитию организации и ее успешной деятельности, то есть говорит о том, что у нее есть возможности для дальнейшего существования, развития и укрепления позиций на рынке; 4. Размер показателей финансовых результатов в 2005 году в сравнении с прошлым годом резко упал (валовая прибыль – на 45%, остальные показатели прибыли – более чем на 60%), что, конечно, имеет отрицательное значение для развития деятельности фирмы и говорит об уменьшении эффективности хозяйствования и, следовательно, об ослаблении финансового благополучия. Основная причина этому – более быстрый темп роста себестоимости по сравнению с темпом роста выручки (174% и 127% соответственно); 5. Резкий рост стоимости совокупного имущества ЗАО «Ххх» в 2005 году обусловлен увеличением стоимости иммобилизированных активов при одновременном снижении мобильных; 6. Значимый прирост размера источников финансовых ресурсов фирмы связан с ростом краткосрочных обязательств, что отрицательно сказывается на финансовом положении организации, потому что благоприятна обратная ситуация, когда рост пассива обусловлен ростом собственных источников; 7. Структура общих активов организации характеризуется значительным превышением в их составе оборотных средств, и соотношение долей иммобилизированных и мобильных активов равно 10% и 90% соответственно; 8. В пассивной части баланса удельный вес заемных источников средств существенно преобладает над долей собственных (97% и 3% соответственно), то есть фирма ощущает острый дефицит собственного капитала. Такое соотношение собственных и заемных пассивов говорит о сильной зависимости фирмы от кредиторов, о ее нестабильности и в целом негативно влияет на ее финансовое состояние. 9. ЗАО «Ххх» имеет низкую степень финансовой устойчивости. Такая ситуация, естественно, не является привлекательной для кредиторов и инвесторов; 10. Уровень финансовой устойчивости снижается, что, естественно, является негативным моментом, так как говорит о снижении и без того низкой финансовой независимости организации и о росте риска финансовых затруднений в будущем; 11. Ликвидность баланса характеризуется как недостаточная, то есть ЗАО «Ххх» не сможет обратить активы в наличность и погасить все свои платежные обязательства; 12. Ликвидность и платежеспособность организации находятся на невысоком уровне, значит, организация рискует не справиться со своевременным погашением текущих обязательств, что может привести к финансовым санкциям со стороны поставщиков или даже к разрыву договорных отношений; 13. Оборачиваемость совокупных активов фирмы замедляется, что приводит к уменьшению их доходности. Приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, можно предложить следующие рекомендации по повышению прибыльности деятельности ЗАО «Ххх», а также по улучшению и оздоровлению его финансового состояния: -принятие мер по снижению себестоимости оказываемых услуг за счет сокращения коммерческих и управленческих расходов; -поиск поставщиков с более низкими ценами на товары; -своевременное погашение долгов перед поставщиками и покупателями, работниками по заработной плате, перед бюджетом по налогам и сборам с целью сокращения объема кредиторской задолженности; -истребование дебиторской задолженности для снижения ее размера; -периодическое проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженностей; -увеличение абсолютной ликвидности баланса организации за счет ликвидации дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской; -улучшение показателей ликвидности баланса за счет стабилизации денежных потоков, сокращения разрыва времени между отгрузкой товара (оказанием услуги) и получением оплаты за него; -принятие мер по приращению собственных источников средств и сокращению заемных пассивов для восстановления финансовой самостоятельности организации. В ходе выполнения работы было установлено, что бухгалтерский учет в ЗАО «Ххх» ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Поскольку объем учетной работы на данном малом предприятии небольшой, то в нем нет структурного подразделения бухгалтерии, а учет ведется одним главным бухгалтером. В организации применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, причем автоматизированы все участки учета без исключения. В ЗАО «Ххх» главным бухгалтером разработана учетная политика как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, и оформлена в виде единого документа. Порядок утверждения данного документа соответствует всем требованиям законодательства и специфике деятельности организации. Негативным моментом является то, что в рассматриваемой фирме не составлен ряд организационно-распорядительных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета, а именно: - Положение о бухгалтерии; - График документооборота; - Порядок проведения инвентаризации; - Рабочий план счетов; - Должностная инструкция главного бухгалтера. Первичные учетные документы в фирме оформляются согласно общим требованиям и составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Наряду с ними используются самостоятельно разработанные документы, форма которых законодательно не утверждена (акт на списание материалов, журнал учета выданных счетов-фактур и журнал учета полученных счетов-фактур). Отрицательно характеризуется то, что в ЗАО «Ххх» не оформлено штатное расписание, от которого зависит, как работники организации выполняют свои обязанности и получают заработную плату. Порядок и сроки хранения первичной документации, предписанные правилами организации государственного архивного дела, соблюдаются. Важно отметить, что, так как ЗАО «Ххх» является малым предприятием, то в нем нет отдельного лица, а тем более службы, которая занималась бы внутренним контролем. Это означает, что в организации нет полной и четкой организации ревизионной работы. Несмотря на это, некоторые процедуры документального и фактического контроля все же осуществляются. Однако наиболее важный прием – инвентаризация – не проводится. Для улучшения организации бухгалтерского учета в ЗАО «Ххх», в том числе первичного, учитывая вышеперечисленное, можно предложить следующее: а) разработать и утвердить приказом руководителя указанные выше организационно-распорядительные документы, которые соответствовали бы требованиям законодательства, а также учитывали бы размер и специфику деятельности организации; б) фактически применять на практике положения, отраженные в этих документах (после их утверждения); в) разработать и утвердить приказом руководителя штатное расписание. