История Московского Кремля
Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль. Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой - рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен - все говорит о том, что прежде всего это крепость. При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей - старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен... Здесь все рядом, все вместе - царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи. Так что же такое Московский Кремль - этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница ее искусства и старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет оставаться ч то-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав в себя историю страны, став свидетелем и участником всех ее важнейших событий, Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и всей России. Более девятисот лет истории Москвы и Кремля - слишком большой срок, чтобы попытаться даже просто перечислить все ее основные события и факты. Мы предлагаем не детальную хронику событий, а скорее рассказ об исторической судьбе Московского Кремля, каждый поворот которой - целая веха в жизни нашей страны.
Московский Кремль расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее реки Неглинной. Высота “кремлевской береговой горы”, как ее называли в старину, примерно 25 метров. Местность, которую сейчас занимает Кремль, в древности была сплошь покрыта лесом. Видимо, с этим и связано древнее название кремлевского холма “Боровицкий”.
В 1147 году суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника - новгород-северского князя Святослава. Это событие, отмеченное в Ипатьевской летописи, стало первым упоминанием имени города в исторической хронике Древней Руси. По традиции, от этой даты Москва отсчитывает свой возраст. Через девять лет, в 1156 году, запись в Тверской летописи гласит о том, что владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Новая крепость объединила два укрепленных центра на Боровицком холме в единое целое. Названия рек достаточно точно определяют ее местоположение. Крепость заняла треугольник, расположенный между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения, длиной, как предполагают исследователи, около 1200 метров, были защищены валом и рвом. Укрепления отличались редким для русского оборонительного зодчества того времени приемом укрепления подошвы вала с внутренней и внешней стороны деревянными конструкциями, состоявшими из нескольких рядов длинных дубовых бревен, положенных вдоль основания вала и скрепленных своего рода анкерами – лежащими поперек короткими бревнами с сучками-крюками на концах.
В 1328 году ярлык на великое княжение получил сын московского князя Даниила Иван Калита. Для истории Москвы и Кремля особенно важен тот факт, что, получив ярлык, Иван Калитане переехал в стольный Владимир, как делали другие князья, а остался в Москве, расширял свое княжество, подчиняя и покупая другие земли и города. При нем из Владимира в Москву переехал глава русской церкви - митрополит Петр, авторитет которого был исключительно высок. В связи с этим изменил свое значение и Московский Кремль. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя и митрополита. На его территории стали возводить сооружения не только из дерева, но и из белого камня. На самой высокой точке Боровицкого холма в 1326-1327 годах был построен Успенский собор - главный храм княжества, в 1329 году - церковь-колокольня Иоанна Лествичника, в 1330 году - собор Спаса на Бору, а в 1333 году - собор Архангела Михаила, в котором был похоронен Иван Калита и его потомки. Эти первые белокаменные храмы Москвы определили пространственную композицию центра Кремля, которая в основных чертах сохраняется и сегодня. При Иване Калите Москва активно растет, а его резиденция на Боровицком холме начинает осознаваться как отдельная, главная часть города. И, видимо, не случа йно в Воскресенской летописи под 1331 годом впервые появляется ее собственное имя - Кремль. В 1339-1340 годах Иван Калита возвел из дубовых бревен новую, более значительную по размеру крепость “в едином дубу”, то есть только из дуба. Воскресенская летопись отмечает очень быстрое окончание строительства: в ноябре заложили и “кончаша тое же зимы на весну в великое говение”. Известно, что Кремль был расширен в напольную сторону (в сторону современной Красной площади).
В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления наБоровицком холме. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находилось в 30 верстах от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. В результате в центре Москвы поднялись стены и башни, ставшие первой белокаменной крепостью Северо-Восточной Руси. Стены, окруженные естественной водной преградой и рвом со стороны Красной площади, по мнению исследователей, были высокие и зубчатые, между зубцами ставились заборола, то есть деревянные ставни. Вероятно, белокаменный Кремль имел 8 или 9 башен и 5 из них были проездные. Причем три проездные башни вели в сторону Красной площади.
Территория Кремля была еще увеличена за счет напольной части холма и особенно - за счет подола, так как южная часть стены была спущена с бровки холма к его основанию вдоль Москвы-реки. В 1404 году в Кремле, на особой башне, или часозвоне, афонский монах серб Лазарь поставил часы, о чем летописец не без удивления записал: “…не бо человекударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно, некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено”… Это были первые на Руси городские часы, появивщиеся в Москве раньше часов новгородской часозвони.
Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли. По указу Ивана III в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади. В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.
Но и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III - Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) - домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором - церковь Ризположения (1484-1485 годы) - домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов. 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всегобыл крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.
В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его правления. Глава русской церкви митрополит Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России знаменитую шапку Мономаха. Авторитет России и ее самодержца значительно возрос после покорения в 1552 и 1556 годах Казанского и Астраханского ханств, возникших в ХV веке в результате распада Золотой Орды. Величественным памятником этих событий стал собор Покрова Богоматери 1555-1561 годов, более известный как храм Василия Блаженного. Особая значимость храма-монумента была подчеркнута его строительством вне стен Кремля, но недалеко от его главных Спасских ворот, где начал складываться новый общественный центр Москвы - Красная площадь.
В 1620-1680-е годы получили ярусные шатровые завершения угловые и проездные башни Кремля (кроме Тайницкой и Никольской). Промежуточные башни, и особенно башни южной, речной стороны, были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов. К концу XVII века Кремль достиг своего расцвета. Самобытная красота и выразительность его архитектурно-художественного ансамбля вызывала у современников не только искреннее восхищение, но и образное сравнение с райским градом Иерусалимом.
