Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое значение теории эластичности.




Логическая схема построения параграфа.

А. Определение ценовой политики фирмы с учетом эластичности спроса по цене.

 
 

           
 
1< |Edp| < ¥ I   Р­ ТR¯   Р¯ TR ­  
 
|Edp|=1   Р­ ТRconst   Р¯ ТRconst  
 
0<|Edp|<1   Р­ TR ­     Р¯ ТR¯    


2. Механизм распределения налогового бремени в зависимости от ценовой эластичности спроса и предложения.

 
 


 

 

Теория эластичности играет важную роль в определении экономической политики фирм и правительства, широко используется как в микро-, так и в макроэкономических моделях. В рамках макроэкономического подхода данная теория применяется для анализа совокупного спроса и совокупного предложения, состояния финансовых и товарных рынков, при выработке мероприятий по государственному регулированию экономики и др. На микроуровне использование теории эластичности является основой прогнозирования поведения потребителей, определения тактики и стратегии производителей на рынке.

Рассмотрим пример, связанный с определением ценовой политики фирмы с учетом эластичности спроса на реализуемые ею товары. Для принятия решения относительно повышения либо понижения цены фирме необходимо знать, как данный шаг отразится на размерах ее общей выручки (TR), которая равна произведению количества проданного товара (Q) и цены за его единицу (Р). Ранее были приведены примеры, иллюстрирующие последствия понижения цены с точки зрения динамики выручки в случаях с эластичным и неэластичным спросом, а также спросом с единичной эластичностью (рис. 6 и рис.). Из них следует, что при Edp >1 снижение цены за единицу товара приводит к росту выручки, повышение цены – к ее падению. При Edp <1, наоборот, при снижении цены выручка фирмы падает, а при увеличении растет. При Edp =1 и при снижении, и при увеличении цены выручка остается неизменной. Данная зависимость отражена в таблице (6.1):

 

Таблица 6.1

 

Зависимость между прямой эластичностью спроса по цене и общей выручкой

 

Коэффициент эластичности спроса по цене (Еdp) Увеличение цены(Р­) Падение цены (Р¯)
1< |Edp| < ¥ Выручка падает (ТR¯) Выручка растет (TR ­)
|Edp|=1 Выручка неизменна (ТRconst) Выручка неизменна (ТRconst)
0<|Edp|<1 Выручка растет (TR ­) Выручка падает (ТR¯)

 

Следует отметить, что знание зависимости между эластичностью спроса и выручкой является важным, но не единственным моментом для определения ценовой политики фирмы. При принятии решения об изменении цены фирма должна обязательно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением чистой монополии) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, поскольку необходимо принимать во внимание реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Приведем пример практической значимости теории эластичности, связанный с налоговой политикой государства. Налогообложение в реальной действительности не всегда совпадает с юридическими аспектами данной проблемы. Юридически плательщиками налога выступают конкретные субъекты хозяйствования (индивиды, домохозяйства, фирмы), однако, на практике между ними повсеместно имеет место перераспределение налогового бремени. Причем структура налогообложения и ее изменение, как показывает опыт, непосредственно зависят от эластичности спроса и предложения товара, облагаемого налогом.

Предположим, что государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара в виде налога с продаж. Очевидно, что продавцы данного товара прибавят сумму налога к первоначальной цене. С точки зрения графической это выразится в смещении кривой предложения S вверх на величину налога и в возникновении ситуации нового равновесия.

 

Рис. 6.10.Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями.

 

Общая сумма налога будет состоять из трех слагаемых: суммы налога, которую выплатят потребители, суммы налога, которую выплатят производители и избыточного налогового бремени или чистых потерь общества (рис. 6.4.1). Избыточное налоговое бремя - это стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело дополнительный налог. Чистые потери общества возникают в связи с тем, что после введения налога и, соответственно, подорожания товара определенная часть потребителей не может его купить, а определенная часть производителей не может его произвести.

Что же касается структуры налога, то она будет зависеть от относительной эластичности спроса и предложения. Бремя налогов в большей степени ляжет на потребителя, если спрос на данный товар менее эластичен, чем его предложение, и, наоборот, на производителя, если предложение данного товара менее эластично, чем спрос на него.

 

 

Доцент, к.э.н., Рудак А.А.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...