Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночное хозяйство как неотъемлемый компонент товарного производства




Рынок — достижение всего человечества на всех этапах его развития до наивысших форм общественного прогресса. Рыночное хозяйство является средой, "атмосферой", в рамках и с помощью которых воспроизводятся и господствуют отношения и связи товарного производства. Именно они и являются той "рабочей одеждой", в которой действуют экономические законы общественного производства, т. е. утверждается естественный ход хозяйственной жизни общества. С политико-экономической точки зрения рыночное хозяйство является обязательным, неотъемлемым компонентом товарного производства. Таким образом, природа, экономическое содержание, функции и структура рыночной хозяйственной системы обусловливаются товарным производством, его принципами и законами. Рыночное хозяйство в странах, в экономике которых господствовала административно-командная система, практически не применялось. Это привело к некорректному отрицанию товарного производства, а следовательно, и к отторжению отработанных веками регуляторов и структур хозяйственной жизни. Анализ отношений, которые характеризуются категорией "рыночное хозяйство", следует осуществлять как минимум в трех аспектах: историко-цивилизационном, объектно -субъектном и по фазам общественного производства. Существует разграничение понятия "рыночное хозяйство" также по политико-административным признакам, имеющим двойственный характер.

В современной научной литературе, в политических и законодательных документах понятие "рыночное хозяйство" нередко отождествляется с такими понятиями, как "рынок", "рыночная экономика", "рыночная организация производства". Эти понятия в целом можно использовать как тождественные для экономических систем, хозяйственная деятельность которых основывается на конкуренции. В экономической системе рыночное хозяйство, с одной стороны, является сферой обмена, совокупностью купли-продажи, которые отражают сбалансирование спроса и предложения, равновесие выгоды для субъектов хозяйствования. С другой, оно гене­рирует непрерывность процесса воспроизводства, его целостность. Исходя из последнего, рынок является составной частью, компонентом рыночного хозяйства.

Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизводства отношений товарного производства. Рынок является механизмом, с помощью которого товарно-денежные отношения перманентно проявляются в хозяйственной жизни. формируя конкурентную среду, рынок является эффективным организатором товарного производства. рынок как способ организации товарного производства можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1

 

рис. 1 схема рынка как способа организации товарного производства

 

Рыночная экономика предусматривает необходимость четких ответов на такие вопросы: что и в каком объеме производить? как производить товар (технология, ресурсы)? Какими будут издержки производства? Для кого предназначена производимая продукция? Какой жизненный цикл произведенного товара?

Это так называемые фундаментальные, коренные вопросы, на которые должна находить ответ рыночная экономика на микро-, макро - и глобально-планетарном уровнях. К отмеченным вопросам следует добавить и такой: способна ли экономическая система адаптироваться в своей организационно-экономической и социально-экономической частях к изменениям в развитии производительных сил общества. В его потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства? Последний вопрос особо резко стоит в связи с развитием смешанной экономики, объективной необходимости социализации экономической политики и непосредственного и косвенного вмешательства государства в рыночные отношения при общем решении отмеченных выше фундаментальных вопросов на основе ценовых сигналов.

Суть каждого рыночного хозяйства — прибавочный продукт как конкретное выражение подтверждения общественно полезного труда.

Рыночная экономика основывается на могущественном фундаменте материальных интересов. Она не признает стандартно-усредненных ставок и тарифов, уравниловку в оплате труда. Конкурентно-рыночная среда определяет наиболее жизнеспособные структуры. Рынок побуждает к рациональному хозяйствованию, умению рассчитывать затраты и прибыли. В условиях рыночной экономики жизнеспособной связью является эквивалентный обмен, оплаченная услуга. Кроме того, рынок стимулирует дифференциацию прибылей в соответствии с конечными результатами хозяйственной деятельности.

Концепции рыночного хозяйствования включают право хозяйствующего субъекта оперативно разрабатывать и осуществлять эффективные замыслы за счет гибкого управления экономическими интересами. Они не отбрасывают прямое централизованное влияние, когда это необходимо. Опасна не централизация как таковая, а превышение ее меры, отрыв указаний и рекомендаций центральных структур управления экономикой от экономических интересов хозяйствующего субъекта.

