Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на рост и развитие




Из факторов, влияющих в процессе онтогенеза на рост и развитие собаки, ведущая роль принадлежит наследственности родителей, железам внутренней секреции, кормлению и содержанию.

Влияние наследственности родителей на рост и развитие собаки. Формирование и наследование признаков у собаки обусловлены определенными генами.

Многие признаки, характеризующие собаку в целом (рост, масса тела, конституция и экстерьер, тип ВНД), формируются в результате взаимодействия многих генов. При этом важны также породные особенности отца и матери, затрагивающие внутреннее строение организма.

Роль отцовского и материнского организмов в формировании породных признаков неодинакова.

Собрано большое количество данных о наследовании многих породных и хозяйственно-полезных признаков у собак.

Влияние желез внутренней секреции в онтогенезе собак. Железы внутренней секреции осуществляют важные функции в организме, от которых зависит нормальное развитие животных. Особенно велико значение гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, в период интенсивного роста и развития организма.

Характерной особенностью гормонов является их способность в ничтожно малых количествах оказывать значительное воздействие на различные функции организма.

К органам внутренней секреции относятся: щитовидная железа, околощитовидные железы, придаток мозга или гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы.

Гормон щитовидной железы (тироксин) регулирует обменные процессы. При недостаточной деятельности щитовидной железы в организме происходит ряд характерных изменений.

Эксперименты с удалением щитовидной железы у молодых собак приводили к резкому снижению интенсивности их роста, собака перестает расти и остается карликовой, жиреет, становится вялой, шерсть легко выпадает. Развивается состояние, характеризующееся пониженной деятельностью высших отделов головного мозга. У собак недоразвиваются половые органы и отсутствует половое влечение. Наоборот, при повышенной деятельности этой железы у собак усиливается обмен веществ, вследствие чего организм очень быстро расходует свои энергетические запасы. Наблюдается ускорение сердечной деятельности и повышение нервной возбудимости.

Функции околощитовидных желез изучены мало, но, как показали опыты, с удалением этих желез из организма начинает выводиться большое количество кальция, отчего повышается возбудимость нервно- мышечного аппарата и наступают судороги, кончающиеся смертью. Таким образом, важнейшей функцией околощитовидных желез является регулирование в организме обмена солей кальция.

Гормоны гипофиза воздействуют на разнообразные функции организма. При удалении гипофиза или недостаточной его функции рост собаки замедляется, нарушается водный обмен, усиливается мочевыделение. Наоборот, патологическое усиление деятельности гипофиза сопровождается интенсивным ростом собаки, развивается гигантизм.

Гормон задней доли гипофиза окситоцин усиливает у сук родовую деятельность, а также регулирует скорость молокоотдачи щенкам.

Поджелудочная железа, выделяя гормон инсулин, регулирует количество сахара в организме. Заболевание поджелудочной железы вызывает расстройство обмена веществ в организме, преимущественно углеводного.

Функцией половых желез, как желез внутренней секреции, обусловливаются все анатомические и физиологические различия суки и кобеля со всеми особенностями их поведения, все признаки, по которым можно отличить пол.

Гормон семенников и гормон яичников обладают резко выраженными специфическими действиями. Убедительные данные о роли и функциях половых желез получены из опытов по удалению, а также пересадке этих желез. Организмы кобелей и сук претерпевают большие изменения в половом диморфизме.

Деятельность желез внутренней секреции контролируется высшей нервной системой.

Действие желез внутренней секреции надо учитывать в зоотехнической практике. В необходимых случаях, на различных этапах онтогенеза собак, используют такие гормональные препараты, как инсулин, тиреоидин, окситоцин, фолликулин, пролан и др.

Эмбрионализм — это недоразвитие организма, связанное с задержкой роста в утробный период. Причины его — общее недоразвитие матери, плохое ее питание, болезнь в период беременности, излишне обильное питание, приводящее к сильному ожирению, возраст матери и т. д.

Недоразвитые в утробный период собаки — эмбрионалы — отличаются низкой живой массой при рождении, коротконогостью, недоразвитостью сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Во взрослом состоянии эмбрионалы отличаются пропорциями тела, характерными для новорожденных.

Инфантилизм — это недоразвитие, связанное с задержкой роста в послеутробный период.

Основными причинами такого недоразвития являются плохое кормление щенков в молочный и послемолочный периоды, длительное заболевание молодняка и т. д.

Инфантильная собака — высоконогая, высокозадая, с недоразвитым в глубину, длину и ширину туловищем, с плохо развитой мускулатурой, костной тканью, пищеварительными органами и низкой живой массой.

Эмбрионализм и инфантилизм являются своеобразными формами неотении.

Основное в неотении — это отсталость в росте в целом и воспроизводительной функции в особенности.

Длительная задержка в росте имеет необратимый характер, полностью компенсировать ее нельзя. Исправления возможны лишь при небольшой задержке в росте.

Учитывая закономерности роста собак в послеутробный период, можно выращивать собак различных пород желательного типа.

Контроль за онтогенезом

Контроль за ростом и развитием собак выражается в основном в их взвешивании и измерении. Систематическое взвешивание собак дает возможность точно установить массу тела, а также прирост или похудение за определенный промежуток времени.

Для контроля за ростом собаку их взвешивают в первый день после рождения, а затем ежедневно (до 30 дней) для определения суточной прибавки в весе, потом в 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 18, 24 месяца. Собак старше двух лет взвешивают 2 раза в год (весной — при переводе на летнее содержание и осенью — при переводе на зимнее).

