Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Экономическая система общества




Челнокова О.Ю.

 

СБОРНИК ЗАДАЧ

ПО ЭКОНОМИКЕ

(для студентов неэкономических специальностей)

 

 

Саратов-2011

УДК

ББК

Ч

Челнокова О.Ю.

Ч- Сборник задач по экономике. Саратов, СГУ. 2011. – с. 60.

 

ISBN

 

Сборник задач подготовлен в соответствии с положениями и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, включает задачи и задания для обсуждения по изучаемому курсу.

Для студентов неэкономических специальностей дневной и заочной форм обучения.

 

Рекомендовано кафедрой экономической теории и национальной экономики Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского.

 

 

УДК

ББК

ISBN С Челнокова О.Ю., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………..…………………5

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы и

направления развития экономической теории ………………………6

1.1. Задания для обсуждения……………………………………………………..6

1.2. Задачи……………………………………………………………………….....8

1.3. Ответы к теме 1………………………………………………………...……..9

Тема 2. Экономическая система общества ……………………………………...9

2.1. Задания для обсуждения………………………………………..……………....9

2.2. Задачи……………………………………………………………..……………10

2.3. Ответы к теме 2……………………………………………………...…………11

Тема 3. Рыночный механизм и его элементы …………………………………11

3.1. Задания для обсуждения………………………………………………...….…11

3.2. Задачи………………………………………………………………….…….…12

3.3. Ответы к теме 3……………………………………………………………..….14

Тема 4. Теория потребительского поведения …………………………………15

4.1. Задания для обсуждения………………………………...…………………….15

4.2. Задачи…………………………………………………….………….…………15

4.3. Ответы к теме 4…………………………………………….…………………..17

Тема 5. Поведение фирмы и теория организации рынка ………………...….17

5.1. Задания для обсуждения………………………………………...………….…17

5.2. Задачи……………………………………………………………….………….19

5.3. Ответы к теме 5……………………………………………………….………..23

Тема 6. Рынок факторов производства ………………………...………………24

6.1. Задания для обсуждения………………………………………………………24

6.2. Задачи………………………………………………………..…………………24

6.3. Ответы к теме 6…………………………………………...……………………29

МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 7. Национальная экономика и ее важнейшие показатели ……………30

7.1. Задания для обсуждения………………………………………………...…….30

7.2. Задачи…………………………………………………………………………..30

7.3. Ответы к теме 7……………………………………………………….………..34

Тема 8. Макроэкономическое равновесие ……………………….…………….35

8.1. Задания для обсуждения………………………………………..……………..35

8.2. Задачи……………………………………………………………….………….36

8.3. Ответы к теме 8………………………………………………………..……….37

Тема 9. Неравновесие и макроэкономическая нестабильность ………….…38

9.1.Задания для обсуждения……………………………………………..…..……38

9.2. Задачи…………………………………………………………………………..40

9.3. Ответы к теме 9………………………………………………………………..44

Тема 10. Государственное регулирование экономики ………………….……45

10.1. Задания для обсуждения……………………………………………….…….45

10.2. Задачи…………………………………………………………………………48

10.3. Ответы к теме 10……………………………………………………….……..52

Тема 11. Международные экономические отношения …………….…………53

11.1. Задания для обсуждения………………………………………………..……53

11.2. Задачи…………………………………………………………………………55

11.3. Ответы к теме 11………………………………………..……………………58


Введение

 

Настоящее пособие призвано помочь студентам высших учебных заведений достичь более высокого качества знаний по курсу «Экономика».

Практикум выполняет традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствует более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогает тренировать память и экономическое мышление.

Сборник задач состоит из двух разделов «Микроэкономика» и «Макроэкономика», соответствующих разделам курса экономической науки. В сборнике приведены различные задания, экономические и графические задачи. Задачи и многие задания для обсуждения сопровождаются ответами, помещенными в конце тем. Однако не все ответы являются однозначными. Задания для обсуждения составлены так, чтобы был материал для дискуссий, интеллектуального состязания, выявления различных точек зрения.