Общечеловеческая практика хозяйствования выработала два фактора побуждающих всех участников производства работать добросовестно и высокоэффективно. Это, с одной стороны, реальная возможность значительной экономической выгоды, ощутимого выигрыша на основе предприимчивых управленческих замыслов и гибких многовариантных маневров, а с другой — вполне реальная возможность провала, т. е. неизбежной экономической ответственности за принимаемые решения.

При господстве административно-командных методов руководства для субъектов хозяйствования (крупное предприятие или отдельный работник) главная задача состоит не в том, чтобы достичь максимума (это связано с дополнительными затратами усилий, времени, ресурсов), а в том, чтобы быть не хуже других и иметь скрытые резервы на случай новых заданий. Объект управления боится лишь наказания за невыполненные команды, экономической же мотивации предприимчивости нет.

Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизводства отношений товарного производства. Поскольку рыночное хозяйство полностью обусловливается наличием и функционированием товарного производства, как, и наоборот, последнее наполняется рыночными отношениями, можно считать, что рыночная экономика представляет собой не что иное, как товарное производство.

Товарно-денежные отношения определяются теми объективными основами, которые воспроизводятся хозяйственной жизнью общества. Это, в свою очередь, отражает диалектику производительных сил и экономических производственных отношений, а в определенной части является материализованным итогом взглядов и представлений субъектов хозяйствования. Не существует отдельно товарно-денежных отношений, которые по своей сути являются рыночными, и собственно экономических производственных отношений при господстве рыночной среды.

Товарное производство, а в наше время рыночная экономика является материализацией товарно-денежных отношений, выступающих общественной формой развития производительных сил. В этой связи важно учитывать два принципиальных момента.

1.Экономические производственные отношения зарождаются в производительных силах, а не в системе управления. Иначе экономические производственные отношения можно было бы "творить" по желанию политиков. На самом же деле право в лучшем случае отражает экономическую действительность. Экономическая среда не создается голосованиями и референдумами. то, что возможно в политике, невозможно в экономике, в хозяйственной жизни, хотя первая и влияет на вторую, и наоборот.

2.Чистые, т. е. одноукладные, экономики в природе общественного бытия не встречаются. И любые попытки ликвидировать многоукладность, разнообразие форм собственности и хозяйствования означают отказ от рыночной экономики, законов товарного производства, т.е. отработанных веками регуляторов хозяйственной жизни.

Переход к рыночной экономике — это продолжительный и многогранный процесс, он обусловливается такими факторами, как частная собственность и формы хозяйствования, отвечающие ей.

Частная собственность в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства — это способ творения общественных производительных сил на основе экономической свободы человека, реализации его материального интереса и хозяйственной предприимчивости. Она основывается на принципах: достигать успеха благодаря своим способностям и разумному риску, хозяйствовать с прибылью. отсутствие частной собственности означает никчемность и бесхозяйственность. именно ввиду отсутствия до недавних пор в отечественной экономике частной собственности и форм хозяйствования, отвечающих ей, общественное производство не было включено в систему принципов и законов товарного хозяйства. Отсюда экономически неэффективное хозяйствование.

Свободное предпринимательство — одна из предпосылок рыночной экономики. Анализируя проблему предпринимательства с точки зрения политэкономической теории, следует иметь ввиду, что это социально-исторический феномен — не абстрактное понятие. Оно всегда развивается в определенной исторической и социальной среде. Однако обязательным условием и признаком предпринимательской деятельности является свобода экономической самодеятельности человека, его самостоятельность в выборе вариантов решений, за которыми стоят коммерческий успех, прибыль или же банкротство со всеми его последствиями. Сущностью предпринимательства является самостоятельное, инициативное хозяйствование, а его целью — деловой успех в виде прибыли, личный доход. Основными его чертами являются постоянный риск, материальная ответственность, организационно-хозяйственное новаторство, рационализм, эффективное использование ресурсов. предпринимательство имеет следующие формы: индивидуально-семейное, индивидуально-частное, ассоциированное, государственное.

