Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы анализа и интерпретации, данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций




Заключительный этап эмпирического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют исследователю сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа исследователи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных.

Так, если исследователь определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ анализ содержания) рассчитан на извлечение социальной информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т.д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей эмпирического исследования.

При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.

Ранжирование это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

 

Варианты программ эмпирического социального исследования

 

Тема: «Девиантное поведение школьников: детерминирующие факторы».

Актуальность исследования.

Молодым людям свойственна способность быстрого принятия и усвоения всего нового, нетрадиционного. Поэтому социальные процессы, происходящие в нашем обществе, во многом созвучны устремлениям молодежи, как наиболее мобильной и в наименьшей степени склонной к консерватизму части общества.

Но быстрые радикальные социальные перемены привели к тому, что почти все субъекты общественной жизни утратили свою прежнюю идентификацию; институты, занимающиеся социализацией подрастающего поколения, находятся в состоянии социальной дезорганизации; культурные ценности, нормы, взаимосвязи отсутствуют, ослабевают, либо вообще противоречат друг другу. В таких условиях резко снижается эффективность успешной социализации молодежи.

И, как следствие, мы наблюдаем устойчивую тенденцию к увеличению случаев асоциального поведения. Динамика и особенности подростковой преступности, девиации – это показатель того, насколько успешно молодое поколение адаптируется к новым социально-экономическим условиям.

Распространение различных форм девиантного поведения провоцируется самим обществом, которое живет сейчас в состоянии аномии. В этих условиях естественные трудности взросления молодежи многократно усиливаются, а это увеличивает риск ее попадания в маргинальные слои, в группы “новых – бедных”, в преступные, девиантные группы.

В то же время снижение уровня жизни огромного числа людей и связанные с этим изменения в их образе жизни способствуют социальной депривации, когда молодые люди постепенно лишаются необходимых для их жизни и развития условий - нормального питания, качественного образования, досуга, медицинского обслуживания. Это тоже способствует девиантному поведению, “классические” формы которого уже даже у школьников связанны с преступностью, курением, употреблением алкоголя, наркотиков.

Все большее распространение и рост в подростковой, школьной среде девиаций существенно актуализирует необходимость всестороннего научного познания социальных факторов, детерминирующих этот феномен.

Цель исследования – выявить комплекс основных социальных факторов, детерминирующих девиантное поведение школьников в современном обществе и предложить основные направления сокращения асоциальных девиаций в поведении школьников.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, содержание, структуру, особенности девиантного поведения школьников в современный период развития общества.

2. Дать количественные и качественные характеристики девиантного поведения современных школьников.

3. Определить объективные условия, субъективные факторы, детерминирующие девиантное поведение школьников.

4. Наметить основные направления сокращения девиантного поведения школьников.

Объектом исследования является девиантное поведение школьников в современном обществе.

Предметом выступают социальные факторы, детерминирующие девиантное поведение школьников.

Теоретическая интерпретация основного понятия.

В последние годы проблема асоциальных девиаций приобретает особую значимость. Актуальность разработок в этой области настолько велика, что исследования ведутся в контексте различных научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, медицины, криминологии.

“Девиация” в переводе с латыни – это отклонение от дороги. Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения получило широкое распространение сначала в зарубежной, а затем и в отечественной науке, в связи с развитием теории аномии, представленной Э.Дюркгеймом.

Дальнейшие исследования этого социального явления способствовали появлению новых теорий отклоняющегося поведения. Например, значительный вклад в разработку этой тематики внесли Р.Мертон, А.Коэн, Э.Сазерленд, Т.Селлин, Г.Шнайдер, Э.Шур и др.