 


МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы и

Направления развития экономической теории

Задания для обсуждения

1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Эконо­мическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объяс­ните.

3. В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается ог­ромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. По­советуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на по­ставленный вопрос?

4. Является ли рациональным поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

5. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!».

Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

6. В метро в час пик на эскалаторе скапливается большое ко­личество пассажиров. Слева, как правило, пассажиры проходят вперед, справа — стоят. Кто распределяет их по рядам? Кто опреде­ляет Ваше место на эскалаторе? Помогают ли указания диспетчера типа: «Стойте справа, проходите слева» определить каждому его место, меняют ли они что-либо в работе эскалатора?

7. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда вес­ной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же пос­тупают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы дей­ствуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, при­нимая решение о выделении участков под разведение картофеля в подмосковной зоне?

8. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?

а) максимальное удовлетворение потребностей;

б) экономическое благо;

в) неограниченные потребности;

г) неограниченные ресурсы;

д) эффективное использование ресурсов.

 

9. Определите позитивные и нормативные утверждения.

а) «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;

б) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;

в) «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;

г) «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потен­циально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

10. При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. Раз­рыв в уровне денежных доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее состоятельных групп населения составил в 1999г. 13,9 раза. Ниже официальной черты бедности, согласно данным Гос­комстата, в четвертом квартале 2001 г. проживало 39,4 млн. росси­ян, или 27,2% населения России.

В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях до­хода различных социальных групп.

Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях.

11. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макро­экономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень заработной платы в России составляет около 80 рублей;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

12. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» — «Красивая моло­дая женщина», — ответил ученик. — «Точнее!» — потребовал Будда. — «Молодая женщина». — «Точнее!» — «Женщина». — «Точнее!» — «Человек». — «Точнее!» — «Скелет».

При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познаватель­ная ценность абстракции? Почему?

13. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите со­ответствующее понятие (А, Б, В, Г):

1) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

2) направление в экономической науке, основанное на оценоч­ных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;

3) абстрактная структура, создающая упрощенную картину эко­номической реальности;

4) метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от слу­чайных, временных черт и связей.

A. Экономическая модель Б. Абстракция

B. Индукция

Г. Нормативная экономическая теория

14. Какие из ниже перечисленных благ являются экономичес­кими, а какие — неэкономическими:

а) воздух, которым Вы дышите;

б) снег зимой;

в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т. д.;

г) лед на улицах в зимнее время года;

д) вода из родника недалеко от Вашего дома;

е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.
Дайте правильный и аргументированный ответ.

 

Задачи

1. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара — велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на гра­фике точки M (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипе­дов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

 

Варианты выбора Велосипеды (шт.) Стиральные машины (шт.) Альтернативные издержки
А      
В      
С      
D      
E      

2. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов. Начертить КПВ. Определить:

а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;

б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы.

  Колбаса Роботы Альтернативные
Варианты (тыс.) (шт.) издержки
А      
В      
С      
D      
E      

3. Страна производит автомобили и пушки.

Автомобили            
Пушки            

Определите альтернативные издержки:

а) одного дополнительного автомобиля;

б) одной дополнительной пушки.

4. Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует: на древесину – 500 тыс. руб., на станки – 200 тыс. руб., на агрегаты, 100 тыс. руб., на мазут – 30 тыс. руб., на здания – 80 тыс. руб., на пластмассу – 40 тыс. руб., на фурнитуру – 60 тыс. руб., на транспорт – 90 тыс. руб., на электроэнергию – 50 тыс. руб.

Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда и средств производства.

