Глава 3. Закон света и тени
Пособия по основам рисунка Рисунок головы человека С гипсового образца Поэтапное выполнение
Выполнила: ученица 10Б класса Фамилия Имя Научный руководитель: Аюпова С.А. учитель технологии
г. Нижневартовск 2017 г. Содержание Введение ……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Анатомия головы человека ………………………………………. 4 Глава 2. Изображение головы человека ………………………………….... 5 2.1. Рисунок черепа человека ………………………………………….. 6 2.2. Рисунок гипсовых слепков частей лица …………………………. 7 2.3. Рисунок головы с гипсового образца. Этапы выполнения …….. 7 Глава 3. Закон света и тени …………………………………………………..10 Заключение …………………………………………………………………… 13 Список литературы ……………………………………………………………14 Приложения …………………………………………………………………….15
Введение Тема данного проекта «Пособия по основам рисунка. Рисунок головы человека с гипсового образца. Поэтапное выполнение». Я выбрала эту тему, потому что при поступлении в ВУЗ мне необходимо сдавать экзамен по рисунку: «Изображение головы человека с гипсового образца», поэтому она чрезвычайно актуальна для меня. А также я решила выполнить учебные пособия, которые необходимы для класса, в котором учусь. Цель проекта – это выполнение серииэскизов по рисунку. Для выполнения проекта я должна была решить следующие задачи: 1. найти и изучить нужную информацию; 2. изучить строение головы человека; 3. выполнить эскизы черепа человека; 4. выполнить пособия по рисунку с гипсовой маски лица человека; 5. выполнить тональное решение эскизов на основе закона светотени.
Все поставленные перед собой задачи я решила, приобрела значительный опыт в изображении человека, более подробно повторила пропорции, правила распределения света и тени на сложных предметах, голова человека считается одним из самых сложных предметов для рисования. Опыт самостоятельной работы во многом поможет мне как при поступлении в ВУЗ, так и во время учебы.
Глава 1. Анатомия головы человека Голова человека рассматривается как одна из сложнейших форм человеческого тела. Она сложна и многообразна в силу индивидуальнвх особенностей человека. Несмотря на это, закономерность строения и ее конструктивно- анатомическая основа одинаковых для всех. Форма головы образована костной основой – черепом и расположенными на нем мышечными структурами. Череп состоит из двух отделов: черепной (мозговой) коробки, имеющей шарообразную форму и лицевой части, состоящей из глазниц, верхних и нижних челюстей. Черепная коробка состоит из восьми костей, образующих плоскость, содержащую головной мозг. Лицевая часть черепа образована четырнадцатью костями. Наиболее крупными здесь являются парные, верхночелюстные, парные скуловые и нижнечелюстная непарная кости. Верхняя челюсть (парная) имеет форму, напоминающую трехгранную призму с четырьмя отростками. Форма свода черепа относительно проста и статична в отличие от более сложной и динамичной формы лица. Из-за многочисленности и многообразия малозначительных костных образований. Рассмотрим только те кости черепа, которые наиболее существенны для образований внешней формы головы.
Глава 2. Изображение головы человека Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека.
Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека. Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию. Изучение закономерностей строения внутренней структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно – копировального срисовывания наружных контуров. Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека. Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить её наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массы, выяснить перспективные изменения и определить направления света. Это предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести её осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаге исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения. Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком. Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и её положении в пространстве. На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально. Рисунок черепа человека Рисунок черепа – это анатомический рисунок, задачи которого полнее представить себе характер объёмной формы головы. Прежде чем преступить к рисунку, следует внимательно рассмотреть череп со всех сторон: сбоку, сзади, сверху и снизу. Обязательным условием при длительном рисовании натурных постановок является уже известный нам последовательный ход работы над рисунком, который можно разбить на несколько этапов.