Но, так как каждый из названных авторов в своих теориях рассматривал определенный аспект этого социального феномена, предлагал свою трактовку понятия отклоняющегося поведения, давал свое объяснение девиациям, вовлекая в проводимые исследования все новые отрасли науки, предмет социологии девиантного поведения продолжал видоизменяться и расширяться. В результате под девиантным поведением стали пониматься разноплановые явления как социального, так и психофизиологического свойства, а это затрудняло выработку единых подходов, интегрированной парадигмы. При этом большая часть исследований касалась проблем, скорее, правонарушений, чем отклонений, и изучение причин и факторов, детерминирующих девиантное поведение, осуществлялось с позиции превенции и контроля за отдельными видам преступности.

В России изучение девиантного поведения шло двумя путями. Во-первых, в недрах таких наук, как криминология, наркология, суицидология, с середины 19-го века вызревало социологическое осмысление социальных реалий, и во-вторых, в конце 60-х - начале 70-х годов двадцатого века появились первые отечественные труды, положившие начало формированию социологии девиантного поведения и социального контроля как самостоятельной науки.

Многие современные ученые изучение такого сложного социального явления, как девиантное поведение, считают возможным только при условии совмещения двух подходов – социологического и психологического.

В целом анализ развития зарубежной и отечественной социологической мысли по проблемам девиантного (делинквентного) поведения показал, что в обществознании достаточно глубоко проработаны целые пласты теоретико-методологического осмысления генезиса, детерминации, социальных последствий девиаций среди несовершеннолетних. Необходимость междисциплинарного исследования девиантного поведения признается большинством современных ученых, но без концептуального социологического блока сам междисциплинарный подход, его реализация вряд ли могут быть обеспечены.

В ходе исследования применялись следующие методы:

1. Общенаучные: сравнительно-типологический, логический, с помощью которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении; функциональный анализ, позволивший определить взаимосвязь элементов социальной структуры общества; сравнительно-исторический – показавший тенденции развития девиаций; статистические методы обработки полученной социальной информации; анализ литературы по изучаемой проблематике.

2. Социологические: анкетирование школьников, их родителей, педагогов; интервьюирование педагогов; экспертное интервью руководителей школ, специалистов Управления образования, Инспекции по делам несовершеннолетних; анализ документов – статистических отчетов, отчетов Управления социологических исследований, экономического анализа и развития предпринимательства Администрации г.Набережные Челны; средств массовой информации.

Гипотеза исследования. Социальная дезорганизация, разрегулированность взаимодействия социальных институтов, участвующих в социализации школьников, актуализирует весь комплекс социальных факторов, детерминирующих их девиантное поведение.

Эмпирической базой исследования являлись школы г.Набережные Челны, в которых были проведены социологические исследования.

Всего по изучаемой проблематике было проведено 3 социологических исследования, в которых использовались квотная и серийная выборки. Тип выборки и объем выборочной совокупности в каждом отдельном случае определялся задачами и аналитическими требованиями исследования и составлял от 722 до 1120 человек.

В информационную базу работы так же включены результаты исследований Управления социологических исследований, экономического анализа и развития предпринимательства Администрации города Набережные Челны.

Тема: «Школа как агент социализации»

Актуальность исследования.

В современной ситуации социальных изменений, характеризующихся интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, происходит резкая ломка привычного уклада жизни, утрата прежних ценностных ориентиров и трудность проявления и обретения «новых».

Социализация подростков, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни во взрослом мире всегда являлась одной из важнейших задач школы.

Перед современным подростком, а следовательно и перед современной школой встает задача другого уровня сложности. Это связано с тем, что подростки сегодня находятся в иной социальной ситуации, характерными чертами которой являются экономический кризис, расслоение общества, изменение его структуры, ухудшение материального положения большей части населения страны, отсутствие общегосударственной идеологии и четких социальных, нравственных и духовных ориентиров, криминализация, рост наркомании и алкоголизма и т.д.

В настоящее время деятельность школы как института социализации подрастающего поколения – малоэффективна. Из-за этого осложняется процесс адаптации молодого поколения к новым социально-экономическим условиям, нарушается воспроизводство общественной структуры, освоение и развитие культуры.

