Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочих операций
Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа. Первый этап - предварительное планирование, которое проводится на подготовительном этапе. По его результатам аудиторская проверка может вообще не проводиться. В этом случае аудиторская организация отправляет отказ от проведения аудита в адрес экономического субъекта. Таким образом, на данном этапе большее внимание уделяется изучению следующих факторов, влияющих на деятельность экономического субъекта: • общеэкономические факторы (состояние экономики в целом, возможности финансирования, уровень инфляции, государственная политика, курсы иностранных валют, меры валютного контроля); • отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность, нормативно-правовая база деятельности и т. п.); • индивидуальные факторы (корпоративная структура, деловая репутация и опыт, структура капитала); • факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер бизнеса, условия оплаты: бартер, взаимозачеты, выдача векселей и т. д.); • финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения и т. п.); • нормативные правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, обязательность аудита, пользователи бухгалтерской отчетности). В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно полную информацию о состоянии имущества и обязательствах экономического субъекта: • о внутренних и внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
• об организационно-управленческой структуре экономического субъекта; о видах деятельности; о структуре капитала и курсе акций; о технологических особенностях; об уровне рентабельности; • об основных контрагентах экономического субъекта; • о порядке распределения прибыли, остающейся распоряжении экономического субъекта; о существовании дочерних и зависимых организаций; • о системе внутреннего контроля; • о принципах формирования оплаты труда персонала. Второй этап - разработка общего плана аудита. В общем плане аудитор (аудиторская организация) должны: • предусмотреть сроки проведения аудита; • составить график проведения проверки, подготовки отчета, аудиторского заключения; • учесть уровень существенности проблем; • указать на произведенные оценки рисков аудита; • рассчитать реальные трудовые затраты; • рассмотреть вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам аудита. При разработке общего плана аудита, согласно стандарту, необходимо рассмотреть следующие вопросы: • деятельность аудируемого лица; • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; • риск и существенность; • характер, временные рамки и объем аудиторских процедур; • координация и направление работы, текущий контроль и направление выполненной работы; • прочие аспекты. Третий этап - составление аудиторской программы. Программа является развитием общего плана аудита, (то есть конкретизирует общий план аудита) и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита выступает в двух основных качествах: • в качестве подробной инструкции ассистентам аудитора; • в качестве средства контроля качества работы для руководителей аудиторской организации.
Аудиторская программа составляется, как правило, в виде: • программы тестов средств контроля (определенная совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета); • программы аудиторских процедур по существу (представляет собой проверку правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. 2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются "аудитор") могут включить в аудиторское заключение дополнительную информацию с тем, чтобы привлечь внимание пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности к: · а) отраженному в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями; · б) не отраженному в бухгалтерской отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения. 3. Если аудитор считает необходимым привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к отраженному в этой отчетности обстоятельству, которое, согласно суждению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями, то он включает в аудиторское заключение часть, в которой приводится дополнительная информация, относящаяся к обстоятельству, отраженному в бухгалтерской отчетности, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями (далее - привлекающая внимание часть). Привлекающая внимание часть включается в аудиторское заключение при условии, что аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что указанное обстоятельство существенно не искажено.
4. Привлекающая внимание часть должна указывать только на обстоятельства, отраженные в бухгалтерской отчетности. Такими обстоятельствами могут быть: · а) неопределенность в отношении не завершенных на отчетную дату судебных разбирательств, решения по которым могут быть приняты лишь в следующие отчетные периоды, или неопределенность, связанная с действиями надзорных органов; · б) досрочное применение (если это разрешено) новых правил отчетности, которое оказывает всеобъемлющее влияние на бухгалтерскую отчетность; · в) крупная катастрофа, которая оказала или продолжает оказывать существенное влияние на финансовое положение аудируемого лица. · 5. При включении в аудиторское заключение привлекающей внимание части необходимо иметь в виду следующее: · а) многократное включение указанной части снижает степень ее воздействия на пользователей бухгалтерской отчетности; · б) включение в указанную часть больше информации, чем отражено в бухгалтерской отчетности, может указывать на то, что соответствующее обстоятельство ненадлежащим образом отражено; · в) включение в аудиторское заключение указанной части ограничено обстоятельством, отраженным в бухгалтерской отчетности. · 6. Привлекающая внимание часть должна: · а) быть расположена в аудиторском заключении непосредственно после части, содержащей мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица; · б) иметь наименование "Важные обстоятельства"; · в) содержать однозначную ссылку на отраженное в бухгалтерской отчетности обстоятельство, которая должна позволить пользователям бухгалтерской отчетности найти отражение этого обстоятельства в бухгалтерской отчетности; · г) содержать указание на то, что в отношении обстоятельства, к которому привлекается внимание, аудиторское мнение не является модифицированным. 7. Если аудитор считает необходимым привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к не отраженному в этой отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности процесса и результатов аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения, то он включает в аудиторское заключение часть, в которой приводится дополнительная информация, относящаяся к не отраженному в бухгалтерской отчетности обстоятельству, которое, по мнению аудитора, может способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности процесса и результатов аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения (далее - содержащая прочие факты часть).
