Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактический материал для речевой работы




СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................... 2

Автор объясняет............................................................... 2

Автор советует............................................................... 4

Артикуляционная (речевая) гимнастика............................. 6

Сказка о Веселом Язычке......................................... 8

Статические упражнения для языка.............................. 9

Динамические упражнения для языка..................... 9

Упражнения для губ...................................................... 10

Комплекс упражнений для формирования правиль­
ного произношения звуков [к], [к']............................ 11

Положение органов речи при произношении

звуков [к], [к'].............................................................. 14

Условные обозначения.................................................. 14

Дидактический материал для речевой работы

с детьми............................................................................... 15

Закрепляем произношение твердого согласного

звука [к], учим звуковому анализу......................... 19

Закрепляем произношение мягкого согласного

звука [к'], учим звуковому анализу......................... 46

Вместо заключения............................................................... 77

Говорите правильно!......................................................... 80


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Перед вами пособие, которое можно использовать для ра­боты по преодолению недостатков звукопроизношения у до­школьников и младших школьников, для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамо­те. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошколь­ники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно реже. Они составляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков в возра­сте от 2 до 3 лет.

Встречаются такие виды дефектов произношения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гортанный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортанный шум. Второй вид нарушения — это случай замены заднеязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, толова. Ам-ам! То там? Му-у-у! Молата тому?» (Мор­ковка, капуста, корова. Ам-ам! Кто там? Му-у-у! Молока кому?)


Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку не­мало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеива­ются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок стесняется участвовать в праздниках, рассказывать сти­хотворения, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточ­но после консультации логопеда занятий ребенка с воспи­тателем, учителем или родителями. Это зависит от степе­ни выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, ху­дожественное слово и другие виды деятельности, повыша­ющие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.


В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды.

Воспитатели и родители могут достичь успеха в резуль­тате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного арти­куляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произноше­ния звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефек­ты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от простого задания к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересо­вать его. Только при положительном отношении вы сможете выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух


и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к осво­ению письма и чтения.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и зани­мательных упражнений, дидактический материал предлага­ется с постепенным усложнением. От анализа неречевых зву­ков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию: чашка — кашка, мак — бак, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начи­ная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистически­ми понятиями: звук, слог, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только язы­ковое чутье у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова

р — [р] — согласный, твердый звук,

а — [а] — гласный звук,

к — [к] — согласный, твердый звук.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка пол­ноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), не­обходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те арти­куляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы выраба­тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, ста­новились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут, эмоционально, в игровой форме. Не следует пред­лагать детям более 2—3 упражнений; при отборе матери­ала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педа­гога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, доста­точным объемом движения, темпом выполнения, устойчи­востью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов («Сказка о Веселом Язычке»);

— показ упражнения;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

— проверка правильности выполнения, указание на ошиб­
ку;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида об-щеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направ­лены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритми­ческого повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной ска­зочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок расска­зывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребе­нок подмечает недостатки и называет ошибки.


Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.




В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.


Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, от­крыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел по­греться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «ло­паткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и за­крыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по кры­ше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котик лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...