Составление из слов предложений. Обозначение слова на схеме предложения.
Подготовка к введению понятия «слово». Наблюдение над законченностью мысли в предложении. Учитель говорит: — Предложение выражает законченную мысль. Если я скажу: «Таня пришла в...», вам будет понятно, куда именно пришла Таня — в школу, в магазин, в столовую, в спортзал? (Нет.) Верно, мысль не закончена. Значит, это не предложение. Если я уточню: «Таня пришла в класс» — мысль окончена. Это предложение. Игра «Предложение или нет?». — Если услышите предложение, «ставите точку» — хлопок в ладоши. У меня в портфеле... У меня в портфеле порядок. Я прочитал книгу о... Я прочитал книгу о динозаврах. Листья на деревьях начинают... Листья на деревьях начинают опадать. Ученик на доске... Ученик на доске рисует. Упражнение в составлении предложения по началу. — Теперь попробуйте дополнить мою фразу, чтобы получилось предложение. Юра нарисовал... Я живу в городе... Моего лучшего друга зовут… Учащиеся добавляют в каждое предложение по одному слову. Введение термина «слово». Учитель поясняет: — Вы добавляли в фразу всего одну маленькую часть — одно слово, и сразу все становилось ясно — получалось законченное предложение. Все предложения состоят из слов — двух, трех, четырех и больше. В предложении может быть только одно слово, например: «Осень». Выделение слова из потока речи (из предложения). Анализ предложения, выделение слов. Учитель произносит предложение (из 2—4 слов), делая небольшие паузы между словами (предложение с предлогами для анализа не используется). — Какие слова услышали? Какое первое слово? Какое второе (третье, четвертое) слово? Сколько всего слов в предложении? Учитель обобщает, что речь делится на предложения, а предложения делятся на еще меньшие части — слова.
Составление из слов предложений. Обозначение слова на схеме предложения. Составление предложения по рисунку и опорным словам. Учитель организует групповую работу с иллюстрацией на с. 8 букваря: — Что вы видите на рисунке? Назовите отдельные слова. (Девочка (дочка), кукла, мама.) Составьте из этих слов предложение. Можно добавлять в предложение и другие слова. Работать будете в группах. Каждый думает и составляет свое предложение. Затем по очереди (по кругу) проговариваете вслух предложение, не мешая работать другим. Группа обсуждает и выбирает только одно предложение. Примечание. Количество слов в предложении не задано. Сюжет рисунка коллективно не обсуждается. Учащиеся самостоятельно определяют замысел художника, поэтому предложения в разных группах могут значительно отличаться по смыслу. Например: «Девочка просит маму купить куклу», «Мама подарила дочке новую куклу» и др. Все варианты предложений принимаются как правильные. Создание проблемной ситуации. Учитель хвалит всех учащихся за работу, выставляет на наборное полотно одну схему предложения и спрашивает, подходит ли эта схема к названным предложениям. (Подходит.) Примечание. Можно выставлять схемы для каждого предложения по ходу отчета групп. Потом удивиться, что предложения были разные, а схемы получились одинаковые. Учитель дает второе задание учащимся — каждой группе подсчитать количество слов в названном ими предложении. Выслушиваются ответы от каждой группы. Учитель формирует проблему: «Как показать на схеме, что все предложения разные, состоят из разного количества слов? Например, у одной группы получилось предложение из четырех слов, а у другой — из пяти. Что можно придумать?» Знакомство со способом обозначения слова на схеме предложения. Учитель использует прием преобразования схемы предложения: ножницами разрезает одну длинную полоску (схему предложения) на части — отдельные слова. Поясняет:
— Предложение можно обозначить схемой так, чтобы было понятно, сколько в нем слов. Каждое слово обозначается короткой полоской (прямоугольником). Первая часть полоски (первое слово) остается с высокой (вертикальной) чертой, которая показывает начало предложения. Первое слово в предложении всегда будем выделять. После последней полоски (последнего слова) осталась точка, которая обозначает конец предложения. В конце предложения всегда ставится точка. Вводится еще одно правило записи предложения — слова в предложении пишутся отдельно. Поэтому на схеме каждое слово обозначается отдельным прямоугольником. Введение понятия «связь слов в предложении». Учитель говорит: — Слова похожи на кирпичики, из которых строятся предложения. Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-то, они соединяют слова вместе, связывают их между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Все слова в предложении всегда связаны друг с другом по смыслу. Об этой связи слов в предложении нам будет напоминать вот такая соединительная черточка. (Учитель проводит черточки между словами на демонстрационной схеме предложения.) Слова на схеме будто протянули друг другу руки, чтобы дружить и не ссориться. Обобщение с опорой на схему. Учащиеся с помощью учителя рассказывают о том, что они узнали о предложении с опорой на схему (с. 8): • предложение состоит из слов; • слова в предложении связаны по смыслу; • начало предложения на схеме выделяется чертой; • в конце предложения ставится точка; • каждое слово пишется отдельно — обозначается на схеме отдельным прямоугольником.
