Методы оценки качества однородной продукции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Однородная - это продукция одного класса и назначения. 1. Дифференциальный метод – это использование отдельных показателей качества для определения того, по каким из них будет достигнут уровень базового образца. Для этого рассчитываются относительные показатели качества по формуле: qi = Pi: Piб , где: qi – i –й относительный показатель качества; Pi – значение i –го показателя качества оцениваемой продукции; Piб – значение i –го показателя качества базового образца.
Например, действительное значение показателя содержания жира в сливочном масле составляет 83%, а базовое — 82,5%. Тогда относительное значение показателя равно (83: 82,5 = 1,06). Получаемые значения относительных показателей могут быть больше или меньше единицы, соответственно новая продукция по отдельному показателю может быть лучше или хуже базового образца (нормативного значения). Если при расчетах по одним показателям значения получились лучше, а по другим хуже, используются комплексный или смешанный методы. 2. В комплексном методе рассчитывается обобщенный показатель качества продукции, представляющий собой функцию от единичных показателей. Обобщенный показатель может быть выражен: § главным показателем; § интегральным показателем; § средним взвешенным показателем. § Главный показатель определяют при наличии необходимой информации, затем устанавливают функциональную зависимость от исходных показателей качества (например, главным показателем общественного городского транспорта является производительность в пассажиро-километрах). § Интегральный показатель используется при возможности расчета суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на создание и эксплуатацию.
Интегральный показатель (И) рассчитывается по формуле:
И = ПЭ т / [ ∑(З сt + З эt) ∙ α i]; α I = 1 / (1 + Е), где:
ПЭ т – суммарный полезный эффект от использования объекта за расчетный период Т; З сt – затраты на создание объекта в году t; З эt – затраты на эксплуатацию объекта в году t; α i- коэффициент дисконтирования; Е – норма приведения.
§ Средние взвешенные показатели применяют, если невозможно установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но можно определить весовые значения усредняемых параметров. Оценка уровня качества на основе среднего взвешенного показателя может быть осуществлена с помощью арифметического или геометрического показателя. Например, на основе среднего взвешенного арифметического показателя формула определения уровня качества имеет вид: n К = ∑ (bi • ki), i=1 где: bi – коэффициент весомости i - го показателя качества; n – число учитываемых показателей; ki – относительный i - й показатель качества.
3. Смешанный метод - основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей оценки качества продукции. Этот метод применяется, если использование дифференциального метода не позволяет сделать достоверных обобщающих выводов из-за большого количества единичных показателей, а обобщенный показатель в комплексном методе не учитывает все существенные свойства продукции. Расчет в смешанном методе осуществляется путем объединения взаимосвязанных единичных показателей в группы, по которым определяется комплексный показатель. Наиболее значимые показатели (например, показатели надежности) в группы не объединяются, а рассчитываются как единичные. Затем дифференциальным методом проводят окончательную оценку.
2.2.2. Методы оценки качества разнородной продукции и услуг Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности. · Индекс качества – это комплексный показатель качества разнородной продукции, произведенной за рассматриваемый период времени. Егорассчитывают по формуле: · Ик = ∑bi • Ki: Kiв, bi = Сi: ∑ Сi, где: bi – коэффициент весомости i –го объекта; Ki – комплексный показатель качества i –го объекта; Kiв – базовый комплексный показатель качества i –го объекта; i – количество видов разнообразной продукции; Сi – стоимость продукции i –го вида за рассматриваемый период. · Индекс дефектности оценивается по формуле: Ид = ∑bi • Qi, Q = Д: Дб где: Qi –относительный коэффициент дефектности продукции i –го вида. Д – значение коэффициента дефектности продукции, произведенный за рассматриваемый период; Дб – базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенной за тот же период.
При отсутствии возможности оценки качества более объективными методами, качества объекта можно оценить с помощью экспертных методов. К экспертным методам по признаку оценки предпочтений относятся: § метод рангов; § метод непосредственного оценивания (бальный метод); § метод сопоставлений. В методе рангов осуществляется ранжирование исследуемых объектов в зависимости от их относительной значимости. Наиболее предпочтительному объекту присваивается первый ранг, наименее предпочтительному — последний ранг, равный количеству исследуемых объектов. Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опросов определяются как сумма рангов для каждого объекта. В итоге первый ранг присваивается объекту, получившему наименьшую сумму рангов. Балльный метод (метод непосредственного оценивания) - использует упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их значимости путем приписывания баллов каждому из них. Диапазон шкалы оценок составляет от 0 до 1, до 5, до 10, до 100. По результатам оценок определяются ранг и весомость каждого исследуемого объекта. Вес объекта оценивается по формуле: bi = ∑Aij: ∑∑ Aij, где: bi – вес i –го исследуемого объекта в соответствии с j – ми экспертными оценками; Aij – оценка (в баллах ) i –го исследуемого объекта, присвоенная j – м экспертом.
