Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТРИЗ-педагогика как инструмент выявления «скрытой» одаренности

ТРИЗ-педагогика как инструмент развития творческого потенциала учеников

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая МЕТОДОЛОГИЮ (систему методов и приемов) решения
технических проблем. В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления.

ТРИЗ является и целью, и средством одновременно. Освоить знания и систему использования инструментов ТРИЗ – это, с одной стороны, учебная цель. Но в процессе достижения этой цели сама ТРИЗ способствует развитию у ученика:

1) Творческого воображения;

2) Системного мышления;

3) Умения видеть проблемы;

4) Дивергентного мышления (мышления «в разных направлениях»);

5) Латерального мышления (мышления «поперек»);

 

Учитель ТРИЗ должен взять за правило: постоянно вести педмониторинг, т.е.

отслеживать динамику тех параметров, которые он планирует у детей развивать. Примерно через полгода работы с детьми заметно, что они начинают меняться: смело, без подготовки включаются в урок, свободно выражают свое мнение, пытаются рассуждать и не боятся высказываться. Но будет это не сразу и не со всеми одновременно. Вот эти наблюдения и составят одну часть Вашего педмониторинга. И возникнут вопросы: «Как эту ситуацию сохранить?», «Как расширить это в дальнейшем?», «Как должен расти учитель, чтобы вслед за ним росли ученики?».

Вывод 1: Учитель ТРИЗ должен хорошо знать психологию и технологию

творчества, грамотно использовать ее в работе с детьми, превращать урок в

процесс творчества.

Вывод 2: Учитель ТРИЗ должен разбираться в системе психологических тестов для определения уровня творчества и креативности, понимать технологию их обработки и интерпретации. (Проводить тестирование и обрабатывать данные должен школьный психолог, но не учитель ТРИЗ.)

 

Уроки ТРИЗ воздействуют на всех детей положительно. Начинающие изучать ТРИЗ (5 классы) с огромным желанием входят в непривычную для них атмосферу творческой работы. Задачи, конечно, решают методом проб и ошибок; мчатся рисовать схему или картинку к доске, все время тянут руку для ответа – просто идеальная работа в классе. Учатся выражать свои мысли, учатся спорить с учителем. Пока совершенно не слышат и не слушают друг друга. О том, что должен делать учитель, чтобы обеспечить этот интерес и ритм на уроке и при выполнении заданий дома – это тема для разговора в другой статье.

Страна ТРИЗ, урок ТРИЗ – это другой мир. Не такой, как на других уроках. Здесь дети начинают не столько понимать необходимость, сколько ощущать потребность:

1) Учиться рассуждать;

2) Слушать и слышать другого человека;

3) Уважать чужое мнение;7

4) Задавать любые вопросы;

5) Фантазировать;

6) Исследовать задачу с разных сторон;

7) Искать решение в усложненных условиях;

8) Строить тонкие ассоциации;

 

Позволю высказать некоторые принципы и правила, которые с самого начала совместной работы проговариваются в классе; они известны и учителю, и детям и выполняются неукоснительно. Мой небольшой опыт работы подтверждает правильность такой системы отношений на уроках ТРИЗ.

 

1. Учитель и Ученик – равны между собой;

2. Учитель уважает личность каждого Ученика;

3. Ученик имеет право на ошибку;

4. Учитель и Ученик учатся друг у друга;

5. Каждый урок – это воспитание духа, совместное восхождение к знаниям и

творчеству;

6. Учитель воспитывает учеников в первую очередь личным примером;

 

Также всегда следую правилу: не смотреть в классном журнале предметных

страниц других учителей, чтобы не знать отметок детей, не провоцировать у себя формирование стереотипов.

Для урока ТРИЗ класс необходимо делить на 2 части. Это обязательное условие, т.к. учитель должен слушать решения и мнения каждого ученика. Моя первая задача: сделать все, чтобы дети начали говорить, выражать свои мысли, не боялись отвечать, не боялись ошибаться. А учатся дети, прежде всего, на примере учителя.

Вывод 3: учитель ТРИЗ должен не бояться делать ошибки при решении задач.

Синдром «страха ошибки» надо учиться преодолевать в себе и учить этому детей. Один из рецептов – решать задач как можно больше. Другой рецепт – решать в классе новые задачи сообща, ученики и учитель.

ТРИЗ-педагогика как инструмент выявления «скрытой» одаренности

В процессе обучения на уроках ТРИЗ не сразу, постепенно проявились ученики, которые в какой-то момент резко превысили уровень креативности своих одноклассников. Почти в каждом классе есть такие ученики. Среди них есть дети-сироты и домашние дети. Это, по сути, скрытая одаренность. И серьезные программы под названием «Одаренные дети» должны начинать работу с поиска таких скрытых талантов. Именно для них в первую очередь следует выстраивать индивидуальные образовательные траектории, с постоянным сопровождением психологов. Это дети, таланты которых, мы, взрослые люди, по разным причинам помогаем им терять.

Есть несколько человек в каждом классе, которые на начальном этапе работы

практически никак не проявляют себя, с учителем общаются мало, с трудом

включаются в режим общей работы, в режим обсуждения ситуации или задачи. У них, как правило, с отметками по другим предметам не очень хорошо; сложное поведение; сложные отношения с некоторыми учителями. Если учитель неустанно формирует в группе атмосферу творчества, создает ситуации успеха, внушает в ученика веру в его способности, искренне радуется его победам, то происходит маленькое чудо. Постепенно эти дети начинают говорить, придумывать, открываться для учителя и самих себя. Порой при решении задач и упражнений выдают замечательные идеи.

 

Один ученик нынешнего 7 класса, назовем его Сергей, практически молчал

весь прошлый учебный год. В тетради работы выполнял по-разному: то лучше, то 9 хуже. Вдруг в октябре поднимает руку и предлагает нестандартный вариант решения. Оказалось, он заикается, и довольно сильно. Теперь он обсуждает задачи и идеи вслух безо всякого страха и, ощутив ситуацию успеха, работает на подъеме.

 

В начале мая 2011г ученики 7 классов выполняли тест Медника. Сергей

работал над тестом усердно, даже на перемене после звонка с урока. Вместо

минимальных по количеству 20 вариантов ответов он предложил 96. Из них 89% составляют нестандартные ответы. Таких, как Сергей, в каждом классе 1-2 человека. Они проявляются сами, в процессе обучения ТРИЗ. Отметки по предметам у них разные. Видимо, когда-то что-то не поняли, упустили, «поплыли», попали в список «слабых троечников», поверили в это и так живут. Вот они, скрытые одаренные и потерянные. Те, которым надо реально помогать и поднимать. Кто и как будет делать это? Учителя-предметники-энтузиасты? Ведь работы здесь непочатый край. Нет ни методик, ни подходов, ни проторенных путей. И снова остается талантливый ученик один, с мыслью, что он бездарен и никому не нужен. И снова остается перегруженный уроками, талантливый, неравнодушный учитель-предметник один, с мыслью, что он ничем не может помочь таким детям, что его стремления несовместимы с реальными возможностями и, по сути, никому не нужны. Или все-таки нужны?

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Профессиональное обучение»

 

Отчет защищен

с оценкой______________

Преподаватель:

______________Исаев А.Н.

«___» ____________ ____ г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...