Государственная программа Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ От 13 августа 2013 г. N 1414-р
1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (в новой редакции). 2. Минэкономразвития России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (в новой редакции) на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Российская экономика в 2010 - 2012 годах прошла стадию посткризисного восстановления и вступила в новый этап своего развития. Уже в 2011 году ВВП России вернулся на предкризисный уровень и составил 4,3 процента по сравнению с 2010 годом. В 2012 году экономическое развитие замедлилось - прирост ВВП составил 3,4 процента к предыдущему году. Замедление было связано с некоторым снижением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. При этом основным фактором экономического роста в 2012 году оставался внутренний спрос на товары и услуги, поддерживаемый ростом реальной заработной платы, объемов банковского кредитования и увеличением численности занятых.
Промышленное производство в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 2,6 процента. На протяжении всего 2012 года опережающими темпами росли обрабатывающие производства (за год прирост составил 4,1 процента). Лидером роста стало производство транспортных средств и оборудования (прирост за год на 12,7 процента). Наиболее высокие темпы прироста по итогам 2012 года отмечены также в производстве резиновых и пластмассовых изделий (7,4 процента), прочих неметаллических минеральных продуктов (5,6 процента), пищевых продуктов, включая напитки, и табака (5,1 процента). Инвестиции в основной капитал в 2012 году увеличились на 6,7 процента по отношению к уровню 2011 года. Рост инвестиций в основной капитал был поддержан ростом кредитования реального сектора экономики. По данным Банка России, прирост кредитных средств, предоставленных нефинансовым организациям-резидентам в рублях и иностранной валюте, составил 12,7 процента, по состоянию на 1 января 2013 г., по сравнению с уровнем на соответствующую дату прошлого года. Потребительский рынок по-прежнему остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики. По итогам 2012 года прирост оборота розничной торговли составил 5,9 процента по сравнению с 2011 годом. Динамичнее, чем в 2011 году, развивался рынок платных услуг населению. По итогам 2012 года объем платных услуг населению увеличился на 3,5 процента. В течение 2012 года реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали достаточно устойчивую положительную динамику с постепенным наращиванием темпов роста - с 1,6 процента в I квартале до 5,3 процента в IV квартале 2012 г. относительно соответствующих периодов 2011 года. По данным Росстата, прирост реальных располагаемых денежных доходов в 2012 году составил 4,2 процента к уровню 2011 года, что на 3,8 процентных пункта превышает аналогичный показатель предыдущего года.
Основным источником доходов населения по-прежнему является заработная плата. Темпы роста реальной заработной платы на протяжении всего 2012 года (кроме декабря 2012 г.) были выше, чем в 2011 году. Прирост реальной заработной платы за 2012 год относительно 2011 года составил 8,4 процента (в 2011 году - 2,8 процента). Позитивные тенденции сохранились на рынке труда. Уровень общей безработицы, по данным Росстата, в среднем за 2012 год (по итогам обследования населения по проблемам занятости населения) в 2012 году составил 5,5 процента экономически активного населения, при этом в декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,1 процента, что является рекордно низким показателем за период с 1999 года. Этому способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке рынка труда. Потребительская инфляция в I полугодии 2012 г. снижалась (прирост потребительских цен за годовой период снизился с 6,1 процента в декабре 2011 г. до 3,6 процента в апреле - мае 2012 г.) вследствие высокого предложения и сохраняющейся низкой динамики цен на продовольственные товары, а также переноса повышения регулируемых тарифов на федеральном уровне и на местах (на услуги ЖКХ и городского пассажирского транспорта) с начала года на второе полугодие 2012 года. С июня 2012 г. инфляция стала усиливаться, в том числе вследствие значительного роста цен на плодоовощную продукцию нового урожая. Кроме того, в июле и сентябре 2012 г. темпы инфляции были более высокими, чем в предыдущем году из-за повышения регулируемых тарифов и цен на услуги организаций инфраструктурного сектора (электроэнергии и газа и синхронизированных с этим - коммунальных и других административных тарифов). В результате за 2012 год прирост инфляции составил 6,6 процента, превысив аналогичный показатель 2011 года (6,1 процента) на 0,5 процентных пункта. Посткризисным позитивным изменениям в экономике способствовали реализуемые Правительством Российской Федерации меры, направленные на стимулирования экономической активности и экономического роста, а также на улучшение предпринимательского климата, поддержку инновационного развития, повышение качества государственного и муниципального управления.