Метод сопоставлений - осуществляется попарным сравнением. Эксперт сопоставляет анализируемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Парное сопоставление продолжается до выявления наилучшего объекта. Общее количество пар сравнения: А = Н • (Н – 1): 2, где: А - общее количество пар сравнения Н – количество исследуемых объектов. Оценивание качества услуги Под качеством услуги понимается соответствие между ожиданиями потребителей и их восприятием предоставляемой услуги. Для определения качества услуги используется оценка потребительского восприятия. Потребитель воспринимает услугу как качественную, если она удовлетворяет или превосходит его ожидания. Ожидания клиента формируются на основе уже имеющегося опыта или получаемой из различных источников информации. Потребительские восприятия, а следовательно, качество услуги характеризуется следующими соответствиями: § между потребительскими ожиданиями и их восприятием руководством компании: руководство должно правильно представлять, что хотят клиенты и по какому параметру оценивают качество услуги; § между восприятием руководством потребительских ожиданий и их преобразованием в показатели качества услуги: руководство должно правильно формулировать показатели качества с учетом мнений потребителей в конкретные рабочие стандарты по предоставлению услуги; § между параметрами качества услуги и качеством предоставляемой услуги: качество услуги в глазах клиента определяют определенные параметры; § между предоставляемыми услугами и внешней информацией об услугах: потребительские ожидания формируются благодаря информации, распространяемой для широкой аудитории (рекламы). Качество услуги в данном случае зависит от достоверности предоставляемой клиенту информации. Для определения качества услуги может быть использована концепция «нейтральных зон» Ч. Бернарда.
Суть концепции применительно к области предоставления услуг заключается в следующем: в личностных восприятиях человека существует так называемая нейтральная зона, в которой любые действия не вызывают ответных реакций. Так, если обслуживание оказывается на среднем приемлемом уровне, ответные реакции потребителя остаются нейтральными. Чувство удовлетворенности (положительная реакция) возникает, когда качество и уровень обслуживания в сознании потребителя оказываются за пределами нейтральной зоны. Чем важнее для потребителя параметр услуги, тем уже его нейтральная зона. Развитием концепции «нейтральных зон» является типология эффективности элементов обслуживания Е. Кедотта и Н. Терджен, в соответствии с которой различные элементы обслуживания могут иметь положительную или отрицательную реакции потребителей, а некоторые не вызывают ответных реакций. Для предоставления качественной услуги необходимо определить, какие ее параметры создают положительную ответную реакцию клиента и непосредственно формируют его восприятия. Е. Кедотт и Н. Терджен разработали следующую классификацию элементов обслуживания в зависимости от их значимости в потребительских восприятиях: 1. Критические элементы обслуживания. Формируют наименьшую нейтральную зону. Являются главными факторами, оказывающими прямое воздействие на потребителя. Вызывают либо положительную, либо отрицательную реакцию в зависимости от того, соответствуют ли они потребительским ожиданиям. Это тот минимум в обслуживании, который должен быть обязательно выполнен для того, чтобы удовлетворить клиента (например, в ресторанном бизнесе — чистота банкетных залов, вкусная и здоровая пища, вежливость и предупредительность обслуживающего персонала). 2. Нейтральные элементы обслуживания. Создают максимальную нейтральную зону и практически не влияют на качество обслуживания в восприятии клиента (например, цвет униформы персонала). 3. Приносящие удовлетворение элементы обслуживания. Эти элементы не снижают качество обслуживания, если потребитель их не получает, но в обратном случае в сознании клиента формируют дополнительные преимущества от предоставленной услуги и тем самым повышают ее качество. 4. Приносящие разочарование элементы обслуживания.
Измерение качества Для количественной оценки качестваобъекта или процесса используется информация, получаемая на основе измерений. Наукой об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений является метрология (от греч. metron — мера, logos — слово, учение). Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», принятый в 1993 г., определяет сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический надзор. Например, обязательная сертификация продукции, охрана окружающей природной среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом и пр. Основными функциями метрологии являются: разработка средств измерений; разработка методов измерений; обеспечение единства измерений; обеспечение требуемой точности измерений. Измерение – это нахождение опытным путем с помощью средств измерений значения физической величины, характеризующей качество. Средства измерений — это технические устройства, предназначенные для измерений и имеющие нормированные метрологические характеристики: меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, измерительные установки, измерительные системы. Мера — это средство измерения для воспроизведения физической величины заданного размера (гири, линейки и пр.). Измерительный прибор — средство измерения для получения измерительной информации, доступной для непосредственного восприятия оператора. В целях достижения достоверных результатов измерений существует их метрологическое обеспечение (рис. 1) Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности (достоверности) измерений качества, необходимых для количественной оценки объектов ноосферы и происходящих в них явлений. Главной целью метрологического обеспечения является достижение высокого качества измерений. Качество измерений оценивается точностью измерений и единством измерений. Точность измерений – это показатель качества измерений, отражающий близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. Единство измерений – это такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, размеры соответствуют единицам, воспроизводимым эталонами, а погрешности результатов измерений не выходят за установленные пределы. Это обеспечивает сопоставимость результатов измерений, выполненных в различное время, в разных местах, разными средствами и методами.
Реализуется на основе Основы метрологического обеспечения
Рис. 1. Метрологическое обеспечение Измерение показателей качества продукции (процесса)осуществляется следующим образом: § выбор оценочных параметров; § определение степени достоверности оценки параметра (допустимые погрешности); § выбор методов и средств измерений для достижения необходимой точности; § оценка возможностей средств измерений выполнять свои функции с требуемой точностью путем проведения калибровки и периодической поверки средств измерения; § осуществление обработки результатов измерений и оценка величины погрешности ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Дайте определение понятиям: «требования к качеству», «свойство», «показатели качества»; 2. Какие значения показателей качества Вам известны?; 3. Какие методы оценки качества однородной, разнородной продукции и услуг Вам известны?; 4. В чем суть концепции «нейтральных зон» Ч. Бернарда? 5. Раскройте понятие «метрологическое обеспечение»; 6.В какой последовательности осуществляется измерение показателей качества продукции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|