5. В квартире устанавливают новые окна производства одной известной компании. В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали мы сами», - рассказывали они. Своим заказчикам ком­пания поставляет пластиковые окна по цене 15278 р. Стоимость монтажных работ составляет 15% от стоимости пластиковых окон. Для выполнения работ по замене одного окна требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна. За установку одного окна каждому монтажнику компания платит 600 р.

а) Какова альтернативная стоимость замены одного окна и альтернативная стоимость замены всех старых окон в квартирах монтажников на новые пластиковые окна? В каждой из двух квартир заменили по три окна.

б) Какую выгоду получил каждый монтажник при замене старых окон на новые по сравнению с обычным потреби­телем?

Ответы к теме 1.

1.3.1. К заданиям:

4. а), б), в) – да.

8. г.

9. а), в) – позитивное; б), г) – нормативное.

11. макроэкономика: а, в, г, д, ж.; микроэкономика – все остальное.

13. 1-в; 2-г; 3-а; 4-б.

14. экономичес­кие: в, е; неэкономические - все остальное.

1.3.2. К задачам:

1. альтернативные издержки: 1; 1,5; 2; 5,5; 5,5.

2. а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы составляют 3 робота;

б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы составляют 6 роботов.

3. а) альтернативные издержки одного дополнительного автомобиля 3, 4, 5, 6, 7 пушек.

б) альтернативные издержки одной дополнительной пушки 1/7, 1/6, 1/5, 1/4, 1/3 автомобиля.

4. предметы труда: 680 тыс. руб.; средства труда: 470 тыс. руб.; средства производства: 1150 тыс. руб.

5. а) альтернат. стоимость замены одного окна на новое – 9602,9р., всех шести окон – 57617,4р.; б) выгода каждого из монтажников составила 23900,4р.

 

Тема 2. Экономическая система общества

Задания для обсуждения

1. В экономической теории принято различать юридические, реальные, моральные права. Вот сценка из недавнего социалистического прошлого: огромная очередь в кассу за дефицитным продовольственным товаром. Без очереди к окошечку кассы пробиваются:

а) продавщица из соседнего отдела магазина;

б) пожилой мужчина с орденами на груди и удостоверение об инвалидности;

в)бабушка без всяких документов, оправдывающаяся плохим самочувствием.

На какие права рассчитывает каждый из этих людей? Будут ли они реализованы на практике?

2. Ваш сосед по дачному участку посадил быстрорастущую разновидность тополя. Дерево стало затенять Ваш участок, на котором Вы выращиваете клубнику. Для разрешения конфликтной ситуации Вы предпримите следующие действия:

а) обратитесь в местный суд;

б) подбросите соседу на участок пробирку с личинками тополиной моли;

в) вежливо попросите спилить дерево;

г) договоритесь о компенсации соседу (два ведра своей клубники), если он спилит дерево;

д) махнете рукой на выращивание своей клубники.
Какой из указанных пунктов предполагает наиболее рациональный путь разрешения конфликта с точки зрения теории прав соб­ственности?

3. «Сведенный к основной своей сути, институт собственности заключается в признании за каждым человеком права на исключительное распоряжение предметами, которые этот человек, мужчина или женщина, создал собственным трудом или получил, либо в дар, либо по справедливому соглашению без применения силы или обмана, от людей, создавших эту вещь».

«Современный капиталистический хозяйственный строй — это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз и навсегда данными и неизменными. Индивид в той мере, в какой он входит в сложное переплетение рыночных отношений, вынужден подчи­няться нормам капиталистического хозяйственного поведения...».

Детально рассмотрите представленные фрагменты и сформули­руйте ответы на следующие вопросы:

а) Каково содержание категории частной собственности в ры­ночной экономике?

б) Является ли институт частной собственности непременным ат­рибутом рыночного хозяйства?

в) Каким образом частная собственность детерминирует экономи­ческую обособленность товаропроизводителей в условиях рынка?

4. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций:

а) Ваш депозитный счет в банке;

б) покупка автомобиля в кредит;

в) покупка овощей на базаре;

г) получение стипендии;

д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику;
е) продажа земельного участка;

ж) меню с ценами в студенческой столовой?

