Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с окружающим миром

Юлия Соколова

НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕБЁНКАПЯТИ-ШЕСТИЛЕТ

Иллюстрации Елены Карпович

Москва

эксмо

Интеллектуальное развитие вашего ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения.

Занимаясь по нашей книге, вы отчётливо представите, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 5-6 лет. Книга поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

Мы надеемся, что занятия доставят взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.


Уважаемые родители!

Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Имея собственные наблюдения и представления о подготовленности своего ребёнка, тем не менее многие родители беспокоятся, каков его интеллектуальный уровень.

И здесь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, очень важно.

В этой книге мы даём вам роль диагноста в проверке способностей вашего ребёнка. Советуем выбрать для занятий 20-25 минут несколько раз в неделю. Но не входите в роль строгой учительницы, создайте доброжелательную обстановку, исключите из поля внимания все отвлекающие его моменты (телевизор, радио и т.п.).

Объясните ребёнку задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если он затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него, ведь вы проверяете не свои, а его способности. Только убедившись, что данное задание ребёнку не под силу, похвалите его за старание и скажите, что уверены: в другой раз получится.

Таким образом, вы будете знать, с чем ребёнок не справляется и над чем нужно поработать. Если он достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиямиразвитие вашего ребёнка соответствует возрасту.

В 5-6 лет ребёнок должен уметь:

Внимание— выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить 5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаковых предметов.

Память— запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти.

Мышление — определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика — считать в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги.

Развитие речи — правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринуждённую беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта.

Развитие мелкой моторики — регулировать силу нажима на карандаш, и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всём листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

Знакомство с окружающим миром — называть своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, знать название своего города (села), столицы родины, название основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители, называть группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья, ягоды, домашние и дикие животные, птицы и т.д.), пользоваться основными правилами дорожного движения, называть последовательность времён года, частей суток, дней недели.

Не забывайте, что ваши занятия с ребёнком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш, малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.

Занимаясь по книжке, вы можете получить представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 5-6 лет. Книжка поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать. Мы надеемся, что эта книга доставит взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Найди пару каждому зонтику.

Ребёнок должен выполнить это задание самостоятельно и быстро.

Расставь значки в фигурках по образцу.

! Хорошо, если ребёнок выполнит это задание быстро и без ошибок.

Найди точно такую же бабочку, как и в рамке.

! Малышу следует самостоятельно и быстро выполнять задание.

 

Рассмотри две картинки. Найди и назови все различия между ними.

 

• Ребёнок должен самостоятельно найти Различия и связно рассказать о них.

 

Пройди лабиринты, начиная от стрелок.

! Желательно, чтобы малыш умел проходить лабиринты быстро и без ошибок.

• Послушай слова. Постарайся их повторить без ошибок, в такой же последовательности, как они написаны в ряду, не пропуская ни одного слова.

1. Конь, гриб, корзина.

2. Петух, солнце, машина, тетрадь.

3. Крыша, пень, вода, свеча, школа.

4. Гора, птица, часы, стол, снег, мёд.

• Если услышишь название игрушки — хлопни в ладоши.

Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка,

роза, апельсин, пирамидка, бабочка, чай,

погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза,

воробей, утюг, мозаика, шапка, яблоко,

медведь, виноград, кубики, подушка,

курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река,

облако, трава, матрёшка.

• Повтори в точности за мной движения, которые я буду выполнять. (Показывайте ребёнку любые движения и проследите за тем, чтобы он их выполнял правильно.)

• Послушай и повтори. (Постучите карандашом по столу простой ритм, проследите за правильностью воспроизведения ребёнком этого ритма.)

• Внимательно послушай текст, повтори его и ответь на вопрос.

Девочкам купили игрушки. Тане — куклу, Оле — мячик, Саше — машинку, Диме — кораблик.

Кому что купили?

• Повтори числа в таком же порядке, не пропуская ни одного.

Один, три, шесть.

Семь, два, четыре, девять.

Пять, один, семь, два.

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Рассмотри картинки. Постарайся запомнить все предметы. Закрой книжку и вспомни, что было нарисовано.

! Если ребёнок сможет вспомнить не менее 6 картинок из 8 предложенныху него хорошая память.

 

• Послушай слова, запомни их и повтори.

Кот, книга, самолёт, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ.

• Послушай пары слов. Постарайся их запомнить.