Имеющиеся в современном обществе проблемы социализации подростков актуализируют необходимость всестороннего систематизированного научного познания социальных факторов, детерминирующих этот процесс, в частности, деятельность школы как одного из основных агентов социализации подростков.

Цель исследования – определить место и роль школы в процессе социализации подростков в условиях трансформации современного российского общества и предложить основные направления оптимизации влияния школы на этот процесс.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- уточнить понятие, содержание, структуру и особенности социализации подростков в условиях трансформации российского общества;

- определить место и роль современной школы в системе агентов социализации личности подростка;

- раскрыть механизмы влияния школы на процесс социализации подростков;

- выявить особенности процесса социализации подростков в различных типах средних образовательных учебных заведений (инновационных, традиционных, профессиональных училищах);

- наметить основные направления оптимизации процесса социализации подростков в условиях современной школы.

Объектом исследованияявляется процесс социализации подростков в условиях современного общества.

Предметом - влияниешколы на социализацию подростков.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие социально-философские и социологические теории, концепции, подходы:

- системный метод и комплексный подход как направления методологии научного познания социальных процессов (Г.М.Андреева, С.А.Беличева, Л.С.Выготский, В.В. Иванов);

- деятельностный подход к формированию личности (Е.А. Ануфриев, В.Г. Афанасьев, Л.Г. Буева);

- концепции социальной стратификации, позволившие охарактеризовать процессы в современном российском обществе, в условиях которых происходит социализация подростков (М. Вебер, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, Т. Парсонс).

В ходе исследования применялись следующие методы:

1. Общенаучные: сравнительно – исторический, позволивший проследить особенности процесса социализации подростков на различных этапах развития общества; сравнительно – типологический, логический, при помощи которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении; статистические методы обработки полученной информации; анализ литературы по изучаемой проблеме.

2. Социологические: экспертное интервью специалистов Управления образования, руководителей школ; анкетирование школьников, учащихся училищ, их родителей, педагогов; анализ документов – статистических отчетов, социологических отчетов, материалов, опубликованных в средствах массовой информации.

Информационную базу исследования составили результаты опубликованных социологических исследований по Российской Федерации и Республике Татарстан, данные статистических отчетов Управления образования, результаты исследований Управления социологических исследований, экономического анализа и развития предпринимательства администрации города Набережные Челны. Основным источником социологической информации стали результаты социологических исследований, двух игр (по технологии «системный решатель проблем», автор В.Ш. Рапопорт), проведенных автором диссертационной работы на базе школ, профессионально-технических училищ г. Набережные Челны в период с 1998 по 2001 год.

Всего по изучаемой проблеме было проведено 3 социологических исследования, в которых использовалась многоступенчатая (школы, профессионально-технические училища, «параллель», класс) квотная (по признакам: пол, возраст, национальность, успеваемость, тип учебного заведения) или серийная (классы, группы) выборки. Объем выборочной совокупности в каждом случае определялся аналитическими требованиями исследования и составлял от 530 до 1120 человек. Предельная ошибка репрезентативности составила 5%.

Научно-практическая значимость

Данное сследование вносит определенный вклад в разработку проблемы социализации подростков, молодежи. В работе проанализированы актуальные аспекты социализации подрастающего поколения, связанные с этим проблемы школы как агента социализации. Намечены перспективные направления, как для изучения этого процесса, так и для принятия комплексных мер по его оптимизации.

Результаты исследования могут быть использованы для социальной диагностики состояния социализации школьников, подростков, а также при разработке долгосрочных и оперативных программ молодежной политики, комплексных программ социализации, воспитания школьников в системе образования. Выводы и результаты исследования могут применяться в учебных целях при чтении спецкурсов по социологии образования, воспитания, семьи, молодежи.

Варианты анкет

АНКЕТА УЧЕНИКА

Дорогой друг!

