Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок формирования и структура правительства

Демократический политический режим: понятие, признаки, виды

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государ­ственного властвования различают два полярных режима — демокра­тический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авто­ритарный).

Демократический режим.

Понятие «демократия» (от греч. demos — народ, kratos — власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при кото­рой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Велико­британия) и на которые зачастую ориентируется общественность и политики.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства;

существование правового государства и гражданского общества;

выборность и сменяемость центральных и местных органов госу­дарственной власти, их подотчетность избирателям;

«силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы без опасности и т.п.) находятся под гражданским контролем; широкое использование методов убеждения, компромисса-провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы че­ловека и гражданина; существование политического плюрализма в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппо­зиции;

гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: пря­мой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредст­венная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, конститу­ционными, органическими законами, обычными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции го­сударственных структур, другие носят консультативный характер. Од­нако независимо от юридической природы различных демократиче­ских институтов их влияние на механизм принятия политических ре­шений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум нашел широкое применение в таких стра­нах, как США, Швейцария, Италия, Канада.

К сильным сторонам прямой демократии относится то, что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в обще­ственно-политической жизни;

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

— позволяет в определенной степени контролировать политиче­скую элиту.

К недостаткам часто относят следующие:

— отсутствие стойкого желания у большинства населения зани­маться данной управленческой деятельностью;

— сложность и дороговизна проводимых государственно-общест­венных мероприятий;

— низкая эффективность принимаемых решений вследствие не­профессионализма большинства «правителей».

Представительная демократия позволяет осуществлять власти представителям народа депутатам, выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии можно отнести то что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с институтами пря­мой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетент­ные лица, специально занимающиеся данной деятельностью;

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

Ее недостатками являются:

— возможность неограниченного развития бюрократии и корруп­ции;

— отрыв избранных представителей от народа;

— принятие решений в интересах не большинства граждан, а но­менклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неодно­родными. В частности, особыми их разновидностями выступают ли­берально-демократические и консервативно-демократические режи­мы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что на первый план ставят личность, ее права и свободы, и роль госу­дарства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. В последние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализу­ется принцип социальной справедливости, обеспечивается каждому человеку свободное развитие и достойная жизнь.

Порядок формирования и структура правительства

Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, правоными обычаями, политическими традициями. Существуют две мо­дели формальной процедуры образования правительства, отличаю­щиеся степенью участия парламента в его формировании: парламент­ская и внепарламентская.

Парламентская модель применяется в условиях парламентаризма, частично в президенстко-парламенстких республиках. Здесь право на формирование правителвства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными словами, эта модель предусматривает образова­ние правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу, глава государства назначает главу правитель­ства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой тра­диционный порядок формирования правительства существует в Ита­лии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран президент на­значает главу правительства (например, в Италии — это Председатель Совета министров, в Индии — Премьер-министр), который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.

При парламентской модели формирования правительства юриди­ческое закрепление кандидатуры председателя и состава правительст­ва осуществляет парламент с помощью важнейшей прерогативы — вынесения вотума доверия. Если предлагаемый состав правительства или его глава не получают доверия парламентского большинства (или его нижней палаты), то возможен роспуск представительного (законо­дательного) органа государственной власти.

Внепарламентская модель формирования правительства применя­ется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, избираемый посредством непарламентских выборов. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него.

В качестве примера внепарламентской модели формирования пра­вительства при смешанной республике можно привести Францию. Согласно Конституции Президент Республики назначает Премьер-министра. По предложению Премьер-министра он же назначает дру­гих членов правительства, а также может уволить их. Однако прави­тельство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом. Для нормальной своей работы правительство ну­ждается в доверии Национального Собрания. Так, согласно парла­ментской традиции и конституционным нормам отставка правитель- Структура и состав правительств отличаются разнообразием В ряде стран статус правительства урегулирован законодательно неполно и фрагментарно (например, в Великобритании).

Есть страны, где структура и состав органов исполнительной вла­сти достаточно подробно регулируется законом (США, Испания, Польша). В Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в зако­нодательном порядке. В ряде европейских стран в состав правитель­ства входят министры без портфеля — высокопоставленные чинов­ники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...