Следующий этап строительства приходится на XVIII век и связан с именем императрицы-просветительницы Екатерины II (1762 – 1796). Следуя обычаям старины, Екатерина короновалась в Москве, хотя официальной столицей был Петербург. В Москве была созвана особая комиссия для составления «Уложения» (свода российских законов) взамен устаревшего свода законов Алексея Михайловича. Место ее созыва – Грановитая палата Кремля – означало, что управлять государством будут не только из Петербурга, но и из Москвы. В Кремле строится здание Сената. Отличавшееся внешней простотой и лаконичностью форм, оно выделялось чрезвычайно богатым внутренним художественным убранством и не нарушало гармоничной целостности кремлевского архитектурного ансамбля, его исторически сложившегося целостного облика. Сенат как орган управления при Екатерине был поделен на несколько департаментов.
Екатерина наметила грандиозную перестройку Кремля. По плану архитектора П. Баженова, в Кремле должен был быть построен новый парадный дворец. Широкая лестница дворца должна была спускаться по холму прямо к Москва-реке, для чего была разобрана южная стена Кремля. Существует две гипотезы, почему проект был остановлен, строительство отменено, а кремлевская стена – восстановлена. Первая гласит, что во время рытья котлована, покосились древние кремлевские соборы, Екатерина сочла это дурным знаком и свернула строительство. Вторая, что архитектор П. Баженов был близок к масонам, деятельность которых Ек атерина запретила, как вредительскую. Екатерина сочла, что демонтаж древнего Кремля – их происки.
В XIX веке Москва пережила тяжелые и трагические времена. 2 сентября 1812 года город был занят французскими войсками. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: шедший в ту ночь проливной дождь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были заблаговременно замечены и потушены москвичами. Тем не менее, серьезно пострадали некоторые кремлевские постройки. Самым сильным из пяти взрывов был первый, которым вышибло не только все стекла, но и оконные рамы в кремлевских и близлежащих зданиях. До основания была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом. Стены дворца и здания музея Оружейной палаты почернели от огня. Значительный ущерб был нанесен кремлёвским соборам. Во время пожара Кремля пострадало также и здание Сената, а его бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала, бесследно исчез.
Процесс возрождения из руин и пепла был настолько бурным, что современники говорили о восстановлении Москвы как о третьем её основании. В первую очередь крупномасштабные восстановительные работы велись в Кремле. Император Александр I (1801 – 1825), несмотря на истощение государственной казны военными расходами, активно занимался возрождением Кремля, восстановлением его башен, стен, дворца и соборов. Он часто посещал Москву, наблюдал за ходом реставрационных работ, в которых принимали участие самые видные зодчие того времени. О.Бове надстраивал верх Никольской башни и восстанавливал здание Арсенала, К.Росси возводил церковь в Вознесенском монастыре, Д.Жилярди – соборную звонницу. Постепенно Кремль был приведен в надлежащий порядок, а вокруг него были устроены сады, впоследствии получившие название Александровских. Было восстановлено здание Сената. Оно приобрело свой первоначальный вид, и в него вновь въехали учреждения, которые размещались здесь ранее: Кремлевская экспедиция, Межевая канцелярия, при которой состояло Константиновское училище, Статное и Остаточное казначейства, два архива, Государственный и Вотчинный, Комиссия провиантского депо и Аудиториатское отделение. Здесь же разместились Шестой, Седьмой и Восьмой департаменты Правительствующего Сената.
Полностью последствия пожара 1812 года были преодолены уже при императоре Николае I (1826 – 1855). Он с особой заботой относился к реставрации старинных придворных храмовых и светских построек, расположенных на территории Кремля. С его именем связано окончательное восстановление Арсенала. Вдоль его стен были расставлены трофеи 1812 года – пушки, отбитые у «Великой армии». При Николае I на месте древнего Конюшенного приказа построено новое здание Оружейной палаты, куда были перенесены все государственные драгоценности и древности, воздвигнут кавалерский корпус. В нем разместились служащие при дворе. Николай I вел в Кремле и строительные работы. При нем в июле 1838 года началась реконструкция резиденции русских государей. Старый дворец, построенный по проекту Б.Ф. Растрелли в XVIII веке, не соответствовал потребностям нового времени. К тому же восстановленное после пожара 1812 года здание дворца оказалось очень ветхим. Решено было его снести. Это обстоятельство и побудило императора Николая I к постройке нового дворца. Возглавить строительство было поручено К.А.Тону. Строительство и отделка дворца продолжались с 1838 по 1849 год. Дворец торжественно освящен в апреле 1849 года в присутствии всей императорской семьи. Современники высоко оценивали работу и отмечали, что «от Большого Кремлёвского дворца, как от музыки Глинки, веяло чем-то русским». Большой Кремлевский дворец стал последним в России и одним из последних в Европе построенным с таким размахом и с такой роскошью зданием. Как и многие другие постройки К.Тона, он отличался передовыми конструктивными решениями, которые являлись достижениями для своего времени. Перекрытия Большого Кремлевского дворца имели сводчатое строение, полы в вестибюлях и коридорах были выложены камнем, а стропила выполнены из железа. Большой Кремлевский дворец сегодня составляет основу величественного самобытного ансамбля Московского Кремля. К середине XIX века окончательно сложилась классическая кремлевская застройка. Кремль как уникальный памятник российской истории с этого времени является не только сердцем первопрестольной столицы русского государства. Он становится хранителем и радетелем великих тысячелетних национальных традиций и обычаев, одним из главных представительских центров, где проходили важнейшие церемонии Российской империи. К рубежу XIX – XX веков Московский Кремль пришел блестящим памятником российской государственности, истории, культуры, подлинной первопрестольной столицей Российской империи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|