Понятие кармы
Понятие кармы, объясняющее суть жизни и смерти, смысл жизни, очень интересно, но в то же время воспринимается непосвященными с некоторым затруднением. Как рассказать о карме, чтобы рассказанное не воспринималось чем-то сверхъестественным (кстати, и понятие Абсолют не должно восприниматься как нечто мистическое; понятие Абсолют может быть заменено знакомым всем понятием Природа, вернее, разумная сила Природы), а свободно и легко воспринималось сознанием? В день, когда этот вопрос встал передо мной, по телевидению после программы «Время» показали первую воскресную нравственную проповедь (читал эту проповедь драматург Виктор Розов), затрагивающую те же вопросы, которые объясняет теория кармы. Разница только в том, что В. Розов говорил о смысле жизни и о месте человека во Вселенной общими фразами, ничего не обосновывая, а теория кармы разъясняет те же вопросы в определенной системе: четко, последовательно и обоснованно. И я понял, что насущные, но в то же время сложные вопросы нужно давать в форме проповеди. Итак, далее последует проповедь о жизни человеческой (о карме человеческой). Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время — причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которая в осуществлении представляет жизнь Вселенной. Отсюда — значение кармы как закона причинности. В применении к человеку карма представляет собой всю совокупность его деятельности. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это последствия его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательности воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.
Все имеет свою причину; каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни будто случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров. Причина тому — наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое возможно у диких африканских племен относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным образом произведенные звуки кажутся им чудом, потому что они не знают законов, явившихся причиной поразившего их явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же можно только потому, что законы эти неизменны. Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед «неразгаданным сфинксом», готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название судьбы, случайности, чуда; но эти слова ровно ничего не объясняют.
Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие делают возможным исследование физической природы, управляют и его жизнью, но что законы эти только устанавливают условия, необходимые для каждого его действия, но не предписывают самого действия, тогда только кончится его бедствие и он поймет, что может стать господином своей судьбы. Каждый человек непрестанно творит свою судьбу. В трех сферах жизни (умственной, чувственной и физической) созидаются человеком новые силы, которые и качественно, и количественно представляют собой результат его прежних действий, они же — одновременно и причины его будущего. Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра — человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния. Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется законом справедливости и никогда не зависит от случайности. «Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его», — такой должна быть речь человека, понявшего закон кармы. И этот человек приобретает мужество, терпение, уверенность в себе. Человек не только создает свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи — и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной кармы каждой из этих групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|