Открытие острова «Слово» на карте изучения темы. На карте открывается остров с обозначением отдельных слов на схеме предложения. 4. Повторение и закрепление учебного материала Воспроизведение стихотворения с опорой на схемы и рисунки. Учитель сообщает, что на с. 8 букваря рассыпалось стихотворение, его нужно собрать. У учащихся будут помощники — схемы и рисунки. Первый шаг — по рисункам нужно восстановить слова. Учащиеся называют отдельные слова: сон или спать (девочка на рисунке показывает жестом), бычок, коробка, мишка, кровать, слон, голова (слона), слониха.
Второй шаг — по схемам нужно восстановить предложения. Учитель напоминает, что слова в предложении должны быть связаны между собой. Под руководством учителя учащиеся воспроизводят стихотворение. Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон. А. Барто Наблюдение за изменением слов для связи в предложении. Учитель обращает внимание учащихся, что некоторые слова немного изменялись для связи с другими словами предложения: «Лег в коробку на бочок» (было слово «коробка»). «Головой кивает слон» (слово «голова» изменилось). «Он слонихе шлет поклон» (слово «слониха» изменилось). - Вам все было понятно, потому что слово менялось, а IFttiзначение оставалось прежним. Поэтому вы смогли «прочитать» стихотворение. Стихотворение «прочитывается» по схемам и рисункам второй раз. 5. Введение новых способов действия Составление предложения, его моделирование и анализ. Учитель сообщает, что учащиеся будут учиться составлять из слов предложения и обозначать их на схеме. Учащиеся рассматривают верхний рисунок на с. 9 букваря. Называют, кто изображен на иллюстрации. (Девочка, мальчик, котенок.) По сюжету рисунка составляются предложения, одно предложение выбирается для коллективного анализа, например: «Девочка кормит котенка». Анализ предложения по вопросам учителя:
— Проверяем, все ли слова предложения обозначили на схеме? (Учащиеся «читают» по схеме.) В результате работы учащиеся подводятся к выводу: каждое слово имеет свое значение. Учитель продолжает: — Как показать на схеме, что это не отдельные слова, п предложение? (Начало предложения обозначается высокой чертой, в конце предложения ставится точка, слова в предложении связаны по смыслу — слова соединяются черточками.)
Распространение предложения. Учащимся предлагается послушать предложение «Котенок лакает». — Назовите первое слово. Назовите второе слово. Сколько всего слов в предложении? (Два.) Как вы думаете, можно ли добавить в предложение еще какое-нибудь слово? Попробуйте. Например, уточните, что лакает котенок. (Котенок лакает молоко. Котенок лакает воду.) Добавьте еще одно слово. Уточните, какой котенок. (Маленький котенок лакает молоко. Пушистый котенок лакает молоко.) Как вы думаете, между этими словами можно вставить еще какое-нибудь слово? Попробуйте. (Маленький котенок сам лакает молоко. Пушистый котенок лакает вкусное молоко.) — Между словами в предложении всегда можно вставить еще одно слово. Об этом правиле вам будет напоминать схема на с. 9 букваря. Учащиеся рассматривают схему. Один ученик пробует ее прочитать, учитель помогает. Варианты прочтения схемы: «Между словами предложения можно вставить еще одно слово», «Перед словом всегда можно вставить другое слово», «В предложение всегда можно добавить новое слово — в начало, конец или между словами», «Новое слово можно добавить между любыми словами предложения». Примечание. Учитель выбирает один вариант формулировки и хором проговаривает его с учащимися. Составление предложений с заданным количеством слов. Учащиеся составляют предложения по рисунку (с. 9), распространяют их и соотносят со схемами предложений из двух (трех, четырех, пяти) слов. Например: Мальчик рисует. Мальчик рисует котенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|