Дождь — зонт

самолёт — облако

чашка — блюдце

карандаш — тетрадь

кошка — молоко дом — окно лес — грибы птица — гнездо.

 

А теперь по первым словам в каждой паре постарайся вспомнить вторые.

Дождь — кошка —

самолёт — дом —

чашка — лес —

карандаш — птица —

• Послушай фразы. Постарайся их запомнить, а затем повторить каждую из них без ошибок.

В лесу весело пели птицы. 1 сентября дети идут в школу.

Рассмотри картинки. Запомни пары предметов. Переверни страничку.

 

Постарайся вспомнить, что было в пустых клетках. Нарисуй.

! Хорошо, если малыш вспомнит и назовёт все пять пар предметов с предыдущей страницы.

 

Рассмотри картинки. Запомни, какие предметы нарисованы и как они расположены. Переверни страничку.

 

Постарайся вспомнить, какие предметы поменялись местами, чего не стало, что появилось новое?

! Малыш должен самостоятельно вспомнить все различия.

 

 

• Вспомни названия сказок, в которых встречаются эти слова.

Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.

Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет, позвал, вытянули.

Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил, не разбил.

• Послушай небольшой рассказ. Постарайся его запомнить и повторить.

Наступила весна. Прилетели перелётные птицы. Ребята решили сделать скворечники и кормушки для птиц.

 

Около дома росла берёза. На ветку берёзы сел воробей. В кормушке лежали крошки хлеба. Воробей склевал крошки и улетел.

Послушай рассказ. Попробуй пересказать его.

! Задайте наводящие вопросы, если малышу трудно самостоятельно пересказать текст.

 

Рассмотри картинку, запомни, что нарисовано.

I Закройте книжку, задайте ребёнку вопросы по картинке: «Что делал мальчик?», «Сколько корабликов нарисовано?», «Что стояло на окне?» и т.д.

Похвально, если малыш, сможет правильно ответить на 5-6 предложенных вами вопросов.

 


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Рассмотри рисунки. Чего не хватает на каждом из них?

! Если малыш- сам догадается, чего не хватает на рисунках, у него развито мышление.

 

! Ребёнку следует правильно выбрать лишний предмет, назвав остальные обобщающим словом.

 

Рассмотри половинки картинок. Найди каждой картинке соответствующую половинку.

Объясни, почему именно эта половинка подошла.

 

Найди липший предмет в каждой рамке. Объясни, почему он не подходит к остальным.

 

Рассмотри картинку. Что перепутал художник? Расскажи.

! Малыш должен самостоятельно найти все несоответствия и попытаться объяснить их.

 

Как ты думаешь, какие фигуры пропущены? Нарисуй их сам.

! Надо, чтобы ребёнок сам догадался, каких фигур не хватает.

 

Подбери заплатки к коврикам. Назови их номера.

! Ребёнок должен самостоятельно и быстро подбирать заплатки и объяснять свой выбор.

 

Рассмотри картинки. Как ты думаешь, что было сначала, а что потом? Расставь цифры в кружочках по порядку. Составь рассказ по картинкам.

I Малыш должен уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ.

 

• Чем отличаются и чем похожи друг на друга эти предметы?

Карандаш и ручка Шкаф и холодильник Яйцо и камень Лужа и ручеёк

• Назови детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка.

• Какое слово среди перечисленных в каждом ряду лишнее? Объясни, почему?

Сентябрь, вторник, апрель, июль. Таня, Антон, Ирина, Вера. Утро, дождь, снег, град. Ромашка, василёк, колокольчик, груша.

• Подбери подходящие слова и за
кончи выражение правильно.

Огурец — это овощ, а яблоко — это... На столе — скатерть, а на полу —... Учитель — в школе, а врач —... У птицы — крылья, а у рыбы —... У человека — руки, а у медведя —...

 

Ответь на вопросы. Объясни свои
ответы.

Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?

Чего в огороде больше: овощей или картошки?

Кого в детском саду больше: девочек или детей?

Кого в реке больше: щук или рыбы?

• Так бывает или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет? Объясни, почему?

Поезд летит по небу. Волк бродит по лесу. Яблоко солёное. Человек вьёт гнездо. Кошка гуляет по крыше. Лодка плывёт по небу.

• Дорисуй в каждом ряду фигуры, соблюдая определённую последовательность.