Необходимым инструментом рыночного хозяйства являются деньги, их конвертируемость. Это кислород для рыночного организма. При наличии дееспособного денежного инструментария у потребителя появляется реальный рычаг влияния на производство, а у производителя — реальный стимул более интенсивно работать, чтобы обогащаться, ибо деньги — это богатство, а богатство — это деньги (А. Смит).

Еще в XVIII в. была открыта классическая закономерность: масса денег, помноженная на скорость их обращения, должна равняться объему выпущенных товаров, помноженному на уровень цен. Если это равновесие нарушено, то необходимо скорректировать одну из четырех составляющих.

огромное значение для становления рыночной среды имеют цены, в частности институт свободного ценообразования. Вне последнего существование саморегулирующихся систем рыночных отношений невозможно. Свободное ценообразование — это пункт пересечения спроса и предложения, неизбежная само коррекция, реагирование на интересы потребителя в зависимости от состояния производства, экономии затрат.

Перечень предпосылок формирования рыночной среды можно значительно продолжить, включив, в частности, стимулирующую налоговую политику, эквивалентные отношения в сфере труда и найма рабочей силы, открытость национальных экономик, ориентацию их на международное разделение труда, возможность мирового обмена, связи с мировым рынком.

Переход к рыночной экономике, ни при каких обстоятельствах не может быть осуществлен "кавалерийской атакой", этот процесс не может быть легким и безболезненным. При этом необходимо принять во внимание, что в современном мире из более 170 стран рыночной экономики только свыше 20 принадлежат к богатым развитым странам.

Общепринятыми признаками товарного производства, т. е. рыночной экономики, являются:

1)многоукладность экономики, в том числе и частный сектор, нормальное функциони­рование частной собственности;

2)экономическая обособленность, т.е. полная экономическая самостоятельность экономическая ответственность товаропроизводителей;

господство эквивалентных, т. е. экономически справедливых связей и отношений между хозяйствующими субъектами;

3)реальная дееспособность товарно-денежного инструментария, прежде всего денег, цен. Развитость рыночной инфраструктуры — различных бирж и их институтов, маркетинговых служб, информационно-посреднических и других фирм.

Если в любой системе хозяйствования этих признаков, перечень которых можно значительно продолжить, нет, то она не является товарным производством со всеми последствиями. Главным при этом является то, что производственные отношения не являются товарно-денежными, а следовательно, и экономическими. С одной стороны, господствующие в нетоварном производстве отношения воспроизводятся как собственно хозяйственные, а с другой — как организационно-технократические. отсюда неизбежны конфронтационность производственных отношений, их идеализация, агрессивное отторжение основных движущих сил общественного прогресса. Рыночная экономика и связанные с ней цивилизованные "правила игры" в сфере управления и хозяйствования не разовьются раньше, чем в отечественной экономике развернется широкий реальный процесс разгосударствления и приватизации, формирования социально-экономической среды рыночного хозяйствования.

Приватизация - это формирование слоя собственников, хозяев, их появление невозможно без утверждении в обществе частной собственности, частного сектора экономики. Гуманистический пафос нетоварного производства не учитывал одной "мелочи" — человек является существом не только социальным, но прежде всего биологическим. Отсюда его поведением руководят материальные потребности, выступающие как экономические интересы. Рыночная экономика является той средой, в которой необходимы условия конкурентного хозяйствования, т. е. свободный доступ каждого члена общества к любым видам экономической деятельности.

 

 

Товар и его свойства

 

Товар - это любая вещь, которая обменивается на другую вещь или деньги и является предметом купли-продажи. это все, что имеет полезные свойства, имеет определенную независимость в экономическом просторе, может быть присвоенным человеком или группой людей, производимых человечеством. Наконец, товар вин чается как продукт труда.Классическая теория среди свойств товара выделяет потребительскую стоимость и меновую стоимость. Потребительская стоимость заключается в способности товара удовлетворять какие-то материальные, социальные и духовные потребности человека или человечества в целом меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях она является формой проявления стоимости стоимость определяет затраты общественно необходимого труда на производство товара.

