Для промышленного предприятия основным видом прибыли является прибыль от продажи произведенной продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации продукции
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 ПРП = ОПНЕТТО – ПСРП,
где ОПНЕТТО - чистый денежный объем продаж (или выручка-нетто – выручка от продажи продукции после вычета косвенных налогов); ПСРП - полная себестоимость реализованной продукции – все затраты, связанные с производством и сбытом того физического объема продукции, которая в данном календарном интервале считается реализованной в соответствии с действующим законодательством (по отгрузке или по оплате). Кроме произведенной продукции предприятие может продавать другие активы и также получить при этом прибыль (или убытки). Эту прибыль называют прибылью от прочей реализации (обозначим ее ППР). Предприятие может получать доходы и нести затраты, не связанные с реализацией каких бы то ни было активов (так называемая внереализационная деятельность). Превышение доходов (ДВД) над расходами (РВД) по внереализационной деятельности – это тоже источник средств предприятия, и его также включают в состав общей прибыли по всей хозяйственной деятельности в целом. Эту общую прибыль называют «балансовой» (ПБ), т.к. она «уравновешивает» все доходы и все расходы предприятия за календарный интервал.
ПБ = ПРП +ППР + (ДВД - РВД)
Балансовая прибыль – это основа налогооблагаемой прибыли (ПНО)
ПНО = ПБ – ПЛ где ПЛ – часть прибыли, законодательно освобожденная от начисления налога. После уплаты налога на прибыль (НП) остается чистая прибыль
ПЧ = ПБ – НП Рентабельность – это относительная форма представления результатов хозяйственной деятельности (как правило, в процентах). Она показывает, какова величина прибыли по отношению к объему ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятия или потраченных в ходе этой деятельности.
Виды рентабельности и алгоритмы расчета: * Рентабельность активов – отношение прибыли к стоимости различных активов, используемых в хозяйственной деятельности * Рентабельность капитала – отношение прибыли к объему различных пассивов (источников), привлеченных к финансированию хозяйственной деятельности * Рентабельность продукции (рентабельность затрат) – отношение прибыли от реализации определенного вида продукции к себестоимости этого вида продукции * Рентабельность оборота (рентабельность продаж) – отношение прибыли к выручке от реализации различных видов продукции
В наиболее обобщенной форме относительную результативность ПХД предприятия характеризуют два показателя рентабельности:
Общая рентабельность RОБЩ = ПБ /СА = ПБ /СК Рентабельность совокупного оборота RОБОР = ПБ /ОПНЕТТО где СА - совокупные активы, СК – совокупный капитал, ОПНЕТТО – совокупный чистый денежный объем продаж Разделим RОБЩ на RОБОР и обозначим результат этого деления ЧОСК - число оборотов совокупного капитала
ЧОСК = ОПНЕТТО / СК В результате получаем выражение, показывающее два направления роста общей рентабельности предприятия:
RОБЩ = RОБОР х ЧОСК.
1) уменьшать длительность оборота, то есть всемерно ускорять производственные и хозяйственные операции на всех стадиях производственно-сбытового цикла; 2) повышать долю прибыли в выручке, что может быть обеспечено тремя путями: а) ростом цены при неизменных затратах, например, в результате монополизации рынка; б) снижением затрат при стабильной или даже падающей цене на открытом конкурентном рынке; в) оптимизацией структуры выпуска продукции, то есть, увеличивая объемы производства более рентабельных видов продукции за счет сокращения или прекращения выпуска менее рентабельных или убыточных.
В связи с этим последним обстоятельством всегда актуальным является для предприятия показатель RВП - рентабельность отдельного вида продукции
RВП = (Ц – ПСЕП) / ПСЕП,
где ПСЕП - полная себестоимость единицы продукции. При использовании метода «директ-костинг» применяется другой вариант показателей рентабельности оборота и рентабельности продукции: рентабельность по марже. Например, рентабельность оборота по марже RмОБОР(другое наименование: рентабельность по маржинальной прибыли ПМ или по величине покрытия):
RмОБОР = ПМ / ОПНЕТТО
Величина покрытия ПМ = ОПНЕТТО – ПеЗ (общие переменные затраты) Применяется и третье наименование: коэффициент покрытия постоянных затрат Исследуем некоторые возможности маржинального анализа. Допустим, Маржа = ПоЗ. Это значит, что прибыль от реализации ПРП = 0, а маржи хватает только на то, чтобы покрыть постоянные затраты, т.е. УПЗ / Маржа = 1. Умножим в этом уравнении левую и правую часть на ОПНЕТТО и получим показатель, называемый «бесприбыльным оборотом» (БПО). ОПНЕТТО = БПО = УПЗ / RМОБОР
БПО - частное от деления суммы постоянных затрат на рентабельность оборота по марже. БПО - такой чистый объем продаж, при котором нет ни прибыли, ни убытков. Запас надежности по обороту ЗНПО показывает, на сколько процентов может упасть ОПНЕТТО прежде чем появятся убытки:
ЗНПО = 100% (ОПНЕТТО – БПО) / ОПНЕТТО
Читайте также: A) метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|