Первый этап. Начинать работу нужно с композиционного размещения положений черепа. Следует легко наметить общую композицию с таким расчётом, чтобы рисунки были одного масштаба. Определив композицию, делаем общий набросок яйцевидной формы черепа без деталей. Композиции листа важно сохранять равновесие. В учебном рисунке целесообразно брать размер черепа и натуральную величину или немного меньше, не в коем случаи не больше натурального. Второй этап. Выполняем линейно- конструктивное построение формы. В начале следует рассматривать построение только большой формы, сознательно опуская многочисленные детали, которыми изобилует череп. Симметричная яйцевидная форма черепа позволяет производить построения на основе условно осевой линии, которая начинается под затылкам, проходит, поднимаясь к верху, посередине свода черепа, опускается вниз по лобной кости, переносице носовым костям, грушевидному отверстию, середине верхней и нижней челюстей - посередине подборочных возвышений. Ведя работу «от общего к частному», в нижней трети черепа отметим линию, разделяющую верхнюю и нижнюю челюсти; средней трети черепа - линию нижнего края глазниц, сравнив высоту глазниц со скуловыми костями; на верхней третей черепа - линию лобных бугров. Наметив первоначальную форму черепа, перейдем к размещению более мелких форм: надбровных дуг, височных линий, глазниц. Носовых костей, грушевидного отверстия, лини границ зубов и т.д. Первоначальный набросок конкретизируется, заполняется формой. Уточняется движение (наклон) и общие пропорции черепа, изгиб серединной и поперечных линий, взаиморасположение и величина деталей в отношений к целому и друг другу.
Объем черепа на этой стадии намечают основными, большими поверхностями, которые затем выявляют тоном. Третий этап. Выявляя форму необходимо сопоставить тон отдельных поверхностей, ясно представляя, себе строение черепа. На этом этапе обобщаем рисунок. Путем многократных проверок и сравнений надо привести рисунок к гармоничному целому, добиться тонального единства. Рисунок гипсовых слепков частей лица Прежде чем приступить к рисунку головы, полезно ознакомиться с главными частями лица, определяющими характерные особенности пластики головы. К ним относится глаза, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Рисунок головы с гипсового образца. Этапы выполнения Первый этап Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова. Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы. Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе – правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления. Часто, намечая профильное сечение, художник сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта. Второй этап Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.
Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение. Следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям. Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы. Третий этап Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повторы формы, передовая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно – конструктивный рисунок. Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях головы, выполненных древними скульптурами, можно проследить некоторые общие закономерности. Лицевую часть головы можно разделить на три разные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней тетей лица. Начинать построение необходимо, основалось на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время роботы над рисунком обрубовки.
Четвертый этап Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность. Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построениям. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчеркнув их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь целостности рисунка. Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчеркивая их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.
Глава 3. Закон света и тени Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии. Поэтому свет, как и физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику. Под словом «тон» понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности. Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый), расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать. Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления – ослабевать. Следоаптельно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контраста на переднем плане – до плавно убывающего к заднему плану. Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной угла падения лучей света. Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граней поверхности предмета, в другом – по изогнутой образующей. В данном случае лучи света, определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс по силе тона полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя ростяшка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности. Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему. Кроме собственной тени, от самого предмета падает ещё одна - падающая тень. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени. Контраст света тени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная-темнее, а граница линий рёбер - отчётливее. Из этого следует, что степень освещения поверхности зависит от силы источника света, расстояние от него до поверхности, а также – от угла падения световых лучей на поверхность. Значение закономерности светотеней, полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных форм, находящихся в различных условиях освещения (не зависимо от окраски). Закон распределения света и теней, независимо от сложности форм и характера поверхности предметов, имеет единую для всех сущность. Поэтому для правильного его применения в рисунке таких более сложных по форме предметов, как фигура человека, детали архитектуры, необходим анализ характера изгибов, образующих форму. Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верное тональное отношение от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном. Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, и в единстве с фоном.
Заключение
Поставленные цель и задачи я решила, выполнив ряд пособий по рисунку, закрепив при этом необходимый материал для поступления в Нижневартовский государственный гуманитарный университет на факультет дизайна. А также я рад, что оставлю необходимые пособия в своем кабинете.
Список литературы 1. Жабинский В.И., Винтова. А.В. Рисунок. – М.: ИФРА-М, 2008. 2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: 1984 3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: «Просвещение», 1981 4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 5. Все о технике рисунка. – Испания, 2000 6. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие. – М.: «Изобразительное искуссво», 2001 7. Жабинский В.И., Винтова. А.В. Рисунок. – М.: ИФРА-М, 2008. 8. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2000 9. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: 1980 10. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 11. Ли Николай. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2007. 12. Основы рисунка. – Испания, 1994 13. Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл. 14. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М.: 1989 15. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: 1984 16. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|