1. Предпринимательский климат
В 2012 году начата разработка "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы - планов мероприятий по наиболее проблемным сферам государственного регулирования предпринимательской деятельности. К середине 2013 года утверждены и начата реализация 9 "дорожных карт", направленных на повышение качества регуляторной среды для бизнеса, оптимизацию процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершенствование таможенного администрирования, упрощение процедур в сфере строительства, повышение доступности энергетической инфраструктуры, поддержку экспорта, развитие конкуренции и регистрации прав собственности, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В целях совершенствования законодательства, регулирующего осуществление иностранных инвестиций в стратегические отрасли, принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Указанный Федеральный закон направлен на либерализацию действующего законодательства в сфере осуществления иностранных инвестиций, а также на снятие ряда существующих ограничений и уточнение норм процедурного характера. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1016 "Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов" при Минэкономразвития России образована и начала свою работу Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов. Завершена работа по созданию российского закрытого паевого инвестиционного фонда "Российский фонд прямых инвестиций". С этой целью внесены изменения в приказ ФСФР России от 28 декабря 2010 г. N 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов". В соответствии со своими задачами закрытый паевой инвестиционный фонд "Российский фонд прямых инвестиций" будет являться соинвестором в проекты (преимущественно в России) совместно с зарубежными инвесторами в минимальной пропорции 1:1. Закрытый паевой инвестиционный фонд "Российский фонд прямых инвестиций" будет инвестировать средства в модернизационные и базовые отрасли российской экономики. В 2010 году Минэкономразвития России инициировало внедрение в отечественную практику нормотворчества инструментов оценки регулирующего воздействия. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 336 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" процедура оценки регулирующего воздействия вводится как обязательный элемент подготовки проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного контроля и надзора, в области установления и применения обязательных требований к продукции и связанных с ними требований к процессам, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства. В течение первых двух лет использования процедуры оценки регулирующего воздействия было проведено более 1000 оценок, причем около трети оценок содержали отрицательные заключения. С 1 октября 2012 г. начался переход к проведению оценки регулирующего воздействия федеральными органами исполнительной власти разработчиками нормативных правовых актов в соответствии с передовой мировой практикой в данной сфере. Результатом реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, стало завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008 - 2012 годах и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период. Начиная с 2010 года, в число приоритетных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства впервые были включены такие меры, как поддержка начинающих и действующих малых инновационных компаний, компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, поддержка экспортно ориентированных компаний, а также компаний, осуществляющих модернизацию производственных активов. Перечень мероприятий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется и в 2013 году насчитывает уже 28 направлений поддержки.
2. Инновационное развитие
Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. В первую очередь это связано с усилением воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и институциональным переменам. Соответственно меняется и набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем. В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики были признаны и остаются ключевыми, магистральными направлениями социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Темп роста внутренних затрат на исследования и разработки в последние 15 лет в целом опережал темпы роста ВВП, за исключением 2004 - 2005 годов, когда было значительно сокращено финансирование исследований и разработок. По итогам 2011 года, доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составила 1,12 процента и все еще оставалась ниже максимального значения, достигнутого в 2003 году (1,29 процента). В международном сопоставлении Россия находится на уровне Бразилии (1,19 процента в 2010 году) и Венгрии (1,16 процента в 2010 году), значительно уступая странам - инновационным лидерам (Германии и Японии - 2,82 процента и 3,26 процента в 2010 году соответственно), а также Китаю (1,7 процента ВВП). Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" законодательно определены отношения по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). В данном федеральном законе даны основные определения ("коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов", "инновации", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура", "инновационная деятельность"), а также указано, что цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. Указанная Стратегия является основополагающим документом в сфере инновационного развития. При этом долгосрочные цели социально-экономического развития Российской Федерации закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. В начале 2012 года приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. N Пр-83), в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству Российской Федерации поставлена задача увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. К 2013 году реализованы следующие новации в области государственной поддержки и стимулирования инновационного развития: создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РОСНАНО"; осуществляются финансовая поддержка ведущих вузов и форсированное развитие их компетенций в целях формирования "ядра" глобально конкурентоспособных вузов (не менее 5 вузов), способных войти к 2018 году в первую сотню ведущих мировых университетов согласно общепризнанным международным рейтингам; создается национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и готовится к формированию в России сеть национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, формируются основы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием; начата на конкурсной основе процедура выявления и развития инновационных кластеров; положено начало созданию новой российской "территории инноваций" в подмосковном инновационном центре "Сколково", где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов, а также развивается Сколковский институт науки и технологий в целях проведения исследований, реализации образовательных программ и создания инноваций по приоритетным для России направлениям; реализуются программы инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием; ведется деятельность по развитию кооперации между бизнесом, наукой и образованием, в том числе с использованием механизма технологических платформ; проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности.