Неоклассическая теория выделяет такие свойства товара, как полезность и ценность полезность товара - это его способность быть полезным человеку. Однако эта способность реализуется только в том случае, если товар является экономическим товаром, то есть он находится в распоряжении людей в ограниченном количестве. Тогда последнюю единицу товара ограниченного количества можно определить как имеющую предельную полезность. Если запас товара весьма значителен и не является дефицитным, предельная полезность последней единицы товара равна нулю. Чем меньше товара в распоряжении людей, тем выше предельная полезность последней единицы товара. В конкретном наборе ценность товара определяется предельной или наименьшей полезностью товара в конкретном его запасе итак, ценность товара расти по мере роста предельной полезности товара и наоборот уменьшаться. Если предельная полезность товара уменьшается особенностью теории маржинализма является то, что каждый человек при обмене определяет для себя полезность того или иного товара поэтому свойства товара с точки зрения этой теории получили определение субъективных характеристик товара согласно теории трудовой стоимости свойства товара являются объективными, т.е. они не зависят от оценки отдельных индивидов. Потребительская стоимость и полезность отражают качественную сторону свойств товара, а меновая стоимость и ценность - количественную сторону. Следовательно, товар - это количественно-качественная целостность, в которой заложено диалектическую противоречие она проявляется в процессе обмена каждый товар (если его рассматривать с позиций маркетинга) имеет свой жизненный цикл, состоящий из четырех этапов:

1) выведение товара на рынок;

2) рост товара,

3) зрелость товара,

4) насыщения рынка;

5) упадок товара как видим, эти этапы отражают степень значимости товара на момент совершения его покупки или продажу.

Категория обмена имеет не менее важное значение, чем товар если товарный обмен не происходит, нет смысла и производить товары различают обмен бартерный, когда товар обменивается на товар, и обмен с помощью денег. Существуют три существенных правила:

Во - первых, обмен должен давать пользу (прибыль), т.е. товар, полученный в результате обмена должен иметь большую полезность, чем товар, который был обменен.

Во-вторых, каждый участник обмена должен пытаться получить товар с наибольшей для себя прибылью.

В-третьих, лучше осуществить обмен с меньшим для себя прибылью, чем совсем не вступать в отношения обмену.

Деньги как категория товарного производства сделали товарный обмен удобным, стабильным и понятным экономическим явлением. Однако изобретение денег осложнило товарные связи, выявило их противоречивость, разделение лило сферу товарных отношений на мир денег и мир товаров. По сути, деньги являются особым товаром, который выполняет роль всеобщего эквивалента деньги имеют много свойств, характеризующих их как особую й товар. это общая стабильность, устойчивость к износу, портативность, делимость, приемлемость, взаимозаменяемость, способность к накоплению, распознаваемость, транспортабельность.

Кроме названных свойств, деньги имеют несколько важных признаков это, во-первых, всеобщее признание денег субъектами общественного обмена, во-вторых, деньги являются средством проявления ценности товаров,

в-третьих, общественности выполняют задание посредника во всех обменных операциях. Выделяют такие функции денег, как мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и мировые деньги. Следует отметить, что с развитием товарных отношений усложняются функции денег, механизм их взаимодействия постоянно изменяется, что отражает противоречия рыночных отношений. Выполняя свои функции, деньги решают противоречия товарного обмена, а в некоторых случаях заостряют их. При этом функции денег трансформируются, некоторые функции не действуют или отмирают, появляются новые. Первоначальной функцией денег является функция меры стоимости присущая деньгам исторически деньги, выполняя эту проблему, измеряют стоимость других товаров категория стоимости проявляется в товаре. При условии д действия данной функции денег, которая в свою очередь действительно выполняется только в том случае, если товара назначается цена каждый владелец товара только мысленно представляет мере денежного товара, который должен стать его собственностью в результате обмена товара на деньги.поэтому, чтобы реально эта функция выполнялась, нужно установить масштаб эти цен.

