Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темпераментальные особенности




 меланхолики – легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагируют на окружающее;

 флегматики – невозмутимы, постоянны в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены;

 сангвиники – живые, подвижные, быстро отзываются на окружающие события, сравнительно легко переживают неудачи и неприятности;

 холерики – быстрые, порывистые, способны страстно отдаваться делу, но неуравновешенны, склонны к бурным эмоциям, резким переменам

настроения.

Выделение темпераментов позволило свести все бесчисленные различия между людьми в несколько общих картин поведения, что положило начало научной типологии и современным учениям об индивидуальных различиях между людьми.

Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов.

 

Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты!!!!! Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент

существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности.

 

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, преобладание отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Флегматический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При

неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений,

их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

 

Темпераментальные особенности психики человека проявляются не только во внешней манере поведения и движениях, но сказываются и на общей работоспособности во всех видах деятельности, в том числе трудовой и учебной. При этом установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и типовыми особенностями психики, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей психики изменяется способ осуществления

самой деятельности, а, следовательно, для различных типов психики имеются свои наиболее эффективные способы деятельности.

 

У лабильных типов (меланхоликов и холериков) к быстрому возникновению усталости, падению работоспособности, резкому возрастанию количества ошибок, многократному снижению скорости деятельности приводит:

 длительная напряженная работа;

 ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического

напряжения самостоятельная работа;

 отрицательная оценка их деятельности;

 работа в шумной, неспокойной обстановке.

 

У интровертов (флегматиков и меланхоликов) особые затруднения возникают в тех ситуациях, когда:

 необходимо выполнять работу разнообразную по содержанию и способам деятельности;

 приходиться в высоком темпе работать с плохо структурированным

материалом;

 работа будет оцениваться, а время на ее выполнение жестко ограничено;

 требуется частое переключение внимания с одного вида работы на другой;

 после первого знакомства с новым видом деятельности оценивается

их продуктивность;

 при высоком темпе работы требуется проявлять сообразительность;

 требуется быстрое решение неожиданных вопросов.

 

В указанных ситуациях у стабильных и экстравертов изначально существуют преимущества перед лабильными и интровертами. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их привычкам, естественным проявлениям. Лабильные и интроверты действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку особенности их темперамента и внешние обстоятельства вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других – они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Между тем, зная собственные темпераментальные особенности, можно сделать свою деятельность более эффективной.

 

Лабильным типам желательно:

 осторожнее оценивать свои неудачи, из-за очень болезненного отношения к ним;

 формировать уверенность в собственных силах;

 при необходимости выполнения в ограниченный промежуток времени большого объема работы, разнообразной по содержанию, стараться разбить ее на отдельные части, и выполнять поэтапно;

 создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

 

Интровертам необходимо придерживаться следующих правил:

 резервировать достаточно времени на обдумывание, подготовку, проверку и исправление работы;

 не ожидать от себя немедленного включения в работу, так как активность интроверта в новом виде деятельности возрастает постепенно, следовательно, необходимо время для переключения;

 стараться заранее готовиться или избегать вопросов, требующих неожиданных ответов, импровизации;

 во время выполнения работы не отвлекаться от нее, переключая внимание на что-либо другое;

 не ожидать от себя высокой активности в выполнении быстро меняющихся, разнообразных заданий;

 выделять себе время, чтобы иметь возможность «переварить» новую информацию.

 

У лабильных типов есть свои преимущества в деятельности: они тщательнее контролируют правильность выполнения работы, проверяют полученные результаты и в спокойной доброжелательной обстановке допускают

меньше ошибок, чем стабильные.

У интровертов преимуществ в деятельности больше:

 Интровертов отличает медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообразной, монотонной работе, к действиям по шаблону, схеме.

 Они работают обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие планомерных действий. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, а выполняют их в строгой последовательности.

 Интроверты склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.

 Они склонны к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения. Кроме того, за счет тщательной подготовительной работы интроверты обстоятельнее усваивают материал и потому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуется более глубокое понимание и знание предмета.

 Интроверты (в отличие от экстравертов) приступают к действиям, лишь до конца разобравшись, что необходимо делать. В работе, требующей сообразительности, интроверты принимают активное участие, если у них имеется достаточно времени для обдумывания. Кроме того, они активны в хорошо освоенной ими деятельности. Долговременная память у интровертов развита лучше, чем кратковременная.

 Если имеется возможность произвольно организовать свою деятельность, то интроверты способны быстро выполнять задания. Высокой скорости они достигают за счет специальной организации процесс (например, отсутствия отвлечений на общение, продуманного размещения подсобных материалов и инструментов). По этой же причине они легче справляются с самостоятельной работой, проявляя высокую степень независимости в выполнении заданий.

Лабильные типы и интроверты могут компенсировать «минусы» своего темперамента и более эффективно организовать свою деятельность, освоив некоторые приспособительные приемы, например:

 Лабильные типы могут компенсировать свою быструю утомляемость

частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания усиленным контролем и проверкой работ после выполнения. А предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание информации, ее систематизации, составление плана работы позволит лабильным людям уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их деятельности.

 Тщательная предварительная подготовка работы позволяет компенсировать медленный темп умственной деятельности интровертам, особенно на этапе врабатываемости. Другой приспособительный прием называется «предваряющие ответы»: если студент-интроверт не успевает решить предлагаемое в данный момент задание, то, зная последовательность заданий, он может увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее.

Свои сложности (правда, не столь ощутимые) имеются и у экстравертов, которые тяжело переносят однообразие и монотонность. В ситуациях, требующих соблюдения шаблонов, систематизации, планирования и проверки выполняемой работы они часто прибегают к различным способам, чтобы разнообразить свою деятельность: отвлекаются от дела, общаются с коллегами, друзьями и т.д. В этом случае рекомендуется учиться осознанно направлять свою активность на конструктивную, продуктивную деятельность, например, других путей решения стоящих задач и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...