Лаборатория социальных исследований проводит исследование и предлагает Вам ответить на вопросы, касающиеся изучения Вами татарского языка в школе. Это поможет скорректировать методы, форму, организацию преподавания татарского языка в школе.

Для нас нет хороших или плохих ответов. Главное – Ваша искренность и точность, которые помогут изучению этих вопросов. Отвечая на вопросы, обведите кружком номер того ответа, который в большей степени соответствует Вашему личному мнению или допишите свой ответ.

Фамилию указывать не обязательно.

 

«Какими языками Вы владеете и в какой степени?»

Степень владения Татарским Русским Языком др. народа Иностранным
  Свободно владею        
  Испытываю различные затруднения        
  Могу читать лишь со словарем        
  Почти не владею        
  Не владею        

 

6. Какому языку Вы хотели бы уделить наибольшее внимание?

1) русскому 2) татарскому 3) английскому (др. иностранному)

7. Хотите ли Вы лучше знать татарский язык?

1) да 2) нет 3) затрудняюсь ответить

8. В какой степени Вы хотели бы знать татарский язык?

1) понимать татарскую речь

2) уметь разговаривать

3) уметь читать и писать

4) знать в совершенстве

5) другое _____________________

 

«Как Вы оцениваете заинтересованность и успехи учеников Вашего класса в изучении татарского языка (по сравнению с другими предметами)?»

9. Успеваемость в классе а) б) в) г) д) варианты ответов а) значительно выше, чем по другим предметам б) выше, чем по другим предметам в) такая же, как на других предметах г) немного ниже д) значительно ниже
10. Посещаемость занятий а) б) в) г) д)
11. Активность учащихся а) б) в) г) д)
12. Заинтересованность в предмете а) б) в) г) д)

13. Устраивает ли Вас учебная нагрузка (количество уроков в неделю) по татарскому языку?

1) уроков мало

2) уроков достаточно

3) уроков слишком много

4) затрудняюсь ответить

14. «По каким учебникам Вы изучаете татарский язык? (напишите) ____________________

15. «Устраивают ли Вас учебники, по которым Вы изучаете татарский язык?

16. «Какие формы занятий чаще всего применяют на уроках татарского языка?

(групповая, индивидуальная, самостоятельная, игровые формы, чтение и перевод, другие) напишите какие ____

17. «Какие виды занятий Вам больше всего нравятся? (напишите) _____________________

18. Проводятся ли у Вас в школе конкурсы, олимпиады по татарскому языку, культуре и истории татарского народа?

1) да 2) нет 3) не знаю

19. Если проводятся, то принимаете ли Вы в них участие?

1) да, стараюсь регулярно участвовать

2) иногда принимаю участие

3) нет, не принимаю участия

20. Помогают ли Вам родители (другие родственники) в изучении татарского языка?

1) да, постоянно 2) иногда 3) нет, не помогают

 

«Выберите из ниже перечисленных факторов те, которые в наибольшей степени влияют на Ваше желание изучать татарский язык (можно отметить не более 3-х вариантов ответов)

21. Это обязанность каждого человека – владеть языком народов республики, где проживаешь.

22. Это позволяет расширить мировоззрение, кругозор.

23. Интерес к татарской культуре, литературе, искусству.

24. Знание языка помогает лучше узнать родной край.

25. Это позволяет мне более полноценно общаться с друзьями.

26. Это необходимо для моей будущей профессии.

27. Заставляют родители, учителя (чтобы они не ругали).

28. Чтобы получить хорошую отметку, не портить аттестат.

29. Нравится учитель татарского языка.

30. На уроках по изучению татарского языка интересно.

 

 

АНКЕТА АБИТУРИЕНТА

 

Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы можете вписать свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, давшему Вам анкету. В том случае, если Вы уже являетесь студентом и Вам предложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ, либо отдайте анкету знакомому абитуриенту.

