Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К практическому занятию № 2




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ ГБОУ СПО «СОМК»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

(КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ)

Студента _______ группы

Фармацевтического филиала

ГБОУ СПО «СОМК»

___________________________________

Ведущий

преподаватель: _______________________

Бригадный

преподаватель: _______________________

 

 

г. Екатеринбург

2015 г.


Составитель:

Возякова Л.А. – преподаватель дисциплины «Аналитическая химия», преподаватель ПМ.02 МДК 02.02 «Проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», Фармацевтический филиал ГБОУ СПО «СОМК»

 

 

Рецензент:

А.В. Быкова – заместитель заведующего испытательной лаборатории ГБУЗ СО «Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств»

 

.

 

 

Издание 4-е, переработанное и дополненное.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК химии

 

Протокол № ___ от «___»____________20___ г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учебной программой по дисциплине «Аналитическая химия» и предназначено для организации самостоятельной работы студентов базовой подготовки на практических занятиях по дисциплине «Аналитическая химия» по разделу «Качественный анализ».

В рабочей тетради представлены методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Аналитическая химия» по качественному анализу к 7 практическим занятиям, формы таблиц для оформления результатов проведенных испытаний, формы протоколов по анализу смесей ионов. Для выполнения задания в тетради оставлено свободное место. Каждому практическому занятию предшествует домашнее задание – сводные таблицы по качественному анализу катионов и анионов, схемы анализа смесей ионов, тестовые задания, что учитывается при рейтинговой оценке. Это способствует систематизации изученного материала, улучшению качества подготовки студентов к практическим занятиям и работы на них и формированию компетенций.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Домашнее задание к практическому занятию № 1  
Практическое занятие № 1. Тема: «Катионы I-II аналитических групп»  
Домашнее задание к практическому занятию № 2  
Практическое занятие № 2. Тема: «Катионы III-IV аналитических групп»  
Домашнее задание к практическому занятию № 3  
Практическое занятие № 3. Тема: «Катионы V-VI аналитических групп»  
Домашнее задание к практическому занятию № 4  
Практическое занятие № 4. Тема: «Анионы I – III аналитических групп»  
Литература  
Приложения  

 


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ТЕМА: «Катионы I-II аналитических групп»

 

  1. Заполнить сводную таблицу по реакциям на катионы I АГ (указать формулы веществ и аналитический эффект)

 

Реактив K+ Na+ NH4+
       
  1. Заполнить сводную таблицу по реакциям на катионы II АГ (указать формулы веществ и аналитический эффект)

 

Реактив Ag+ Pb2+
       

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: “ катионы i-ii аналитических групП”.

 

Качественные реакции на катионы I аналитической группы

 

Реакции на катион натрия

1) С пикриновой кислотой. На предметное стекло поместить 1 каплю раствора хлорида натрия и 1 каплю раствора пикриновой кислоты. Образовавшиеся кристаллы рассмотреть под микроскопом.

Сухим путем. Несколько кристаллов хлорида натрия взять платиновой или нихромовой петлей (или грифелем), предварительно петлю смочить хлороводородной кислотой и прокалить в пламени спиртовки, повторяя это 2-3 раза, и внести сначала в основание пламени, а затем перевести в часть пламени с наивысшей температурой.

Реакции на катион калия

1) Сухим путем. Несколько кристаллов хлорида калия взять платиновой или нихромовой петлей (или грифелем), предварительно петлю смочить хлороводородной кислотой и прокалить в пламени спиртовки, повторяя это 2-3 раза, и внести сначала в основание пламени, а затем перевести в часть пламени с наивысшей температурой.

 

2) С винной кислотой. В пробирку поместить 3 капли раствора хлорида калия и 3 капли раствора винной кислоты, добавить 3 капли раствора ацетата натрия и немного (3-5 капель) спирта. Через некоторое время выпадает осадок. Проверить растворимость осадка в хлороводородной кислоте и гидроксиде натрия.

 

Реакции на катион аммония

1) С гидроксидом натрия. Реакцию проводят в «газовой камере». Взять два часовых чистых стекла. На одно (нижнее) поместить 1 каплю раствора хлорида аммония и 1 каплю раствора гидроксида натрия. На другое стекло (верхнее) на внутреннюю поверхность поместить красную лакмусовую бумажку, смоченную водой очищенной. Соединить стекла и нагреть теплом ладони.