Масштаб цен - это весовое количество денежного металла (золота или серебра), что ее устанавливает государство за национальную денежную единицу к середине xx в масштаб цен не отделяли от непосредственного весового содержания у денежного металла.

В современных условиях все страны мира полностью отказались от конвертации бумажно-кредитных денег в денежный металл (золото) итак, государства официально не фиксируют национальные масштабы цен.

Выполняя функцию средства обращения, деньги быстро меняют своих владельцев, и чем быстрее это происходит, тем лучше для денежного обращения. Вообще функцию средства обращения деньги всегда должны выполнять реально, эта функция дополняет функцию меры стоимости и развивает функциональные возможности денег когда деньги начали выполнять функцию средства обращения, появилась возможность заменить металлические деньги на бумажные. Последние стали простым знаком стоимости можно сказать, что функция средства обращения породила бумажноденежное обращение. Но эта же функция обусловила дальнейшее развитие противоречий товарного производства, порождают ь экономические кризисы, но развитого товарного производства сущность денег может быть определено лишь при сочетании функций меры стоимости и средства обращения.

Функцию средства платежа деньги стали осуществлять в связи с развитием кредитных отношений множество потребностей в кредитовании товарных отношений привели к тому, что продавец отдавал свой товар покупателю с в отсрочкой платежа. Появляется особый вид денежного обязательства - вексель, который и выполняет функцию средства платежа позже банковские учреждения начинают скупать векселя. Выпуская банковские обязательства - банкноты это, по сути, кредитные деньги, которые выполняют функцию средства платежа. Если при получении кредита реальные деньги не нужны и их заменяет вексель. То при уплате кредита в определенный срок необходимые реальные деньги при этом они выполняют задачу средства платежа. Аналогичную функцию выполняют деньги при выплате заработной платы, оплате коммунальных платежей, налогов. Выполнять функцию средства накопления полностью могут только полноценные (золотые) деньги сущность этой функции заключается в том, что деньги выпадают из сферы обращения и используются для накопления в современных условиях. Эта функция выполняется с помощью особых банковских учреждений - сберегательных банков в странах, которые не имеют свободно конвертируемой твердой валюты, функцию средства накопления выполняют валюты наиболее развитых стран: американский доллар, фунт стерлингов, немецкий марок. Наиболее высокий уровень развития товарного обмена приводит выполнение деньгами функции мировых денег. Эта функция возникла в процессе формирования мировых экономических отношений ее может выполнять только весовой металл – золото. В международных расчетах страны, не имеющие золотого запаса, используют денежные знаки другого государства, которые признаны резервными валютами (американский доллар, немецкая марка и др.), и общие условные международные расчетные единицы.

За более чем трех тысячелетний период своего существования деньги прошли сложный путь развития и имели следующие формы:

а) товарные деньги - металлические слитки;

б) монетные деньги - чеканные монеты;

в) бумажные деньги - печатные банкноты;

г) электронные деньги - кредитные карточки

В общем виде денежная система независимо от формы имеет следующие структурные элементы:

- наименование денежной единицы и масштаб цен;

- соответствующий порядок эмиссии национальных денежных знаков;

- чеканка металлических монет и порядок их обращения;

- организация и условия безналичного оборота;

- порядок обмена национальной валюты на иностранную;

- валютные коэффициенты;

- денежные знаки и организационные центры денежного обращения

Цена, как и деньги, является элементом категориального ряда товарного производства, она сформировалась в процессе длительного развития отношений обмена. При разных типов товарного производства цены сначала применялись, как особые пропорции обмена когда человечество начало использовать деньги, цена стала денежным отражением ценности товаров современные представления о цене свидетельствуют, что сформулировать единое понятие цены довольно сложно. Смысл цены тесно связан с множеством факторов, влияющих на величину цены достаточно противоречиво в условиях современной рыночной экономики. Все товарные отношения группируются и вращаются на цены, и не случайно существует выражение, что \"цена - это душа рыночной экономики\" без рыночных условий о цене можно не вспоминать, лишь рынок с огромным количеством товаров способен сформировать цены.

