Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие природы на культуру




Человек вышел из природы, по϶ᴛᴏму природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека.

  • природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Дня того ɥᴛᴏбы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в ϲʙᴏю очередь требует от человека способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.
  • природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависят образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Из-за различий природной среды отдельные народы и их культуры не похожи друг на друга, у каждого народа формируется специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Исключая выше сказанное, народы древности создавали пантеон ϲʙᴏих богов и духов с учетом географических особенностей места их проживания, например у жителей степных и пустынных регионов в религии отсутствуют такие персонажи, как водяной, леший, хозяин леса и др.
  • природа воздействует на род занятий и разделение труда. К примеру, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами: первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам помимо традиционного приготовления пищи такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды.
  • природа была и остается важным фактором удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут способствовать развитию интеллекта человека, стать источником творческого вдохновения. Такого рода эмоциональное состояние в виде богатой гаммы переживаний формирует интимно-доверительное отношение к природе.
  • природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются под воздействием впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, кᴏᴛᴏᴩая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Даже по сюжетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем какой этнической культуры создано конкретное художественное произведение.
  • природа оказывает очень сильное воздействие на традиционную народную культуру, что находит выражение в специфических привычках, обычаях, обрядах. Обряды превращают природные объекты в элементы духовной культуры. В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо пробудет характерная для природной среды цикличность. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, ϲʙᴏеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению обрядового природного календаря, кᴏᴛᴏᴩый нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной позиции временные этапы.

7) КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ.

1 Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. С происхождение и трактовкой термина «культура» студенты уже познакомились в первой теме. Здесь следует уяснить понятие «цивилизация», его формирование и основные значения.

Истоки понятия «цивилизация» относят к античным временам. В Древней Греции сформировался античный полис – город-государство, самоуправляемая община свободных граждан. Город, государство, гражданское общество римляне называли civitas, а производное от него прилагательное civilis означало гражданский, государственный, политический. Понятие «цивилизация» у римлян связывалось с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства. Образцом цивилизации римляне считали Рим, с его разумными и справедливыми законами.

Само понятие «цивилизация» появляется лишь в XVIII веке, в эпоху Просвещения, идеалами которой были разумность и справедливость. Философы Просвещения выдвинули концепцию цивилизации (фр. Civilisation) как противоположность темному миру дикости, варварства, невежества, жестокости и несправедливости, религиозного фанатизма. Просветители противопоставляли также цивилизованную Европу всем неевропейцам.

Термин «цивилизация» имеет, как и термин культура много значений. Так, цивилизация может выступать как синоним культуры. Просветители рассматривали ее как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы «существования» человека. Понятие «цивилизация» может указывать на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи (например, западная цивилизация, античная цивилизация и т.д.). Цивилизация может рассматриваться как уровень, ступень общественного и культурного развития. Так, американский антрополог Л.Г.Морган выделял в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как последнюю стадию развития культуры, ассоциируемую с упадком высокой культуры. Таковы основные значения понятия «цивилизация».

Поскольку понятия «культура» и «цивилизация» очень многообразны, следует при подготовке вопроса выяснить их смысловые сходства и различия. При этом помнить: если понятие «культура» используется для характеристики меры развития человека, способов его самовыражения в деятельности и творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. (Подробнее см.: Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. С.92-96).

2 Несмотря на наличие множества подходов к типологии цивилизаций, в современной культурологии выделяют такие культурные сообщества как цивилизации Востока и Запада. Они сложились на основе полиэтнического синтеза культур и религий под влиянием географического фактора, их называют еще универсальными цивилизациями.

