Обратите внимание, как Вы пришли к своему ответу. Можете ли Вы отследить (восстановить) ход своих мыслей, этапы своего мышления?
ИМЕНА ● Дефиниции. Сравнение. Сравните определения понятий «имя» и «антропоним». Имя – 1. Личное название человека, даваемое ему при рождении. Дать ребенку имя Петр. || Личное название человека с его отчеством, а также его фамилия. Имя лучшего футболиста года. || Кличка, прозвище человека или животного. Имена коров: Зорька, Звездочка. || Нарицательное словесное обозначение предмета, явления или понятия; название, наименование. Растение алоэ известно под именем столетник. 2. Разг. Личная известность, популярность. Ученый с мировым именем. || Репутация. Порочить чье-либо честное имя. 3. Лингв. Категория склоняемых слов, обозначающих предметы, качества и количества. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Антропоним – индивидуальное, собственное именование человека: имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним.
● Классификация. Познакомьтесь с одной из классификаций имен собственных. Имена собственные (антропонимы): ▪ общие (обозначающие широкие классы субъектов – Анна, Иван); ▪ индивидуальные (закрепленные за конкретными референтами – Анна Геннадьевна Батурина, Иван Валентинович Песков); ▪ уникальные (принадлежащие выдающимся носителям культуры этноса – Анна Андреевна Ахматова, Иван Сергеевич Тургенев). Ответьте на вопросы: На какие мысли наводит Вас приведенная классификация? В чем она может помочь? ● Теория именований. Прочитайте высказывания Ю. В. Рождественского из его книги «Принципы современной риторики». Этика имятворения основана на том, что имятворец – ономатотэт (в терминах Платона) не должен погрешать против объективной истины и умышлять на ближнего своего прямо или косвенно. <…> Тем более ответственна деятельность диалектика, оценивающего имя и дающего ему право на общественную жизнь (органов загса и церкви, контролирующих имена людей <…>). Диалектики призваны оценить имена с точки зрения не нанесения ущерба людям и обществу. <…>
Платон соединял теорию имен, этику и политику в единую философскую конструкцию. Новая философия языка следует этому и считает, что эта идея Платона полностью доказана XX веком, с его потрясениями. Успех и неуспех тех или иных стран и народов связаны с тем, насколько именования отвечают этике и политике, а также насколько этика и политика отвечает именам в постоянном их росте в числе и разнообразии в значениях [Рождественский 1999: 64, 68]. В чем смысл и значение этики имятворчества? Кто несет ответственность за именование? Как Вы думаете, придется ли Вам в жизни кого-то или что-то именовать? Готовы ли Вы отвечать за такие важнейшие действия?
● Самосознание. Прочитайте словарную статью из «Словаря терминов» Ю. В. Рождественского. Самосознание начинается с осознания себя через имя. Именований у человека может быть восемь: личное имя, фамильное имя, родство, родословие, национальность, прозвище, псевдоним, звание. Эта система имен отражает социальное бытие человека в его основах и является психологической опорой для его самосознания [Рождественский 2002: 95-96]. Дайте свое определение каждому именованию человека.
● Сопоставление. Сопоставьте свои определения с дефинициями, приведенными ниже. Личное имя – имя, данное человеку родителями и утвержденное обществом. Фамильное (родовое) имя – имя семьи, присоединяемое к личному имени, образуется в разных языках по-разному и зависит от того, как в данном обществе учитывается состав семьи: фамилия, отчество, сыновство. Родство обозначается соотносительно терминов родства: отец, мать, сын, дочь, дед, бабка, дядя со стороны матери, дядя со стороны отца, племянник, племянница, невестка и т. д.
Родословие – генетическая история человека. Национальное самоопределение – присоединение к именам человека названия нации, к которой он себя относит. Прозвище – неофициальное имя, даваемое другими людьми с целью обозначить характер и роль человека в обществе (большом или малом). Псевдоним – имя, выбираемое самим человеком для того. Чтобы не быть узнанным по официальному имени. Звание – почетное имя, данное человеку за его заслуги перед обществом [Рождественский 2002: 95-96].
● Модель именования. Постройте собственную модель именования, включив в нее – по возможности – все восемь видов именований себя. Обратите внимание, как Вы пришли к своему ответу. Можете ли Вы отследить (восстановить) ход своих мыслей, этапы своего мышления?
● Самоанализ. Как Вы относитесь к своему имени: с уважением, любовью, равнодушно или неприязненно? Проанализируйте, какие ассоциации всплывают у Вас, кого вы слышите и / или произносите свое имя. Как Вы относитесь к чужому имени: с уважением, любовью, равнодушно или неприязненно? Проанализируйте, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите и / или произносите чье-то имя.