Стоимость – это мера альтернативных средств удовлетворения потребностей. Форма функционирования общественного характера производства в условиях общественного разделения труда и экономическое обособление производственно-хозяйственных ячеек отношениями собственности. Так же стоимость является основой, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд, то есть стоимость как бы не существующая, или существующая всего лишь в производстве. получается, что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть не станет товаром, а, следовательно, и овеществленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.

Стоимость бывает индивидуальная и общественная. индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. возьмём несколько товаропроизводителей, которые выпускают одни и те же товары, например, диски. совершенно очевидно, что, каждый, допустим, из пяти рабочих, занимаясь производством дисков, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. следовательно, в дисках будут содержаться различные затраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют его индивидуальную стоимость. Однако каждый рабочий выходит со своим диском на рынок, на котором при одинаковом качестве дисков будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться. Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественная стоимость - это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественная стоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Существует особенность, заключающаяся в том, что при наличии большого числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключённой в более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами, в связи с этим субъективные ценности сводятся к единой общественной. Итак, основой обмена одного товара на другой является стоимость, то общее, что свойственно всем товарам. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара.

Меновая стоимость.

Неразрывно с терминами стоимость и потребительная стоимость связано понятие меновой стоимости. Меновая стоимость является формой выражения стоимости, но также меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой. дин товар имеет множество меновых стоимостей или форм стоимости.

величина стоимости товара, механизм её формирования.
Таким образом, стоимость рабочей силы и стоимость, создаваемая в процессе ее потребления, две различные величины. процесс увеличения стоимости есть не что иное, как процесс образования стоимости, продолженный далее известного пункта, а именно, если процесс образования стоимости продолжается лишь до того, когда уплаченная капиталом стоимость рабочей силы будет возмещена новым эквивалентом, то это будет простой процесс образования стоимости. Если же процесс образования стоимости продолжается далее этого пункта, то он становится процессом увеличения стоимости. Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами труда (существует разная квалификация производителей) - средние условия производства, организация производства, средняя квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Чтобы более полно изложить смысл вышесказанного абзаца, я считаю, что следует более подробно остановиться на понятии «общественно необходимые затраты труда. Итак, они это затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, то есть признанные обществом посредством акта купли-продажи. одни товаропроизводители производят товары в худших условиях и соответственно с большими затратами, другие при средних условиях, третьи при наилучших условиях и соответствующих они будут весьма близки к индивидуальным затратам труда тех производителей, которые поставляют наибольшую часть общей массы данного товара. Например, если из 100 костюмов, сшитых десятью портными, 70 или 80 сшиты при средних условиях, то они будут весьма близки к индивидуальным затратам товаропроизводителей, работающих в этих условиях. Величина стоимости зависит от производительности и интенсивности труда.
Производительность труда- это количество произведенной продукции в единицу времени; эффективность, результативность труда.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени.

Как известно, с точки зрения получаемых результатов конкретного труда эти две категории совпадают между собой. Предположим, что на одном предприятии за рабочую смену (7 ч) в 2 раза увеличилась производительность труда, а на другом за смену той же продолжительности в 2 раза увеличилась интенсивность труда. если до роста производительности и интенсивности труда на каждом из этих предприятий выпускалось по 10 изделий, то, несмотря на то, что на одном из них произошло увеличение производительности труда, а на другом интенсивности труда, оба они будут выпускать за смену по 20 изделий.

