Обоснование и принятие управленческого решения в бизнесе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Примерно 10% работников в сфере бизнеса являются руководителями (управленцами, менеджерами), т.е. в силу своих должностных обязанностей им приходится: Из этого следует, что управление является весьма распространенным видом деятельности. Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон «сутью управленческой деятельности» назвал принятие решений. Решение – это выбор альтернативы. И хотя каждый из нас в течение дня принимает десятки решений (где пообедать? что купить? и т.д.), принятие управленческих решений существенно отличается от решений, принимаемых в повседневной частной жизни. Для менеджера принятие решений - постоянная и ответственная работа. Последствия – решения могут повлиять на жизнь многих людей. Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как: · продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;[1] · выбор определенного курса действий из возможных вариантов;[2] · выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения; · выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции. Можно привести еще и следующие определения управленческого решения: Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели организации.
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знаний законов функционирования управляемой социально-экономической системы и способов ее деятельности по разрешению проблемы или изменению существующей ситуации.
УР обычно направлено на: § стратегическое планирование деятельности организации; § управление деятельностью руководителей разных уровней; § управление человеческими ресурсами; § управление производственной и обслуживающей деятельностью; § формирование системы управления компании; § управленческое консультирование; § управление внутренними и внешними коммуникациями. Субъекты решения - лица, наделенные правом принимать решения или следить за их реализацией (ими могут быть физические лица или представители юридических лиц – директор, главбух). Объекты решения – исполнители решений. На принятие УР влияют факторы: Политические аспекты; Экономические аспекты; Компетентность лица; Обоснованность целей, задач и выбранного решения; Обеспеченность решения необходимой информацией; Социальные аспекты. В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Классификация управленческих решений: 1. По функциональной направленности – прогнозирующие, планирующие, организационные, активирующие, координирующие, контролирующие и информирующие. 2. По форме подготовки – индивидуальные, групповые, коллегиальные и корпоративные. 3. По причинам – ситуационные, по предложению, программные, инициативные и сезонные.
4. По предписанию – программные, эпизодические и периодические. 5. По повторяемости выполнения: одинаковые, однотипные, разнотипные, инновационные (нет альтернатив). 6. По широте охвата – общие и частные. 7. По времени действия – стратегические, тактические и оперативные. 8. По прогнозируемым результатам – с определенным результатом, с вероятностным или неопределенным исходом. 9. По характеру разработки и реализации (в зависимости от личности разработчика и социально-психологического и технологического климата) – уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные. 10. По глубине воздействия – одноуровневые и многоуровневые. 11. По числу критериев – однокритериальные, многокритериальные. 12. По масштабу – для одного человека, для подразделения, для компании, для отрасли, для страны, для нескольких стран. 13. По используемым ресурсам – с ограничениями и без ограничений. 14. По способу фиксации – письменные, устные, электронные. 15. По методам разработки – графические, математические, моделирующие и эвристические. 16. По направлению воздействия – внутренние и внешние. 17. По жесткости регламентации – контурные, структурированные. Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение выработанной в компании цели. Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится достичь любая организация. В зависимости от уровня целей выделяют: Стратегические решения (связаны с изменениями внешней среды, влияющими на всю систему организации в целом); Стратегические управленческие решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала, эффективное использование производственных ресурсов; формирование ценовой политики; эффективное использование производственных мощностей; прекращение, продолжение, расширение или сокращение производственной деятельности; формирование ассортимента производимой продукции; определение рынков сбыта продукции). Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов компании (персонал структура, производство и т.д.).
Тактические решения Практически всеобщей тактической задачей управления предприятием провозглашается максимизация прибыли Тактические решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. Тактические управленческие решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на более меньший период (1-3 года). К тактическим решениям относятся решения, направленные на сокращение затрат под воздействием окружающей среды (поставщики, покупатели, конкуренты, рыночная конъюнктура); жизненного цикла продукции; выбора корпоративной стратегии; формирования собственной позиции в условиях конкуренции; оценки стратегических партнеров; оценки структуры, прибыльности и рентабельности покупателей и рынков сбыта; оценки портфеля заказов и собственных конкурентных преимуществ; эффективности рекламы и т.д. Оперативные решения Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: · для чего делать (реализация какой-либо идеи, решение какой-либо проблемы); · что именно делать (количество и качество объекта); · с какими затратами делать (ресурсы); · как делать (по какой технологии); · кому делать (исполнители); · когда делать (сроки); · для кого делать (потребители); · где делать (место); · что это даст (экономический, социальный, экологический или технический эффект)? Если мы ответили на все вопросы и увязали элементы в пространстве и времени, по ресурсам и исполнителям, значит, мы разработали технологию принятия решений. Технология – это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входа системы в товар и другие компоненты ее выхода. Процесс принятия решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Подготовка и принятие решений в процессе управления представляет набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Благодаря этому возможно построить общую схему выработки научно обоснованных управленческих решений, опирающуюся на принципы системного подхода и методы системного анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|