Содержащей прочие факты части присваивается наименование "Прочие сведения". 8. Содержащая прочие факты часть не имеет отношения к сообщению аудитором: результатов дополнительной работы, выполненной в ходе аудиторского задания в силу обязанности, возложенной на аудитора требованиями нормативных правовых актов, или результатов дополнительных процедур, выполненных по договоренности с аудируемым лицом либо лицом, заключившем договор оказания аудиторских услуг, или выражению мнения в отношении вопросов, специально оговоренных договором оказания аудиторских услуг. 9. Обстоятельства, которые могут способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности аудита, могут возникнуть в тех редких случаях, когда аудитор не может отказаться от проведения аудита по причине отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства из-за ограничения руководством аудируемого лица объема аудита. В этом случае аудитор может счесть необходимым включить в аудиторское заключение содержащую прочие факты часть для объяснения причины, по которой он не смог отказаться от проведения аудита. 10. Обстоятельства, которые могут способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения, могут возникнуть в тех случаях, когда в зависимости от того, носят положения нормативных правовых актов рекомендательный или обязательный характер, аудитор может или должен уточнять отдельные аспекты, касающиеся ответственности аудитора при выполнении аудиторского задания или составлении аудиторского заключения. В зависимости от обстоятельств содержащая прочие факты часть может включать один или более подзаголовков, описывающих их суть. 11. Помимо указанного в пункте 7 настоящего стандарта содержащая прочие факты часть может быть включена в аудиторское заключение в случае, когда аудиторское заключение предназначено ограниченному кругу адресатов. При этом в содержащей прочие факты части сообщается, что аудиторское заключение предназначено исключительно для указанных адресатов и не может использоваться или распространяться иными лицами.
12. При включении в аудиторское заключение содержащей прочие факты части необходимо иметь в виду следующее: · а) сообщение каких-либо обстоятельств в этой части аудиторского заключения само по себе указывает на то, что отражение этих обстоятельств в бухгалтерской отчетности не требуется; · б) эта часть аудиторского заключения не должна содержать какую-либо информацию: предоставление которой запрещено федеральными стандартами аудиторской деятельности, иными нормативными правовыми актами (например, в связи с конфиденциальностью); обязанность предоставления которой лежит на руководстве аудируемого лица. 13. Расположение содержащей прочие факты части в аудиторском заключении зависит от характера сообщаемой в ней информации: · а) информация об обстоятельствах, которые могут способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности процесса и результатов аудита, - непосредственно после части, содержащей мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, или привлекающей внимание части (если она имеется); · б) информация об обстоятельствах, которые могут способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности дополнительных обязанностей аудитора, описанных в аудиторском заключении, - в составе части аудиторского заключения, содержащей заключение, составленное в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, которыми на аудитора возлагаются дополнительные обязанности; · в) информация об обстоятельствах, которые могут способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности содержания аудиторского заключения, - отдельной частью непосредственно после аудиторского заключения или заключения, составленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, которыми на аудитора возлагаются дополнительные обязанности. 14. Если аудитор предполагает, что в аудиторское заключение будет включена привлекающая внимание часть или содержащая прочие факты часть, то он должен сообщить представителям собственника аудируемого лица об этом, а также о предполагаемом содержании этих частей. Информирование представителей собственника аудируемого лица позволяет им получить представление об отдельных обстоятельствах, на которые аудитор намеревается указать в аудиторском заключении, и дает им возможность получить при необходимости разъяснения аудитора. В случаях, когда в аудиторское заключение по каждому последующему аудиту включается содержащая прочие факты часть с указанием на определенное обстоятельство, аудитор может принять решение не повторять такое сообщение по каждому заданию. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочих операций Основными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям являются: 1) подтверждение достоверности начислений и выплат работникам по всем основаниям и их отражения в учете; 2) проверка соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний; 3) оценка системы аналитического и синтетического учета; 4) проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда. При подтверждении достоверности производимых выплат аудитору прежде всего следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными законодательными актами — ГК РФ и ТК РФ. В соответствии с этими актами трудовые отношения могут быть оформлены трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера. Необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма № Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма № Т-5), предоставление работнику отпуска (форма № Т-6), увольнение с работы (форма № Т-8). На каждого работника заполняется личная карточка (форма № Т-2), а для учета научных работников заполняется учетная карточка научного работника (форма № Т-4). При определении правильности оформления договоров гражданско-правового характера аудитор выборочно проверяет наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Далее устанавливается соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату следует: • проверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге по соответствующим статьям баланса; • сравнить данные форм № Т-49, № Т-51, № Т-53 и данные Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; • выявить соответствие данных журнала-ордера № 10 и данных расчетно-платежной ведомости; • сверить суммы заработной платы, выданные работникам организации из кассы, путем сопоставления данных журнала-ордера № 1 и дебетовых оборотов Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за каждый месяц; • определить соответствие данных счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данным книги учета депонированной заработной платы. На следующем этапе проверяется правильность начисления сумм, отраженных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по нескольким работникам. Предварительно необходимо выяснить, какие формы оплаты труда приняты в данной организации. ТК РФ предусмотрены две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Для проверки повременной оплаты труда необходимо изучить табель учета использования рабочего времени, который служит основанием для начисления заработной платы, и установить, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Формы № Т-12 и № Т-13 обязательные для применения первичных документов. Важно проверить также правильность применения тарифных ставок (окладов), которые должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания. При отсутствии штатного расписания начисление заработной платы должно основываться на приказе по организации, подписанном первым лицом. Затем проводится сверка с суммами, отраженными в форме № Т-49 или № Т-51. К применению в крупных организациях рекомендуются формы № Т-51 и № Т-53. При применении расчетной ведомости (форма № Т-51) ведется лицевой счет (форма № Т-54), который служит для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. На основе данных лицевого счета составляют расчетные ведомости (форма № Т-51). Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы согласно утвержденным нормам выработки и расценкам. Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по таким договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. В этом случае проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг). Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на счета учета затрат по этим видам работ. Далее выборочно по нескольким сотрудникам устанавливается обоснованность и правильность начисления остальных выплат. Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты. Основные выплаты – собственно оплата труда, начисленная на основе сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ. Дополнительные выплаты – выплаты за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии). Если при проверке расчетов по оплате труда обнаруживаются случаи начисления дополнительных выплат, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат. Аудитор также изучает данные о задолженности перед персоналом организации, сумма которой показана по строке 622 бухгалтерского баланса (форма № 1). Для заполнения данного показателя необходимо проанализировать остаток на дату составления отчетности по счету 70. Кроме того, необходимо выяснить, раскрыта ли информация по строке 720 «Затраты на оплату труда» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Для этого нужно знать обороты по дебету счетов затрат в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Одним из этапов аудита расчетов с персоналом по оплате труда является определение правильности исчисления сумм удержаний из заработной платы сотрудников данной организации. После того как из заработной платы удержан налог на доходы физических лиц, производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать 50 \% месячного дохода работника, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом устанавливается наличие первичных документов, своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета. Аудитор должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов при оформлении указанных операций, имея в виду, что для учета используются счета: 28 «Брак в производстве» – отражается допущенный брак; 68 «Расчеты по налогам и сборам» – отражается налог на доходы физических лиц; 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – отражается единый социальный налог; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – отражаются своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет; 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – отражаются причиненный организации материальный ущерб, погашение ссуд; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражаются суммы по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц, а также суммы за товары, проданные в кредит. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям: • в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов; • нет документов, подтверждающих начисление и удержание сумм из заработной платы; • допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.); • ненадлежащим образом ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т. п.). По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|