 

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». В современной науке в трактовке соотношения понятий «культура» и «цивилизация» сложились две основные тенденции: их отождествление и противопоставление. В том случае, если культура и цивилизация рассматриваются как синонимы, то их содержание в основном совпадает. И культура, и цивилизация являются результатом деятельности человека, направленной на удовлетворение его материальных (преимущественно задача цивилизации) и духовных (задача культуры) потребностей. В ХХ в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации, означающим небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющих человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми. Австрийский врач, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), отождествляя культуру и цивилизацию, полагал, в частности, что и то и другое отличает человека от животного. В то же время существует множество теорий, оценивающих цивилизацию как кризисный этап культуры, означающий ее деградацию. В контексте негативного воздействия цивилизации на культуру рассуждали, например, Й. Хейзинга, Т. Маркузе, Н. Бердяев. Ученые ставили цивилизацию в оппозицию к культуре, считая эти понятия антиподами. Широкую известность получила концепция немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), основанная на размышлениях о кризисе европейской цивилизации Х1Х-начала ХХ вв. В трактате «Закат Европы» (в 2-х томах, 1918-1922 гг.) он анализирует соотношение понятий «культура» и «цивилизация», которые, по его мнению, представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». 10 Шпенглер исходит из убеждения, что история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, переживающих рождение, становление, закат и отличающихся сугубо индивидуальной судьбой. Он выделяет восемь равноценных по зрелости культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (античную), магическую (арабскую), культуру майя, фаустовскую (западноевропейскую) культуры. Жизненным началом любой культуры является «душа», стремящаяся обрести свое внешнее выражение в формах культуры, создать свой мир. Душа подчиняет себе враждебность мира путем создания символов. Числа, язык, архитектура и т.д. – символы души данного духовного космоса. Культура, достигнув зрелости и исчерпав внутренние возможности души, приходит в упадок. Такой цикл длится примерно 1000 лет. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. В период зарождения культуры преобладающее значение имеют мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последнюю стадию Шпенглер называет цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Именно со стадией цивилизации философ связывает закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности и грубого практицизма. Цивилизация, таким образом, - период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. Исключительно негативную оценку цивилизация получает в трудах русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Однако в отличие от Шпенглера Бердяев доказывает, что культура и цивилизация существуют одновременно, синхронно, представляя собой два качественно различных состояния общества. Цивилизация возникает в результате установления социального неравенства и угнетения, эксплуатации человека человеком, в результате подчинения индивида технике. Индустриальная техническая цивилизация – это, по мнению Бердяева, «цивилизованное варварство», при котором в носителе ценностей такой цивилизации периодически пробуждается зверь, первобытный человек, живущий по принципу «кто силен, тот и прав». Цивилизация является развивающимся социальным организмом, но при этом может двигаться не только по пути прогресса, но и регресса. Регрессивный путь развития, обусловленный вторжением «массы», приводит к кризису и гибели цивилизации. Масса (мелкая буржуазия, чиновничество, люмпен-пролетариат) темна, ею движут инстинкты и, в первую очередь, инстинкт агрессии. Ценности массы альтернативны ценностям меньшинства – носителя духа высокой культуры. Цивилизации противостоит культура. Если при характеристике цивилизации Бердяев использует такие понятия, как материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, то обращаясь к культуре он рассуждает о духовном, индивидуальном, качественном, эстетическом, выразительном, аристократическом, стабильно устойчивом, иногда консервативном началах. Когда человек входит в мир культуры и приобщается к высшим духовным ценностям, происходит преображение его души.11 Несмотря на полярность представленных точек зрения, исследователи неизбежно сходятся в том, что понятия «культура» и «цивилизация» взаимообусловлены, взаимозависимы и неразделимы.


 

 

8) ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.

 

Деление культур на восточные и западные имеет условные территориальные основания: к западным относят культуру Европы и Америки, к восточным – культуру стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Однако территориальное различие не является главным, культуры Востока и Запада отличаются по многим параметрам. Выделение Востока и Запада как дихотомных типов означает, что их различия носят характер противоположностей. Вот некоторые из подобных характеристик.

Социальные характеристики: для западных культур свойственно внимание к личности, защита ее прав и свобод; для восточных – подчинение личности интересам группы, государства. Для Запада характерна классовая дифференциация, установление иерархии на основе власти и денег; восточная иерархия базируется на сословных родовых, клановых, этнических отношениях.

