Порядок формирования и структура правительства
Демократический политический режим: понятие, признаки, виды Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный). Демократический режим. Понятие «демократия» (от греч. demos — народ, kratos — власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируется общественность и политики. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы без опасности и т.п.) находятся под гражданским контролем; широкое использование методов убеждения, компромисса-провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; существование политического плюрализма в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции; гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей. Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, конституционными, органическими законами, обычными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных демократических институтов их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США, Швейцария, Италия, Канада. К сильным сторонам прямой демократии относится то, что она: — дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в общественно-политической жизни; — в большей мере обеспечивает легитимизацию власти; — позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту. К недостаткам часто относят следующие: — отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью; — сложность и дороговизна проводимых государственно-общественных мероприятий; — низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей». Представительная демократия позволяет осуществлять власти представителям народа депутатам, выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К достоинствам представительной демократии можно отнести то что она: — дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; — более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п. Ее недостатками являются: — возможность неограниченного развития бюрократии и коррупции; — отрыв избранных представителей от народа; — принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д. Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что на первый план ставят личность, ее права и свободы, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. В последние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, обеспечивается каждому человеку свободное развитие и достойная жизнь. Порядок формирования и структура правительства Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, правоными обычаями, политическими традициями. Существуют две модели формальной процедуры образования правительства, отличающиеся степенью участия парламента в его формировании: парламентская и внепарламентская. Парламентская модель применяется в условиях парламентаризма, частично в президенстко-парламенстких республиках. Здесь право на формирование правителвства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными словами, эта модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.
По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран президент назначает главу правительства (например, в Италии — это Председатель Совета министров, в Индии — Премьер-министр), который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия. При парламентской модели формирования правительства юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства осуществляет парламент с помощью важнейшей прерогативы — вынесения вотума доверия. Если предлагаемый состав правительства или его глава не получают доверия парламентского большинства (или его нижней палаты), то возможен роспуск представительного (законодательного) органа государственной власти. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, избираемый посредством непарламентских выборов. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. В качестве примера внепарламентской модели формирования правительства при смешанной республике можно привести Францию. Согласно Конституции Президент Республики назначает Премьер-министра. По предложению Премьер-министра он же назначает других членов правительства, а также может уволить их. Однако правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом. Для нормальной своей работы правительство нуждается в доверии Национального Собрания. Так, согласно парламентской традиции и конституционным нормам отставка правитель- Структура и состав правительств отличаются разнообразием В ряде стран статус правительства урегулирован законодательно неполно и фрагментарно (например, в Великобритании). Есть страны, где структура и состав органов исполнительной власти достаточно подробно регулируется законом (США, Испания, Польша). В Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке. В ряде европейских стран в состав правительства входят министры без портфеля — высокопоставленные чиновники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|