 

1. Какое вы получили образование:

а) Неполное среднее

б) Среднее

в) Среднее специальное

г) Высшее

2. Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного заведения будут определять ваш доход и престиж:

а) Будут иметь решающее значение

б) Будут оказывать весомое влияние

в) Будут оказывать слабое влияние

г) Не будут оказывать никакого влияния

3. Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:

а) престижем учебного заведения

б) заработной платой преподавателя

в) научной деятельностью преподавателя

г) стажем работы преподавателя

д) другое_______________________________________

4. Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащенность выше, чем при бесплатном образовании:

а) Да

б) Нет

5. Вы считаете, что платное обучение более престижно:

а) Да

б) Нет

6. Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную:

а) Да

б) Нет

7. Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение:

а) Жизненно важно

б) Не очень важно

в) Не важно

8. Как вы считаете, где легче учиться:

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения

9. Как вы считаете, где выше качество получаемого образования:

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения

 

 

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ

 

Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном изучению проблем молодежи.

Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите кружком. Там, где необходимо, напишите свой ответ.

Гарантируем анонимность ответов.

Заранее благодарим за помощь.

 

1. Насколько Вы уверенно чувствуете себя в жизни?

- очень уверенно

- уверенно

- не очень уверенно

- совсем не уверенно

- затрудняюсь ответить

2. Довольны ли Вы сейчас в целом своей жизнью?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Хотели бы Вы сейчас что-то изменить в своей жизни?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

- затрудняюсь ответить

4. Если да, то что именно

(напишите)____________________________________

5. Где Вы чувствуете себя уютнее и комфортнее всего?

- у себя дома

- дома у друзей и знакомых

- в школе

- на улице

- на дискотеках, в клубах, барах

- в кружках, секциях

- де еще? (напишите)_____

- затрудняюсь ответить

6. Конфликтуете ли Вы с родителями и как часто?

- очень часто

- часто

- не часто, но и не редко

- редко

- очень редко

- Конфликтов между нами не бывает

- затрудняюсь ответить

7. Если у Вас с родителями бывают конфликты, то обычно:

- вы миритесь довольно быстро

- все проходит довольно быстро само собой

- вы не разговариваете друг с другом несколько часов

- вы не разговариваете друг с другом несколько дней

- конфликт тянется постоянно

- другое______________________________

- затрудняюсь ответить

8. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

- занимаюсь домашними делами

- смотрю телепередачи, слушаю радио

- читаю, занимаюсь самообразованием

- занимаюсь спортом

- занимаюсь музыкой

- занимаюсь в кружке, студии

- обучаюсь на курсах

- хожу в гости, принимаю гостей

- гуляю с друзьями

- ничего не делаю

- подрабатываю

- посещаю театр, кинотеатр, концерты

- посещаю дискотеки, кафе, бары

- играю на компьютере

- занимаюсь хобби (каким)­­­­­­____________________

- другое____________________________________

- затрудняюсь ответить

9. Ваша успеваемость в школе?

- отличная

- хорошая

- удовлетворительная

- неудовлетворительная

10. Ваш возраст?

- 12-13 лет - 14-15 лет - 16-17 лет

11. Назовите, пожалуйста, материальные возможности Вашей семьи

- денег не хватает даже на продукты питания

- денег хватает только на продукты питания

- все уходит на продукты питания и покупку самого необходимого

- можем купить дорогие товары

- затрудняюсь ответить

 

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ

Городская школьная психологическая служба по заказу ГУНО проводит социологическое исследование с целью выявления причин, влияющих на эффективность учебной деятельности. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде для принятии управленческих решений.

Прочитайте, пожалуйста, вопрос и все варианты ответов на него, выберите тот вариант, который соответствует Вашему мнению. Если готового варианта ответа нет или ни один из них Вам не подходит, то напишите свой ответ.

Подписывать анкету не обязательно.