3. Качество государственных институтов
Реализованные меры государственной политики в сфере повышения качества государственных институтов включают меры административной реформы по повышению эффективности исполнения государственных функций и повышению качества государственных услуг, а также меры по развитию стратегического планирования и программно-целевого управления. Основные направления обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Важный вклад в улучшение предпринимательского климата и повышение качества государственного управления в целом вносит реализация мероприятий Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р. Принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", реализация которого позволит повысить прозрачность процедур лицензирования за счет установления исчерпывающих перечней документов, лицензионных требований и грубых нарушений, особенностей лицензионного контроля и снизить финансовые и временные издержки хозяйствующих субъектов за счет сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, введения бессрочного действия лицензии, а также перехода к электронной форме взаимодействия соискателя (лицензиата) с лицензирующим органом. В рамках реализации Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 1760-р, и Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации", ведется работа по формированию современной эффективно функционирующей системы аккредитации, направленная на гармонизацию правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств - членов Таможенного союза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" утверждено Положение о Росаккредитации. Формирование единой национальной системы аккредитации позволит достичь следующих результатов: прозрачность правил аккредитации и снижение коррупции; обеспечение защиты рынка от опасной продукции; обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности; повышение качества услуг по оценке соответствия; повышение доверия со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов; взаимное признание выдаваемых органами по подтверждению соответствия документов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также в странах - основных торговых партнерах Российской Федерации; создание конкурентного рынка работ по оценке соответствия; сокращение издержек бизнеса при выпуске продукции в обращение. В завершившейся в 2012 году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, была обозначена задача перехода на программный бюджет с использованием инструмента государственных программ Российской Федерации. Минэкономразвития России совместно с Минфином России была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации нормативно-правовая база по переходу к "программному" бюджету, постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" и Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, который включает 43 государственные программы Российской Федерации. Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ от 26 декабря 2012 г. N 817). Утверждены 40 государственных программ Российской Федерации, в стадии разработки находятся 3 государственных программы Российской Федерации ("Развитие пенсионной системы", "Обеспечение обороноспособности страны", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"). Внедряемые в настоящее время трехлетние планы реализации государственных программ Российской Федерации должны обеспечить связь программно-целевого планирования с бюджетным процессом. При этом мониторинг их реализации будет осуществляться посредством включения в план ключевых мероприятий, оказывающих наибольшее влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации, а также выделения основных этапов (вех) их реализации. Управление реализацией трехлетних планов предполагается осуществлять с помощью проектных методов организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяющих обеспечить координацию различных видов ресурсов при реализации мероприятий, а также постоянный контроль над установленными проектом сроками. Развитию стратегического планирования социально-экономического развития и внедрению программно-целевых методов управления будет способствовать принятие внесенных в Государственную Думу проектов федеральных законов "О государственном стратегическом планировании" и "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы
Несмотря на отмеченные успехи в сфере реализации государственной экономической и инновационной политики, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований в стране не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствуют: малый удельный вес инновационно активных предприятий (9 - 10 процентов, при этом в Германии - около 80 процентов, Финляндии - свыше 50 процентов, Литве - свыше 30 процентов); невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции; крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки; незначительная доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения (0,5 процента, тогда как доля США - 36 процентов, Японии - 30 процентов, Германии - 16 процентов, Китая - 6 процентов); невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции (6,1 процента против 15 процентов - минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики); незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции. Одной из главных причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг. Поэтому не менее важным в процессе повышения инвестиционной активности в России является решение вопросов, связанных с развитием конкуренции. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система показателей состояния конкурентной среды на товарных рынках. Необходима собственная система оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации. Такая оценка не только позволит отслеживать эффективность реализации государственной конкурентной политики, но и определять причины, препятствующие развитию конкуренции на товарных рынках. Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в европейских странах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики. Созданные элементы инновационной системы и увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики. Не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций. Необходимо ускорение процесса интеграции национальной инновационной системы в глобальную, повышение инновационной активности и эффективности работы компаний, в том числе государственных. Требуется большее взаимодействие науки и бизнеса в целях повышения уровня коммерциализации научных разработок до уровня развитых стран ОЭСР. Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала, поддержке инноваций в регионах не позволила обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию "узких мест" в инновационной системе страны. В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны. В первую очередь это: высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России (так по месту в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) Российская Федерация занимает лишь 112 место); наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного; незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса; фрагментарность национальной инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса; неразвитость рынка интеллектуальной собственности, неурегулированность распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности (по данному показателю в соответствии с Отчетом о мировой конкурентоспособности за 2012 год Всемирного экономического форума Россия занимает 125 место в мире); низкий уровень доверия в сочетании с ни<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|