5. Если вся наличность исчезнет из обращения, перестанем ли мы использовать деньги как средство обращения?

6. Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души» так описывает хозяйство помещика Плюшкина: «У этого помещика была тысяча с лиш­ком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зер­ном, мукой и просто в кладах, у кого бы кладовые, амбары и сушилы за­громождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью или губиной». Живя в одиночестве, Плюшкин стал сторожем, хранителем и скупым владельцем своего несметного богатства, созданного в его замкнутом поместье.

Определите, к какому типу организации экономики относится хозяйство помещика Плюшкина.

7. Внимательно рассмотрите следующие утверждения.

1) В замкнутой экономической единице ведется производство го­тового продукта и его потребление.

2) Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, прину­дительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдель­ной общности.

3) Производство основано как на индивидуальном труде соб­ственника, так и на применении им рабочей силы.

4) Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей.

5) Изготовленная продукция принадлежит собственнику и пред­назначена для свободной реализации на рынке.

6) Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдель­ные усовершенствования и преобразования могут совершаться сто­летиями.

7) Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.

Какие утверждения, на Ваш взгляд, характеризуют признаки натурального хозяйства и товарного хозяйства и в чем их принципиальные различия?

8. Как Вы думаете: государственный сектор национального хозяйства является то­варным или нетоварным?

Задачи

1. Каждое из трех натуральных хозяйств производит для собственных нужд 30 пар обуви, 120 м. ткани и 6000 кг. зерна. С раз­витием взаимного обмена первое хозяйство занялось исключительно пошивом обуви (выпуск составил 50 пар), второе — ткацким делом (выпуск составил 200 м) и третье — выращиванием зерна (объем про­изводства составил 10 тыс. кг).

В каком направлении изменилось потребление в целом? Как изменилось соотношение между производимыми продуктами (меновая стоимость)? Какие последствия, по вашему мнению, вызвало такое разделение труда?

2. Как изменится меновая стоимость товаров 18карандашей = 50тетрадей, если:

а) стоимость карандашей возрастет в 2раза?

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

в) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?

г) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

3. За 8 часов рабочий производит 8 изделий. Как изменится величина стоимости одного изделия и всех изделий, если:

а) производительность труда возрастет в 2 раза?

б) производительность труда возрастет в 1,5 раза?

4. Если номинальная стоимость денег не изменится, а цены на товары и услуги возрастут в 2 раза, то покупательная способность денег:

а) возрастет в 2 раза; б) упадет в 2 раза; в) упадет в 4 раза; г) не изменится.

5. Определите, сколько наличных денег требуется для обращения, если каждая денежная единица оборачивается 10 раз в год, а в стране за год произведено товаров и услуг на сумму 20 трлн. евро.

6. Номинальное предложение денег за год в стране увеличилось на 9%, уровень цен вырос на 7%, а скорость обращения денег повысилась на 6%. Рассчитайте темпы роста объема производства.

Ответы к теме 2.

2.3.1. К заданиям:

1. а) – на реальные права; б) – на юридические права; в) – на моральные права.

2. г.

4. а) – средство сбережения; б), г) – средство платежа; в), е) – средство обращения; д), ж) – мера ценности.

5. нет.

7. 1,2,4,6 – натуральное хозяйство.

2.3.2. К задачам:

1. меновая стоимость осталась неизменной.

2. а) 18 карандашей = 100 тетрадей; б) 18 карандашей = 100 тетрадей;

в) 18 карандашей = 12,5 тетрадей; г) 18 карандашей = 200 тетрадей.

3. а) величина стоимости 1 изделия станет равна 0,5, общая стоимость — 8ч;

б) величина стоимости 1 изделия будет равна 1ч, общая стоимость — 12ч.

4. б.

5. 2 трлн. евро.

6. 7,98%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...