Культурные характеристики: западная культура является рациональной, материалистической. Ее основные ценности – динамизм, прогресс, плюрализм, свобода, равенство. Познание мира здесь является преимущественно научным, объективным. Большое значение придается развитию техники и материального производства, достижению наибольшего комфорта для человека. Восточная культура иррациональна, интуитивна. В качестве ценностей на Востоке признаются религиозные принципы, подчинение, стабильность, соединение с природой, единство семьи и рода. Ценности прогресса уступают место гармоничному, медленному следованию традициям, поэтому для Востока не характерны резкие скачки, революционное развитие техники.

Американский исследователь Филмер Нортроп считает, что основу различия между Востоком и Западом составляет противоположность философских, мировоззренческих позиций. Западная философия, начиная с Нового времени, была ориентирована на научность, объективность, познание мира, как объекта, не зависящего от человеческого сознания, внешнего человеку. Восточная философия всегда была ориентирована на познание внутреннего мира человека, самопознание. Поэтому западный путь – покорение природы, создание искусственной внешней среды путем развития техники и технологий материального производства, а восточный путь – не покорение, а постижение природы мира через природу человека.

Сегодня восточные и западные культуры в значительной степени влияют друг на друга, благодаря развитию информационных технологий, общему экономическому пространству. Но европеизация восточных культур не означает их отказ от самобытных традиционных культурных форм. Своеобразие Востока сохраняется не столько во внешних качествах – образе жизни, предметах культуры, произведениях искусства, - сколько в мировоззрении, понимании ценностей жизни.

 

 

Западный тип культуры

Западный тип как особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного - двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их взаимодействие.

Восточный тип

культуры Западному типу культуры противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образы поведения и истории, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности восточной культуры, ее средства и цели менялись очень медленно. Столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретический подход «одно в другом» или «все во всем». Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни «восточного человека». Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества. Там исторически господствовали деспоты. Для возникших на Востоке деспотических государств характерным было отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господство аппарата администрации и принципа централизованной редистрибуции (дань, налоги, повинности) сочеталось с автономней общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении индивида с государством порождал синдром «сервильного комплекса», рабской зависимости и угодливости. По мере эволюции этого общества появились товарные отношения и частная собственность. Однако с момента своего возникновения они сразу же ставились под контроль власти, и потому оказывались полностью от нее зависимыми. В «азиатских» обществах господствовал принцип «власти -- собственности», т. е. такой порядок, при котором власть рождала собственность.

9) ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРЫ

 

Введение

Рост интереса к проблемам культуры характерен для всей мировой науки XX века и связан со многими историческими и социально-культурными причинами: становлением мультикультурной постиндустриальной цивилизации; поиском средств "культурной адаптации" человека к достижениям техногенного мира и информационной культуры; распространение феномена массовой культуры; возрастанием "антропологичности" науки, переноса её интереса с человека - продукта культуры на человека - творца культуры. Всё это стимулировало развитие в большинстве стран мира комплекса культурно-антропологических наук, отечественным эквивалентом подобной науки стала культурология. [6.7]

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства". Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуре. [2.647] То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или её компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе. Элитарная культура создается не всем народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки - 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают своё время. [2.648]

Массовая культура

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится "массовой", когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. [5.400]

Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей. [6.84]

Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). [2.335] Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

