Интеллектуальная собственность»
Теоретические вопросы: 1. «Информирование избирателей» средствами массовой информации. Что подразумевает под этим понятием новый ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ»? Назовите предусмотренные Законом обязательные ограничения для электронных и печатных СМИ. (Сошлитесь на норму Закона). 2. Дайте определение понятию «предвыборная агитация». Какой подпункт, с точки зрения Конституционного Суда, не соответствовал Конституции РФ? Почему? 3. Каковы сроки проведения предвыборной агитации? Какие СМИ могут в этом участвовать, а какие нет? 4. На какие произведения распространяется авторское право? Какие произведения не являются объектами авторского права? 5. Охарактеризуйте имущественные/неимущественные права автора. 6. Срок действия авторского права. Какие права охраняются бессрочно? 7. Большинство произведений, создаваемых журналистами в рамках служебных обязанностей или по заданию работодателя(редакции), относятся к так называемым «служебным произведениям». Как авторское право распространяется на служебные произведения? Практическое задание: 1. Законом специально оговаривается запрет на распространение любой информации, которая может нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата при невозможности отреагировать на ее обнародование в рамках агитационного периода, в том числе достоверной. Можно ли, с вашей точки зрения, расценить это как ограничение свободы массовой информации? Норме какого международного источника права такое ограничение противоречит? 2. Рассмотрите следующую ситуацию: В предвыборном ролике кандидата появляется федеральный министр и говорит о том, как много данный кандидат делает для блага этого региона. Кто – кандидат или федеральный министр – может быть обвинен в нарушении избирательного законодательства? При каких условиях ответственность не наступит ни для кандидата, ни для министра? Когда правонарушение совершит только кандидат?
Литература: 1. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 2. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004. 3. ФЗ «О СМИ» 4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (новая редакция) 5. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» (новая редакция) 6. Комментарии к указанным законам 7. Освещение выборов. Рекомендации для СМИ. Воронеж, Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ, 2004. 8. Поклад М.Ю. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания?//ЗиП.2001.№5. 9. Обреченные на немоту? СМИ в период выборов: законы, комментарии, рекомендации/ Авторы: В. Быков, Е. Кара-Мурза, К. Катанян и др.М.: Галерея, 2003. 10. Большаков С.В., Бударина Н.А. и др. средства массовой информации и выборы. Вопросы и ответы. М.: 2003. 11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник.
Практическое занятие № 5 «Защита чести, достоинства, деловой репутации: основные понятия, способы защиты»(2 часа) Теоретические вопросы: 1. Честь, достоинство, деловая репутация: содержание понятий. 2. Субъекты, обладающие деловой репутацией (особенности). 3. Способы защиты чести, достоинства, деловой репутации: досудебный, судебный (гражданско-правовой, уголовно-правовой). 4. Что нужно знать журналисту, чтобы иск о защите чести, достоинства и деловой репутации не мог быть удовлетворен (элементы гражданско-правового правонарушения: содержание, примеры)?
5. Моральный вред: содержание понятия. 6. Меры ответственности за унижение чести, достоинства, деловой репутации; освобождение от ответственности.
Практическое задание: 1. Найдите в практике Европейского суда решение «Нью-Йорк таймс» против Салливана. В чем заключалось нарушение ст. 10 Европейской конвенции? В чем значимость данного решения для профессиональной деятельности журналиста? Почему после принятия данного решения заговорили о появлении «пространства для дыхания» журналистов? Подготовьте цитаты (выпишите в тетрадь) из решения и используйте их при ответе на вопрос. 2. Изучите предложенные на занятии материалы реальных судебных дел (публикации, давшие основания для возбуждения искового производства, иски о защите чести, достоинства и деловой репутации). Выстройте линию защиты редакции - выступите от имени автора публикации; дайте прогноз рассмотрению иска в суде. Литература: 1. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 2. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004. 3. ФЗ «О СМИ» 4. ГК РФ (ст. 150-152); комментарий к указанным статьям. 5. УК РФ (ст. 129-130); комментарий к указанным статьям. 6. Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. М.: Изд-во «Шаг», серия «Журналистика и право», выпуск № 4, 1997. 7. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. Воронеж: Фонд защиты гласности, 2004. 8. Судебная практика Европейского суда по правам человека по ст. 10 Европейской конвенции: Т.1-3 - Спб., 2004. 9. Правовой путеводитель: MASS MEDIA. Воронеж: Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ, выпуск № 1, 2005. /Что должен знать журналист, публикуя критическую статью/. 10. www.gdf.ru 11. www.mmdc.narod.ru
Практическое занятие № 7 «Правовое регулирование рекламы»(2 часа) Теоретические вопросы: 1. Основные понятия ФЗ «О рекламе»: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы, объект рекламирования, спонсор, социальная реклама и др. - дать определение. (ФЗ №38 от 13.03.2006 г.) 2. Охарактеризуйте сферу применения закона «О рекламе». 3. Дайте характеристику требований, предъявляемых к рекламе.
4. Как в законе обеспечивается защита несовершеннолетних? 5. Каковы особенности способов распространения рекламы? 6. Каковы особенности рекламы отдельных видов товаров (алкоголь, пиво, табачные изделия, лекарственных средств и др.)? Практическое задание: 3. Изучите предложенные на занятии материалы реальных судебных дел (публикации, давшие основания для возбуждения искового производства по делам о нарушении рекламного законодательства. Выстройте линию защиты; дайте прогноз рассмотрению иска в суде. Литература: 12. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 13. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004. 14. ФЗ «О рекламе». Комментарий к нему. 15. Новый закон о рекламе. ЗиП масс-медиа. №3, 2006.
16. ФЗ «О СМИ» 17. ГК РФ. 18. УК РФ. 19. Правовой путеводитель: MASS MEDIA. Воронеж: Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ, выпуск № 1, 2005. /Что должен знать журналист, публикуя критическую статью/. Практическое занятие № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|