Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы реставрации книги





Материалы, из которых состоит книга, под действием окружающей среды, подвергаются естественному старению, скорость которого увеличивают неблагоприятные условия хранения. вредные примеси, содержащиеся в атмосфере большого города, интенсивное использование книги, небрежное обращение с ней, частое перемещение книг в книгохранилищах ведут к частичному или полному разрушению книги. Задача реставрации – устранить повреждения, восстановить книгу, сохранить её историческую, информационную, художественную ценность, обеспечить возможность использования длительное время.

Требования реставрации каждой книги – индивидуальны. Устанавливаются советом в зависимости от ценности издания, уникальности, тиража, количества экземпляров, вида изданий (отдельное издание, собрание сочинений, энциклопедии и др.), возможности приобретения, степени разрушения и др.

В результате длительного опыта наблюдений и исследований выработали принципы реставрации:

1. Реставрируют повреждения книги, которым угрожают дальнейшие разрушения. Но даже в таких случаях необходимо изучить степень повреждения, определить сложность и характер реставрации, установить наличие необходимых материалов и реставрировать, обладая высокой квалификацией для исполнения реставрации книги.

Реставратор, кроме художественного и профессионального опыта, должен обладать научными, технологическими и историческими знаниями. Если возникают сомнения в успешной реставрации, книгу в футляре, обеспечивающем проветривание и защиту от пыли, помещают в самые благоприятные условия хранения под постоянное наблюдение и продолжают подготовку к её реставрации.

2. Реставрация не должна нанести ущерба долговечности реставрируемой книги, её информационной и художественной ценности. Анализ составных частей книги, их состояния, степени разрушения, а так же предполагаемые способы реставрации, должны подробно описываться и сопровождаться фотографиями книги или её элементов до и после реставрации. Особенно бережно реставратор должен обращаться с бумагой, содержащей текстовой или художественный материалы, гравюры, рисунки и прочее. Подвергать бумагу различным обработкам только в крайних случаях: для нейтрализации кислотности, удаления вредных для бумаги загрязнений, закрывающих текст. Отбелка бумаги окислителями вызывает частичную деструкцию бумаги, разрушение проклеивающих материалов, связующих печатных красок, уменьшают прочность и долговечность отреставрированного листа, что особенно заметно на тонких и ветхих бумагах. Кроме того, хорошо отбеленный лист старой книги без характерной для старых книг желтизны, коричневых ореолов связующего вокруг букв, без единого пигментного пятна, выглядит неестественно новым. Чёткость текста в книге не следует изменять, восстанавливать нечёткий или не полностью видимый текст. Утраченный вместе с бумагой текст не восстанавливают. Плохо видимые участки текста восстанавливают фотографическим или другими методами после предварительной исследовательской работы.



3. Художественно оформленный переплёт, корешок переплёта, их оставшиеся части доски, металлические застёжки, экслибрисы, автографы, форзацы (с разными записями на них) должны сохраняться и использоваться в реставрациях, а неиспользованные материалы, оставшиеся после реставрации, возвращаться, вместе с отреставрированной книгой, хранителю.

4. Желательно, чтобы по природе, внешнему виду и основным показателям реставрационные материалы были близи к материалам реставрируемой книги. Природные материалы – кожа растительного дубления, пергамент, бумага из тряпичных волокно, мучной, мездровый и крахмальный клеи, льняные нити и шкуры, которые выдержали проверку вр6еменем.

Книги 17-18 вв, находившиеся в благоприятных условиях, хорошо сохранились, а возраст некоторых рукописей достигает 1000 лет.

Синтетические материалы, долговечность которых недостаточно изучена, применяют в отсутствии требуемых природных материалов, а также для реставрации книг, не подлежащих длительному хранению. Заменители должны обеспечить прочность книги, не оказывать вредного влияния.

5. При повторной реставрации может возникнуть необходимость в удалении материалов предшествующей реставрации. Поэтому клеи должны легко растворяться в воде, чтобы обеспечить обратимость реставрации. Синтетические клеи, растворимые в органических растворителях (этиловый спирт, ацетон, этил-ацетат). Могут обеспечить обратимость при условии, что печатные краски, краски цветных иллюстраций, чернильные подписи, пометки не растворяются в органическом растворителе.

6. Утраченные цветные части реставрируемой книги (бумага, кожа, переплётные материалы, нити коптола, восстанавливаются окрашенными реставрационными материалами. Подбирая из коллекции или окрашивая материалы, следует добиваться гармоничного сочетания цветов реставрируемого материала, не прибегая к подгонке цветов.

7. К важным принципам реставрации относятся экономические показатели (стоимость оборудования, инструментов и материалов, рабочего времени, научные исследования). Процессы реставрации книг ручного издания с большим трудом поддаются и стоимость реставрации высока. Поэтому снижение стоимость реставрации путём достижения НТП, улучшения организации труда, подготовки реставраторов, является важнейшей задачей.

8. Очень ветхие книги, которым угрожают разрушения, копируют одними из безопасных видов для книги, а саму книгу хранят в специальном футляре. В реальных условиях принципы реставрации, содержащие противоположные требования, невозможно, а иногда нецелесообразно соблюдать. Разные требования предъявляются к реставратору редких книг, имеющих художественную ценность, к однотипным и многотомным изданиям, к современным книгам. В работе к однотомным современным изданиям, на первый план выходит качество работы, допускается изменение конструкции книги, нет необходимости сохранения форзацев, если они не несут какой-либо информации и не представляют иной ценности. Реставрационный совет определяет требования к реставрации наиболее ценных и редких книг. Реставрация книг требует высокого мастерства, знания технологий ручного переплёта, свойств материалов, уменя творчески использовать принципы реставрации, обеспечить прочность и долговечность книги, восстановить внешний вид, не прибегая к подделке с минимальными затратами рабочего времени.

 

 

Темы модуля!!!111

Состав воздуха и его засорители.

Действие света, естественного и искусственного.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.