Однако с точки зрения абстрактного труда рост интенсивности и производительности труда по-разному влияет на стоимость выпускаемых продуктов. При росте производительности труда увеличение количества выпускаемых изделий достигается изменением условий производства (новая техника), тогда как общие затраты труда остаются практически неизменными, а затраты на единицу продукции уменьшаются в 2 раза. при росте интенсивности труда увеличение выпуска продукции достигается не за счет совершенствования техники, а за счет более напряженного труда, в результате общее количество затраченного труда увеличивается, тогда как затраты его на единицу продукции остаются неизменными. Следовательно, рост производительности труда ведет к снижению стоимости выпускаемого блага, тогда как рост интенсивности труда не оказывает влияния на стоимость. Стоимость единицы продукции при росте производительности труда снижается не пропорционально увеличению объема произведенной продукции. Дело в том, что изменение технического базиса, использование новых технологий, более современных машин, оборудования, новых материалов объективно невозможно без повышения квалификации, получения новых знаний и опыта работниками. поэтому совершенствование рабочей силы объективно повышает квалификацию работника, качество труда, что означает в свою очередь повышение уровня сложности абстрактного труда. это значит, что более сложный труд в одну и ту же единицу времени создает большую совокупную стоимость. Последняя хотя и распределяется на большее количество продукции, но уже в возросших масштабах. Следовательно, темпы снижения стоимости и соответственно цен отстают от темпов роста производительности труда. С другой стороны, на величину стоимости оказывает влияние и сложность труда. По мнению К. Маркса, сложный труд - это умноженный или возведенный в степень простой труд. Таким образом, меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. следовательно, можно сказать, что за единицу времени более сложный труд создает большую стоимость по сравнению с менее сложным или простым трудом. Поэтому более высокая квалификация позволяет создавать более качественные потребительные стоимости, которые по стоимости будут выражаться большими величинами, чем те же потребительные стоимости, но созданные менее квалифицированным трудом. Данная взаимосвязь между квалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживается применительно не только к однородным видам труда, но и к любым видам деятельности. Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Совершенно очевидно, что эти два обособившихся, дифференцированных вида конкретного труда направлены на создание разнородных потребительных стоимостей или благ. каждая из этих двух специальностей имеют свои уровни квалификации, но в то же время одна из них (ювелирное дело), по сравнению с другой (плотницкое дело), несомненно, обладает высшим уровнем подготовки, или более высоким общим квалификационным уровнем. следовательно, с точки зрения создания стоимости один час сложного труда ювелира может создать такую же стоимость, как и восьмичасовой менее сложный труд плотника.

Также важным аспектом в формировании величины стоимости является и то, что стоимость нужно рассматривать и социальном смысле. Для более ясного понимания этого термина рассмотрим следующие ситуации.

 

Абстрактный труд.

Известно, что весь товарный мир — это мир продуктов труда. Но в то же время весь мир товаров, или потребительных стоимостей — это мир существования многообразных разнородных видов кон­кретного труда. Однако попытаемся отвлечься, абстрагироваться от конкретных форм труда, в которых он протекает. В таком случае мы увидим, что и стол, и костюм, и туфли — это овеществленный труд вообще. Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называется абстрактным трудом. Иными словами, абстрактный труд — это труд, отвлеченный от его конкретной формы. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительных стоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи с этим можно заклю­чать, что стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд и выражает его затраты на производство того или иного товара. Также абстрактный труд – это труд, создающий стоимость и пред­ставляющий собой затраты человеческой энергии и вообще, расхо­дование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он вы­ступает в форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. При этом труд, создавая стоимость товаров, т.е. являясь ее субстанцией, сам стоимостью не обладает, ибо не может существовать вне овеществленной формы. Предположим, портной шьет костюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформирует ткань в костюм, точно так же, как в свое время ткач своим конкрет­ным трудом превратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессов изготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в самом широком физиологическом смысле этого слова, что собственно и делает эти разнородные товары (ткань и костюм) похожими друг на друга: и ткань, и костюм оли­цетворяют собой сгустки овеществленного труда ткача и портного. В процессе труда последний овеществляется в своем продукте — товаре. Несмотря на то, что конкретный и абстрактный труд имеют раз­личные результаты (соответственно потребительную стоимость и стоимость), тем не менее как две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потреби­тельная стоимость выступают как стоимость образующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках аб­страктного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, про­стой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости. Также нужно заметить и то, что один и тот же конкретный труд (например, порт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...