На современном этапе развития культуры достаточной выраженности приобретают две ее разновидности - элитарная и массовая культура.
Как отмечает Н. Смелзер, к высокой (элитарной) культуры вошли классические музыка, живопись, литература, созданные специалистами высокого класса для состоятельных слоев общества (элиты). Причиной выделения этого понятия стало появление и широкое распространение новых образцов так называемого "массового искусства" и попытка отделить, противопоставить элитарные виды культуры массовым ее образцам. Понятие "элитарного" искусства вводится в обращение в конце XVIII в. (Хотя сам по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответственно дифференциация публики произошли значительно раньше). Элитарное выступает как продукт для опытных знатоков, массовое - для обычных, рядовых читателей, слушателей, зрителей.
Формирование массового искусства значительным образом связано с ростом городского населения. В этот период возникают новые, городские по происхождению, жанры искусства. Они уже не связаны функционально ни с сезонными сельскими работами, ни с крестьянским бытом, ни с церковными богослужениями, а призваны удовлетворить собственно эстетические потребности человека. Среди массовых форм искусства преобладающего значения приобретают такие, которые ориентируются на отдых, развлечение, развлекательное чтение. При этом произведения, выступавшие в качестве эталона массового искусства, находили связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали задолго до этих указанных общественных процессов.
Социальная ситуация конца XIX - нач. XX века, в которой получили новую жизнь древние метафорические образы, сюжетные мотивы, и композиционные формулы, оказалась принципиально новой. Прежде она была связана с радикальным взрывом в истории развития человеческого общества, резким изменением темпов и ритмов жизни цивилизации, породивших феномен массового общества и массового человека. Осмыслению данного процесса посвященный массив исследовательской литературы, в которой отмечается вся острота процессов поляризации большинства и меньшинства в XX в. Попытки осмыслить проблему "человек - масса" делаются, в частности, известными философами Х. Ортегой-и-Гассета ("Бунт масс"), К. Я. ("Духовная ситуация эпохи"), Р. Гвардини ("Конец нового времени").
Главным обстоятельством, обусловила своеобразие ситуации на рубеже XIX-XX века, было колоссальный рост народонаселения, повлекшее резкое изменение в условиях человеческого существования и существенно повлияло и на судьбу духовной, в том числе художественной, творчества. Как заметил Х. Ортега-и-Гассет, в массу вдохнули силу современного прогресса, но забыли о духе. Массовая человек, ощутив свою победу, ощутив свое большинство, ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется недюжинная высокомерие. Если вся архаическая культура пыталась преодолеть архаические черты, заложенные в природе человека, поднять и одухотворить ее, то в XX в. вся архаика выступила без маски. Архаические черты, живущих в глубине человека, празднуют свою победу в феномене массового искусства.
Путь человека к самому себе, к обретению собственной индивидуальности всегда связан с усилием по преодолению стереотипов, нежеланием оставаться в рамках достигнутого. Именно те трудности, которые мешают человеку осуществиться, будят и напрягают его силы и способности. Масса же отличается удивительной ленью, нежеланием напрягаться, чтобы проникнуть в специфику языка искусства, постичь неоднозначность изображаемых в нем процессов.
На процесс порождения феномена массового человека и массового искусства существенным образом повлиял и бурное развитие средств массовой коммуникации, позволил приобщить к искусству большое количество населения. Народная культура, в которую входили сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Но с появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения) произошло стирание границ между высокой и народной культурами, в результате чего возникла массовая культура, не связанная с региональными, религиозными или классовыми субкультурами. Это изменяет условия культурной жизни, ломает вековые формы существования традиционных видов искусства. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируются и распространяют среди широкой публики.
Некоторые исследователи отмечают, что высокая степень стандартизации, которая присуща продуктам массовой культуры, позволяет человеку отдохнуть и отойти от действительности, не напрягаясь. Кроме того, стандартные конструкты, скажем, любовных историй или детективов, формируют определенные ожидания и, как следствие, возникновение чувства удовлетворенности и комфорта, которые напрямую связаны с процессом постижения уже знакомых форм. Оригинальность приветствуется только в том случае, когда она подтверждает ожидаемые переживания, существенно не меняя их, как это происходит в произведениях наиболее выдающихся мастеров этого жанра (А. Конан Дойля, М. Митчелл, А. Кристи, С. Кинга и др.).