1.Что Вы чувствуете чаще всего, когда собираетесь в школу?    
ü Уверенность в своих знаниях ü  
ü Неуверенность в своих знаниях и тревожность ü  
ü Радость от встречи с одноклассниками ü  
ü Неуверенность в хорошем отношении ко мне одноклассников ü  
ü Безразличие к учебе ü  
ü Безразличие к одноклассникам ü  
2.Мне хочется идти в школу потому, что____________    
3.Мне не хочется идти в школу потому, что__________    
4.Почему Вы ходите в школу?    
ü Нравится узнавать новое, интересное ü  
ü Хочу узнать свои силы, способности ü  
ü Хочу развить свой ум, внимание, память ü  
ü Нравится сам процесс учебы в школе ü  
ü Нравится получать хорошие оценки, похвалу родителей и учителей ü  
ü Хочу порадовать родителей успехами в учебе ü  
ü Нравится встречаться с учителями ü  
ü Нравится встречаться с товарищами ü  
ü Если я не буду ходить в школу, то меня будут ругать, наказывать ü  
ü Чтобы потом поступить у техникум, институт ü  
ü Потому что я знаю, что каждый в нашей стране должен учиться ü  
ü Еще?________________________________________ ü  
5.Что, по-вашему мнению, необходимо изменить в школе в первую очередь?  
ü Организацию учебного процесса ü  
ü Взаимодействие педагогов и учащихся ü  
ü Взаимодействие старших и младших школьников ü  
ü Взаимоотношения одноклассников ü  
ü Организацию и работу кружков, секций, клубов ü  
ü Еще?__________________________________________ ü  
6.Что бы Вы сделали, если бы были директором школы?___    
7. Отношения учеников и учителей в Вашей школе можно назвать:    
ü Доброжелательными    
ü Недоброжелательными ü  
ü Безразличными ü  
ü Какими еще?___________________________________ ü  
8. Расскажите, пожалуйста, о своем классе    
Наш класс: ü  
ü Очень дружный, сплоченный ü  
ü Дружный ü  
ü В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе ü  
ü В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь ü  
ü Недружный, часто возникают ссоры ü  
ü Очень недружный, трудно учиться в таком классе ü  
ü Есть группировки, но они мирно уживаются ü  
ü Есть группировки, которые конфликтуют между собой ü  
9. Есть ли у вас друзья?    
ü В классе ü  
ü В школе ü  
10. Где Вас больше всего ценят и понимают?    
ü В классе    
ü В компании друзей ü  
ü Дома ü  
ü В кружке, секции, клубе ü  
ü Где еще?____________________________________ ü  
11. Бывали ли у Вас какие-либо нарушения    
- в школе    
ü Да    
ü Нет    
- в общественных местах    
ü Да    
ü Нет    
12. Если “да”, то какие?_____________________________    
13. Как можно охарактеризовать взаимоотношения в Вашей семье?    
ü Доброжелательные    
ü Недоброжелательные    
ü Безразличные    
14. Прислушиваются ли в семье к Вашему мнению?    
ü Да, всегда    
ü Скорее да, чем нет    
ü Скорее нет, чем да    
ü Нет, не прислушиваются    
ü Затрудняюсь ответить    
15. Есть ли в Вашей семье общие интересы?    
ü Да    
ü Нет    
ü Затрудняюсь ответить    
16. Если “да”, то какие?__________________________    

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенков В.Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М. 2001

2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. -М. 2000

3. Волков Ю.Г. Социология. –М. 2004

4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. –М.2003

5. Девятко Т.Н. Методы социологического исследования. –М. 2006

6. Зборовский Г.Е. Общая социология. –М.2005

7. Как провести социологическое исследование. –М. 1990

8. Садмен С. Как правильно задавать вопросы. –М. 2007

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. –Самара, 1995.

 

Компаниец Ольга Борисовна

 

Тымченко И.,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...