Происхождение государства и права
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Предмет и методология теории государства и права
Контрольный тест 1. Что является предметом Теории государства и права как науки? а) Общественные отношения, урегулированные правом; б) общие закономерности возникновения, развития и функ- ционирования государства и права в обществе; в) государство и право; г) все ответы правильные.
2. Предмет и метод Теории государства и права соотносятся следующим образом: а) предмет определяет методы его исследования; б) методы определяет исследователь независимо от предме- та исследования; в) предмет и метод существуют независимо друг от друга; г) ориентируясь на соответствующие методы, ученые опре- деляют предмет теории государства и права.
3. Кто из студентов прав, отвечая на вопрос о системе юри- дических наук? а) Студент Иванов, отнесший Криминологию к отраслевой юридической науке, а Теорию уголовного права — к специаль- ной юридической науке; б) студент Петров, отнесший Теорию государства и права к историко-теоретической группе юридических наук, а Теорию гражданского права — к отраслевой юридической науке; в) студент Сидоров, отнесший Криминалистику к специаль- ной юридической науке, а Теорию государства и права — к от- раслевой юридической науке; г) все ответы правильные.
4. Методологический подход, в рамках которого раскрыва- ется содержание основных политико-правовых ценностей, таких как правопорядок, законность, легитимность и др., называется: а) синергетическим; б) аксиологическим; в) семиотическим; г) психологическим.
5. Общая теория государства и права выполняет следующие функции: а) регулятивную, охранительную, социального контроля; б) воспитательную, историческую, политическую;
в) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую; г) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономи- ческую.
6. Правовой эксперимент необходим: а) для развития юридической науки; б) для того чтобы определить эффективность правовой нор- мы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства; в) для совершенствования правоприменительной деятельности; г) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.
7. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых сис- тем плодотворно применяется: а) метод анализа и синтеза; б) кибернетический метод; в) статистический метод; г) сравнительно-правовой (компаративистский) метод.
8. Систему средств, набор способов изучения возникнове- ния, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет: а) методология; б) концепция; в) парадигма; г) практика.
9. Специальные научные методы — это: а) методы, которые используются во всех конкретных науках; б) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках; в) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений; г) методы, разрабатывающиеся в рамках различных фило- софских школ и направлений для познания окружающего мира.
10. Определите, к какой группе юридических наук относят- ся следующие науки: Конституционное право (а), Хозяйствен- ное право (б), Теория государства и права (в), Уголовное право (г), Криминалистика (д), Международное частное право (е), Ис- тория учений о праве и государстве (ж), Судебная бухгалте- рия (з), История государства и права (и), Гражданское право (к), Международное публичное право (л), Административное право (м).
а) историко-теоретические — это: б) межотраслевые — это: в) отраслевые — это: г) прикладные — это: д) международные — это:
11. Наука «Теории государства и права» отличается от соот- ветствующей учебной дисциплины тем, что: а) наука изучает все закономерности возникновения, разви- тия и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина только те, которые являются необходи- мыми для дальнейшего изучения юриспруденции; б) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина — только свой предмет; в) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще по- знается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано; г) наука развивается учеными-юристами, а учебная дисцип- лина только преподавателями юридических вузов.
12. Основное отличие теории права и государства от отрас- левых юридических наук состоит в том, что: а) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук; б) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства — все законодательство в целом; в) теория права и государства изучает общие закономерно- сти возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются дан- ной отраслью права; г) содержание отраслевых наук всегда связано с юридиче- ской практикой, а теория права и государства развивается неза- висимо, изолированно. Тема 2 Происхождение государства и права
Контрольные тесты Те ст 1 1. Род характеризуют следующие признаки: а) кровное родство; б) члены рода ведут совместное хозяйство; в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности; г) общность людей, проживающих на определенной терри- тории.
2. «Неолитическая революция» — это: а) переход от классового общества к бесклассовой структуре; б) переход от вождизма к государству; в) переход от присваивающего хозяйства к производящему; г) одно из общественных разделений труда.
3. В государствах древности (раннеклассовых) формируют- ся три центра управления:
а) законодательная, исполнительная и судебная власти; б) городская община, дворец, храм;
в) государство — гражданское общество — население; г) народное собрание — сенат — магистратуры.
4. Первичные государства были: а) рабовладельческими; б) раннеклассовыми; в) раннефеодальными; г) чаще всего городами-государствами.
5. Мононормы регулируют общественные отношения в: а) буржуазном обществе; б) рабовладельческом обществе; в) первобытном обществе; г) феодальном обществе.
6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью: а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали; б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу; в) эстетических норм, технических норм; г) с помощью всего вышеперечисленного.
7. Легальность государственной власти — это: а) подчиненность нормам права; б) монополия на принуждение; в) общеобязательный характер ее велений; г) все ответы правильные.
8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был: а) Ф. Энгельс; б) Т. Гоббс; в) Аристотель; г) Ф. Аквинский.
9. Какая из концепций происхождения государства полага- ет, что государство возникло как результат обдуманного, рацио- нального выбора людей? а) Теологическая;
б) патриархальная; в) общественного договора; г) ирригационная.
10. Укажите один из признаков власти в условиях перво- бытного общества: а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп; б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии; г) добровольность выполнения решений власти.
11. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Госу- дарства потому вначале и управлялись царями, что они образо- вывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»? а) Психологической; б) теории насилия; в) естественно-правовой; г) патриархальной.
12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была ос- новной организацией первобытного общества: а) семья; б) род; в) соседская община; г) верный ответ отсутствует. Те ст 2 1. Власть — это: а) организационная сила, обеспечивающая устойчивый по- рядок в обществе; б) надстройка общества; в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством; г) политическая, структурная и территориальная организа- ция общества.
2. В понятие «публичная власть» входят: а) профсоюзы; б) региональные организации; в) органы принуждения; г) политические партии.
3. Укажите один из признаков первобытного общества: а) наличие аппарата управления; б) слитность прав и обязанностей членов общества; в) наличие аппарата принуждения; г) сбор налогов.
4. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основ- ной организацией первобытного общества: а) семья; б) род; в) соседская община; г) верный ответ отсутствует.
5. Укажите один из признаков власти в условиях первобыт- ного общества: а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп; б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии; г) добровольность выполнения решений власти.
6. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая: а) выражение интересов всего рода; б) принудительность исполнения; в) отсутствие различий между правом и обязанностью; г) устная форма передачи из поколения в поколение.
7. Власть в первобытном обществе опиралась: а) на систему органов власти; б) на обычай и авторитет; в) на вооруженную силу; г) на политические организации.
8. Мононорма — это: а) обычай; б) норма морали; в) правило поведения, содержащее признаки многих соци- альных регуляторов; г) религиозная норма.
9. Неолитической революцией называют: а) начало применения железных орудий труда; б) отделение ремесла от земледелия; в) отделение скотоводства от земледелия; г) переход от присваивающего хозяйства к производящему.
10. Первые государства возникли: а) на ближнем Востоке и в Египте; б) в Северной Америке; в) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек; г) в районе Восточно-Европейской возвышенности.
11. Государство возникло: а) в X тыс. до н. э.; б) в VIII тыс. до н. э.; в) в IV — III тыс. до н. э.; г) в I тыс. до н. э.
12. Укажите одну из причин возникновения государства на Древнем Востоке: а) разделение общества на классы; б) потребность в строительстве масштабных ирригацион- ных систем; в) завоевание огромных территорий; г) верный ответ отсутствует.
Те ст 3 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства: 1) теологическая; 2) патриархальная; 3) договорная;
4) органическая; 5) насилия; 6) психологическая; 7) классовая; а) Ш. Ян, Л. Гумплович, К. Каутский; б) А. Августин, Ф. Аквинский; в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий; д) Г. Спенсер; е) Аристотель; ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.
2. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение го- сударства как результат добровольного соглашения людей: а) теологическая; б) патриархальная; в) общественного договора; г) классовая.
3. Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»: а) завоеванием одного народа другим; б) непримиримостью борьбы классов; в) переходом общества от присваивающей экономики к производящей; г) проявлением свойств человеческой психики.
4. Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной воз- никновения и развития государства? а) Воля Бога; б) организация общества для самосохранения и развития; в) естественный процесс развития человеческой семьи; г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.
5. Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства? а) Общественный договор; б) появление частной собственности на орудия и средства производства; в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой; г) воля Бога.
6. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже: а) основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны, а второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с дру- гими странами. Процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира; б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, об- разовались классы. Потребовалась сила, чтобы управлять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой и стало государство; в) человеческие расы физически и психологически неравно- ценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны гос- подствовать над остальными с помощью государства и законов; г) после многолетних кровавых споров о том, кто кому дол- жен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие — их слушаться, платить налоги, нести военную службу; д) государство происходит из семьи в результате ее разрас- тания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государ- ственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи; е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других — подчиняться. На- род — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Власт- вуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
7. Укажите, кому из теоретиков возникновения государства могли принадлежать слова: «Война, грубая сила — вот пови- вальная бабка государства. Государство создается завоевателя- ми и поддерживает их власть, господство над побежденными»: а) Ш.-Л. де Монтескье; б) Ф. Аквинскому; в) Л. Гумпловичу; г) Л. Петражицкому.
8. Материалистическая теория объясняет возникновение го- сударства: а) психологическими переживаниями людей; б) коренными изменениями в экономической сфере; в) завоеванием одного народа другим; г) необходимостью самосохранения и саморазвития общества.
9. Укажите, представителем какой теории происхождения го- сударства является автор приведенного ниже отрывка: «Государ- ства потому вначале и управлялись царями, что они образовыва- лись из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»: а) психологической; б) теории насилия; в) естественно-правовой; г) патриархальной.
10. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор цитаты: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми не- отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав уч- реждены среди людей правительства, заимствующие свою спра- ведливую власть из согласия управляемых»: а) теологической; б) психологической; в) историко-материалистической; г) естественно-правовой (договорной).
11. Укажите, в каком регионе мира процесс возникновения государства является подтверждением ирригационной теории происхождения государства: а) Латинская Америка; б) Междуречье; в) Западная Европа; г) Дальний Восток. 12. Укажите, какое идеологическое течение XX века ис- пользовало положение расовой теории происхождения государ- ства для обоснования необходимости захвата других территорий и народов: а) либерализм; б) консерватизм; в) фашизм; г) коммунизм.
Тема 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|