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 28.03.2002 г. № 32-ФЗ). 2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ. 3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. 4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Принят Государственной Думой 25.04.2003 г. Одобрен Советом Федерации 14.05.2003г. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2000 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ. 8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ. 9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РФ от 24 марта 2000 г. 31н). 10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. 11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н. 12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. 13. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н. 14. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105. 15. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 (с изменениями от 16.02.2004 № 84). 16. Постановление Госкомстата России от 29 мая 1998 г. № 57а, Минфин России от 18 июня 1998 г. № 27н «Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной учетной документации». 17. Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет». 18. Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». 19. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». 20. Постановление Государственного Комитета РФ по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». 21. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 9 августа 1999 г. № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения». 22. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации». 23. Постановление Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». 24. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П. Утверждено Советом директоров Банка России, протокол от 19.12.1997г. № 47. 25. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утверждено приказом Центробанка РФ № 2-П от 12 апреля 2001 г. 26. Методические указания по учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года № 33н. 27. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49. 28. Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. № 359. 29. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Утвержден письмом Банка России от 04.10.1993 № 18. 30. Указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке». 31. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 32. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. – М.: Издательский центр «МарТ», 2004 г. 33. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – ЮНИТИ, 1999. – 391 с. 34. Барсукова И.В. Расчеты с подотчетными лицами // «Налоговый вестник», № 6, июнь 2002 г. 35. Бондарь Е. Учет товаров в неторговых организациях // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 12, март 2002 г. 36. Бухгалтерский учёт: основные документы. Профессиональные комментарии. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000 г. 37. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов/ под ред. Бабаева Ю.А., Комиссаровой И.П. – М.: ЮНИТИ, 2005 г. 38. Васькин Ф.И., Свободина М.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Колос, 2000. – 208 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов вузов). 39. Венец А. Унифицированные формы // «Московский бухгалтер», № 6, июнь 2004 г. 40. Воробьева Е. Расчеты с подотчетными лицами // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 23, июнь 2002 г. 41. Егоров В. Унификация на грани фикции // «Новая бухгалтерия», выпуск 8, август 2004 г. 42. Елгина Е.Б. Первичные документы. – М.: «Статус-Кво 97», 2004 г. 43. Захарьин В.Р. Учет денежных средств // «Консультант бухгалтера», № 8, август 2001 г. 44. Захарьин В.Р. Учет расчетов с персоналом // «Консультант бухгалтера», № 7, июль 2001 г. 45. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учёте. – М: Информцентр XXI века, 2001 г. 46. Кирьянова З.В. Методологические и организационные основы первичного учёта. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. 47. Командировочное удостоверение (форма № Т-10) // «Главбух», № 12, июнь 2001 г. 48. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005 г. 49. Ланина И. Требования к оформлению первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 4, 5, январь 2003 г. 50. Лебедева Е. Оформим отпуск на новых бланках // «Расчет», № 5, май 2004 г. 51. Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с. 52. Малышев И.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с. 53. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 279 с. 54. Поздеев П.А. Как распределить "входной" НДС по разным видам деятельности? // «Главбух», № 11, июнь 2001 г. 55. Пятов М.Л. Анализ финансовой устойчивости организации // «БУХ.1С», № 1, январь 2005 г. 56. Самойленко О.Б. Практика анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам года // «Налоговый учет для бухгалтера», № 1, январь 2005 г. 57. Сотникова Л. В. Учет расчетов // «Бухгалтерский учет», № 6, 8, 9, 11, 13, 17, 18, 19, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2001 г. 58. Справочно-правовая система «ГАРАНТ». 59. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 60. Филобокова Л. Финансовый анализ в малом бизнесе // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 28, июль 2001 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|