● Имя и судьба. Некоторые лингвисты не признают наличие семантики у имен собственных, а только существование звукового и графического комплексов. Это не мешает существованию специального раздела языкознания – семиотической антропонимики, изучающей информацию, которую несет имя человека: национальность, род занятий, возраст, семейное положение, вероисповедание, социальное происхождение, статус, связь лица с родом, даже характеристика личных качеств. Ответьте на следующие вопросы: 1. Верите ли Вы в связь имени и характера, судьбы человека? 2. Ждете ли Вы чего-то определенного от своего имени? От фамилии? От отчества? 3. Какие ассоциации с человеческими характерами вызывают у Вас следующие полные антропонимы? Аполлинария Олимпиадовна Кукушкина Макар Федотович Ознобишин
● Имя и его употребление. Проанализируйте представленные из словаря «Собственные имена в русском языке» [Агеенко 2001] антропонимы с точки зрения правильного написания, правильной постановки ударения, правильного склонения. ИВА´НОВ Алекса´ндр (русский художник)
ИВАНО´В Алекса´ндр (российский кинорежиссер) ИВА´НОВ Гео´ргий (русский поэт) КВИНТИЛИА´Н Марк Фа´бий, Квинтилиа´на Ма´рка Фа´бия РЕМА´РК Э´рих Мари´я, Рема´рка Э´риха Мари´и РЕ´МБРАНТ Ха´рменс ван Ре´йн, Ре´мбранта Ха´рменса ван Ре´йна [рэ] Чем отличаются словарные статьи данного словаря в представлении русских и иноязычных антропонимов?
● Варианты имени. Внимательно ознакомьтесь с вариантами имени МАРИЯ. МАРИЯ, разг. Марья, сокр. Маня, Маша, Мара, Маруся, зап. Мари, Мери, Мэри, в Евангелии – Мириам, Марьям, Мария, рус. Мариамна, Марьямна, Марьяна, уменьш. Машенька, Марусенька, Манечка, Маняша, Марьяночка, Марочка. Одинаковые ли ассоциации вызывают у Вас разные формы имени? Вспомните, какие формы имени употребляют окружающие Вас люди по отношению к Вам.
● Вариации имен? Познакомьтесь со следующими именами, выбранными некоторыми родителями для своих детей в целях выделения их из общей массы или в погоне за модой (из книги Василия Израбекова «Тайна русского слова»). Нэрд (научный эксперимент Рагима Джавадова) Даздраперма (да здравствует Первое мая) Урюрвкос (ура, Юра в космосе) [Израбеков 2007: 21-22]. Как Вы относитесь к таким искажениям имен? Можно ли их охарактеризовать как уродливые прозвища-монстры? Каким образом можно избежать такого выбора имен?
● Осознавание. Прочитайте два отрывка из записной книжки психолога Брун. Одна из пациенток <…> верила в то, что является потомком российской царской династии. Она сделала себе алтарь со свечами и опрятной скатертью на маленьком столе. У нее были книги и картинки дореволюционного периода России, все очень яркое. Женщина очень сильно идентифицировала себя с Россией; хотела, чтобы ее называли Александрой, не воспринимала своего датского имени. Когда я пришла посетить ее в отделение, меня попросили, несмотря на желание больной, не называть ее Александрой, поскольку это лишь усилит ее расстроенное мышление, а будучи профессионалами мы должны придерживаться реальности. Я чувствовала, что персонал, занимающийся пациенткой, побаивается, что может потерять ориентацию в окружающем мире, если «сориентируется на Россию» согласно мыслям этой женщины…
Как могло случиться, что сны, фантазии, личные воспоминания детства, сказки, наконец, не помогли нам войти в контакт с мыслями и чувствами этой женщины? Почему мы отобрали у нее имя, разрушая ее такое хрупкое чувство самоидентичности? [Брун 2000: 3].
Я дала молодой женщине прочитать сказку о Василисе, говоря, что, возможно, она найдет там некие существенные для себя указания. Я добавила, что могу ошибаться, но мне просто кажется, что можно попробовать. Пациентка прочитала сказку, но не слишком много вынесла из нее. Мы решили отставить это дело в сторону. Некоторое время спустя пациентка уехала в отпуск, а когда вернулась, сказала, что взяла книжку с собой. Сам факт того, что она имела ее с собой, давал надежду. Можно сказать, что сама книга как предмет приняла черты переходного объекта. Как это могло случиться? Мы пришли к выводу, что единственным поводом здесь мог быть факт, что я написала имя пациентки на обложке. Именно имя, сказанное или прочитанное, может поддержать позитивный настрой, связанный с чувством личностной идентичности и интеграции [Брун 2000: 70-71]. Осознайте, насколько важно, ценно, значимо для адресата его имя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|