 

2) С реактивом Несслера. К 1 капле раствора хлорида аммония добавить 3 капли реактива Несслера

Качественные реакции на катионы II аналитической группы

 

Реакции на катион серебра

1) С хлороводородной кислотой: В пробирку поместить 3 капли раствора нитрата серебра, добавить к нему 5 капель разведённой хлористоводородной кислоты. Отлить часть осадка в другую пробирку и добавить 5 капель концентрированного раствора аммиака. Часть полученного раствора отлить в чистую пробирку и прибавить 6 капель конц. азотной кислоты - выпадает осадок.

 

2) С йодидом калия: К 2 каплям раствора нитрата серебра добавить 2 капли раствора йодида калия.


 

3) С хроматом калия: В пробирку к 2 каплям раствора нитрата серебра добавить 2 капли раствора хромата калия.

4) С тиосульфатом натрия: В пробирку к 3 каплям раствора нитрата серебра добавить 1-2 капли раствора тиосульфата натрия. Выпадает осадок, изменяющийся при стоянии.

 

5) С гидроксидом натрия: В пробирку к 2 каплям раствора нитрата серебра добавить 2 капли раствора гидроксида натрия.

6) С амидопирином: На фильтровальную бумажку, пропитанную раствором амидопирина стеклянной палочкой аккуратно нанести 1 каплю раствора нитрата серебра.

 

2. Реакции на катион свинца:

1) С хлороводородной кислотой: В пробирку поместить 3 капли раствора ацетата свинца и добавить 3 капли разведённой хлороводородной кислоты. Часть осадка отлить в другую пробирку, добавить 2 мл горячей воды очищенной.

 

2) С гидроксидом натрия: В пробирку поместить 5 капель раствора ацетата свинца и добавить сначала 1 каплю раствора гидроксида натрия. Образовавшийся осадок разделить на 3 части. К одной части добавить раствор гидроксида натрия. Ко 2-ой части добавить разв. азотную кислоту и наблюдать.

 

3) С йодидом калия: В пробирку поместить 2 капли раствора ацетата свинца и добавить 2 капли раствора калия йодида.

 

4) С хроматом калия: В пробирку поместить 2 капли раствора ацетата свинца и добавить 2 капли раствора хромата калия.

 

5) С серной кислотой: В пробирку поместить 2 капли раствора ацетата свинца и 2 кап. раствора разв. серной кислоты.


 

Исследуемый ион Реактив Наблюдения Уравнения реакций Исследование осадка Примечания
ион, формула соли формулы и названия всех реактивов, условия выполнения реакции аналитический эффект реакции   уравнения реакций исследования осадка (растворимости) и их аналитический эффект  
           

 


Исследуемый ион Реактив Наблюдения Уравнения реакций Исследование осадка Примечания
ион, формула соли формулы и названия всех реактивов, условия выполнения реакции аналитический эффект реакции   уравнения реакций исследования осадка (растворимости) и их аналитический эффект  
           

Исследуемый ион Реактив Наблюдения Уравнения реакций Исследование осадка Примечания
ион, формула соли формулы и названия всех реактивов, условия выполнения реакции аналитический эффект реакции   уравнения реакций исследования осадка (растворимости) и их аналитический эффект  
           

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: «Катионы III-IVаналитических групп»

 

  1. Заполнить сводную таблицу по реакциям на катионы III АГ (указать формулы веществ и аналитический эффект)
Реактив Ca2+ Ba2+
       
  1. Заполнить сводную таблицу по реакциям на катионы IV АГ (указать формулы веществ и аналитический эффект)
Реактив Zn2+ Al3+
     

 

  1. Как можно нерастворимые в воде соли кальция сульфат и бария сульфат перевести в растворимые? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

 

  1. Могут ли хлориды катионов III АГ (кальция, бария, стронция) взаимодействовать с сульфатами катионов III АГ (кальция, бария, стронция)? Ответ обоснуйте. Приведите уравнения возможных реакций.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...