Кобели имеют большую массу тела, чем суки.

Стандарты пород собак предусматривают желательную массу тела для каждой породы. Из известных пород собак каждая порода имеет различный вес: от маленького чи-хуа-хуа весом 900—1800 г до крупного мастино неаполитано весом 50—70 кг.

Для каждой породы определен желательный вес щенка в 30—45-дневном возрасте, то есть в период отъема от матери. Вес щенков в этот период зависит как от кормления, так и от количества щенков в помете.

Взвешивать щенков и взрослых собак необходимо утром до кормления.

Линейный рост определяют путем измерения собаки. При взвешивании и измерении сук важно учитывать сроки их щенности. Рекомендуется взвешивать их не ранее, чем через месяц после щенения.

Результаты взвешивания дают возможность определить абсолютный и относительный прирост живой массы собак.

Абсолютным приростом называют величину прироста живой массы организма за определенный промежуток времени (9, 18, 25, 30, 45 дней, 2 месяца и т. д.). Его определяют как разницу между живой массой собаки в конце и в начале учетного периода.

Абсолютный прирост — вполне удовлетворительный показатель скорости роста. Им рекомендуется пользоваться в практике для учета роста и развития различных пород.

Но по равенству абсолютного прироста живой массы двух организмов еще нельзя судить об интенсивности их роста. Меньший из двух организмов с одинаковой абсолютной скоростью роста (одинаковый суточный прирост живой массы) должен испытывать большее напряжение роста, так как его растущая масса меньше.

Чтобы получить сопоставимое представление о степени напряженности роста разных организмов, принято прирост их живой массы выражать в процентах от ее общей величины, т. е. определять относительный прирост живой массы.

Относительный прирост – отношение разницы массы щенка в месячном возрасте и массы щенка при рождении к массе щенка при рождении, выражается в процентах.

Социализация щенков

Критические периоды социализации. Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального, и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза.

Первый период социализации. Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг (запечатление), в ходе которого запечатлевается образ своего вида и – это особенность собаки – образ человека-партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, – именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.

Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает, подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.

Второй период социализации. Он может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.

Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, съедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб, психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.

Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.

Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.

Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина, и допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.

Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» – враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо.

Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.

Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком - одинцом принять под свою опеку сироту. Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчитывать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяевами – могут съесть. И только высокосоциальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков – вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.

Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом, может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.

Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.

Третий период социализации. Он приходится на возраст 6–10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Последние, также безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак-парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.

Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.

Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими обладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.

Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным признаком или атрибутом «своего», человека-охотника является ружье. Собака, хоть раз побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем. Это интереснейший случай, когда понятия «МЫ» и «ОНИ» являются атрибутивными у животных.

В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют.

Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.

 

Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать.

Социальная депривация

Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Депривация во время второго периода социализации.

Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.

Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того, что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка - деприванта.

При запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ, для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.

В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению – без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным. Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.

Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов.

Депривация во время третьего периода социализации. Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.

Депривация взрослого животного. Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно. В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, апортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

 

Выбраковка щенков

 

Отбраковка щенков осуществляется не только для удаления из воспроизводства ослабленных особей с неблагоприятными признаками, но и из экономических соображений. Отбраковку следует производить примерно на 4-й день после рождения щенков. Немедленно отбраковываются особи с явными дефектами: наличием неполной небной перегородки (при сосании молоко попадает в нос).Также отбраковываются щенки, которые не могут сосать. При наличии клапана (дивертикула) как бы проглоченное молоко выливается, едва щенок отпускает сосок. Иногда появляются щенки с совершенно неожиданным строением – ластоподобными ногами, пятью ногами (сиамские близнецы), тяжелыми формами грыжи и незаращением брюшной стенки, через которые выпадают кишечник, печень, и т.д.

Если отбраковка вынужденная (слишком большой помет), то критерием может стать пол щенка. Принято мнение, что выращивать более шести щенков в помете – аморально, что досталось нам в наследство от собаководов прошлого и подтверждается собственной статистикой на большом пуделе. Как правило, выбраковке подлежат щенки, которых не удалось оживить при помощи активных действий в течение 5-8 минут. За это время развиваются тяжелые необратимые повреждения ЦНС, сохраняющиеся на всю жизнь даже при успешном оживлении. Относительное кислородное голодание неизбежно при переходе к внеутробной жизни. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода нервные клетки к моменту рождения они биохимически готовы за счет бескислородного расщепления глюкозы, но все же не более указанного срока.

Критерии отбраковки:

•биотонус (жизнеспособность). Щенки, неспособные с первых дней жизни сосать молоко и находить его источник;

•вес (при весе меньше нормы щенок нежизнеспособен);

•длина;

•объем головы (крупные головы у жизнеспособных щенков).

После отбраковки оставшимся щенкам купируют прибылые пальцы. Эту операцию может проводить только опытный заводчик или высококвалифицированный ветеринарный врач.

Однозначно подлежат выбраковке щенки значительно деформированные, с серьезными или множественными родовыми травмами и вследствие неудачного родовспоможения, после несвоевременной отсроченной реанимации, с признаками отека мозга (открытые глаза).

В породном собаководстве не принято оставлять щенков – носителей непородных признаков. Например, белые пятна на груди черной, коричневой, абрикосовой – одноцветной согласно стандарту собаке. Если родилось достаточное количество щенков, то слабым рождающемся позже, помощь не оказывают.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...