Массовые формы требуют построения яркого действа и эффектной сюжетности; они успешно эксплуатируют элементы опасности, насилия, секса, вызывая интенсивное и немедленное переживание. Массовое искусство определенной степени удовлетворяет потребность человека в ярком эмоциональном мире, в переживании высокой амплитуды чувств, превосходящих рутинность и заорганизованность повседневной жизни.
О важности этой проблемы в наше время писал Р. Гвардини, отмечавшего дефицит переживаний современного человека, дефицит безпосередньости живого чувства. В этом отношении массовое искусство способно играть существенную роль, не заставляя человека рефлексировать по поводу собственных мотиваций и опыта, предоставляя возможность расслабиться в созерцании чувственно "сфокусированного" целостного и упорядоченного мира.
Психоаналитики обнаруживают, что жизнь в художественном мире массовых форм не требует осознания своих скрытых мотиваций. Так, например, детектив позволяет представить ужасное преступление, не признавая собственных импульсов, которые могли бы привести к нему. В результате массовые жанры подкрепляют уже существующие социальные ориентации и установки, подменяя художественными моделями нерешенность и неоднозначность большинства реальных проблем, а художественная стереотипность позволяет разрядить напряжение, способствует укреплению веры в "етикетнисть" всего существующего, хотя бы на воображаемом уровне.
***
Еще одной стороной бытования массовой и элитарной культуры является функционирование и развитие художественных произведений в условиях рынка. Резкое снижение государственных дотаций театра, кинематографа, художественным музеям обострило ряд проблем, а именно: художественная практика в издательском деле, кинематографе, театре столкнулась с тем, что жизнеспособность всех перечисленных творческих институтов, их благополучие, уровень профессионального и технического развития определяют не элитарные достижения, а произведения массового спроса. Издатель соприкасается с необходимостью выдать большее количество "средней" литературы для того, чтобы иметь возможность опубликовать классику. Подобные процессы разворачиваются также в кинематографе и театре.
Для изучения степени рентабельности искусства были разработаны достаточно точные критерии. Так, специалистам хорошо известно, что, например, массовый успех кинокартины полностью определяется в первые три месяца ее демонстрации на территории всей страны. То же касается литературной беллетристики и эстрадной песни, для которой этот термин обмежуться первым месяцем после ее выпуска в прокат. Отсюда и всевозможные механизмы "раскрутки" певцов, писателей, поэтов, художников, выступающих уже не как случайные, эпизодические, а как необходимый цепь бытования искусства в условиях рынка.
Сложные процессы современного функционирования массового искусства является подтверждением известной формуле: "искусство дает каждому столько, сколько человек способен от него взять". "Многообразие художественных практик, дифференциация (порой очень резкая) аудитории зрителей, читателей, слушателей не перечеркивают, а, наоборот, пидверджують гуманистическую природу искусства, гибко откликается на любые личные вкусы и предпочтения и предоставляет человеку возможности как социализации так и индивидуации".
Однако ни одна общественная культура не может обходиться без интеллектуальной верхушки: при отсутствии такого общество заполонит волна массовой культуры. Интеллектуальный уровень культуры поддерживает элитарность, которая выполняет в обществе роль культурного лидера. Главным позитивным признаком элитарной культуры является обеспечение прогрессивного развития культуры, создание новых культурных ценностей, а, следовательно, расширение культурного диапазона национальной и мировой культуры
Как уже отмечалось выше, для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение определенным запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами по себе. Еще А. П. Чехов, характеризуя "сползания" культуры к простонародного уровня, где она начинает смыкаться с массовой, писал: "нужно не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю". Так, например, музыка Бетховена, картина Пикассо, психоаналитическая теория З. Фрейда и другое свое время были безусловно элитарными, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность потеряли, перешли к разряду общеупотребительных и понятных. Именно поэтому проблема воспитания художественных вкусов, задание образцов элитарной культуры для подражания, использование механизма действия массовой культуры для пропаганды высокой культуры является важной задачей в воспитании духовного мира современного человека.

-00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...