 

 

Кто нарисован в правом верхнем углу листа, кто в левом нижнем, в левом верхнем, правом нижнем, посередине листа?

* Ребёнок должен уметь ориентироваться на листе бумаги.

 


МАТЕМАТИКА

 

Найди все числа по порядку от одного до десяти, а затем в обратном порядке от десяти до одного. Назови их.

! Если ребёнок покажет все цифры быстро и правильно, отметьте его успехи.

Сосчитай, каких предметов в каждой рамке больше, а каких меньше. На сколько? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?

! Если малыш затруднится предложить два способа уравнивания предметов (добавить один листочек или убрать одно яблоко), помогите ему.

 

Сосчитай, по сколько разных фигурок нарисовано. Найди и покажи соответствующие цифры.

! Ребёнок должен уметь соотносить количество предметов с графическим образом цифры.

 

Сосчитай, по сколько предметов в каждом ряду. Который по счету цветок в каждом из рядов? Который гриб, карандаш, молоток? И т.д.

! Малыш, должен уметь называть порядковый номер предмета, согласовывая числительное с существительным. Например: «Морковьпервая, цветоквторой» и т.д.

 

 

Что нарисовано слева от чайника, справа от чайника? Нарисуй в пустых клетках слева от чайника ложку, а справа яблоко.

! Ваш малыш, должен уметь ориентироваться на листе бумаги и владеть понятиями «справа», «слева».

 

На какие геометрические фигуры похожи эти предметы? Нарисуй в пустых клетках соответствующие фигуры.

Покажи, на какие геометрические фигуры похожи эти предметы. Назови все фигуры.

! Ребёнок должен знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) и уметь находить похожие на них предметы на рисунках и в окружающей обстановке.

 

• Сосчитай числа от 1 до 10.

• Сравни числа 5 и 6. Какое больше, а какое меньше? Что нужно сделать для того, чтобы уравнять эти числа?

• Сколько единиц прячется в числе 3? А в числе 7?

• Какое число пропущено (на слух)? 12345789 10.

• Подумай, если к двум прибавить один, сколько будет? А к трём прибавить два?

• Какие числа больше 5, но меньше 8?

• Назови соседей числа 4.

• Какое число стоит перед числом 7?

• После числа 5? Перед числом 4? После числа 8?

• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? Сколько лет тебе было в прошлом году?

 

 

• Назови дни недели по порядку.

• Какой сегодня день недели? Что было вчера? Что будет завтра?

• Сравни предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире — уже», «выше — ниже», «длдннее — короче», «тяжелее — легче».

Дерево и пень Река и ручеёк Червячок и змея Вата и камень

• Найди и назови в окружающей тебя обстановке предметы круглой, треугольной, четырёхугольной формы.

• Какое сейчас время года? Какое время года было перед этим? Какое будет после этого?

 

 


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Маленький Круглый Со стрелками Тикает Маленький Сочный Красный С зелёной веточкой
Маленькая Блестящая Холодная Не разговаривает Маленький Красный Звонит С трубкой
Маленький Пузатый С двумя палочками Звонкий Маленький Серенький С длинным хвостом Пищит

 

Послушай слова. Как ты думаешь, к какому предмету на следующей страничке подходят слова из каждой рамки? Придумай слова для других предметов.

 

! Похвалите, если малыш самостоятельно и правильно подберёт к словам подходящие картинки.

 

 

Рассмотри картинку. Составь по ней рассказ.

! Ребёнок должен составить связный рассказ не менее чем из 5-6 предложений.

 

Назови слова наоборот.

Слон большой, а мышка... Подушка мягкая, а стол... Огонь горячий, а лёд... Баба Яга злая, а Иванушка... Река широкая, а ручеёк... Куст низкий, а дерево... Буратино весёлый, а Пьеро...

! Ребёнок должен без помощи взрослого правильно подбирать слова.

 

 

весна

дети

деревья

сажают

поливают

копают

 

Рассмотри картинку и послушай слова. Составь рассказ по картинке, использовав все эти слова.

 

I Оцените, если ребёнок самостоятельно составит связный рассказ из 5-6 предложений.

 

 

От топота копыт пыль по полю летит. У маленькой Сани санки едут сами. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. На иве галка, на берегу галька.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

 

Послушай скороговорки. Попробуй повторить их чётко и внятно.

 

«Послушай слова. Скажи, на какой звук начинается каждое из этих слов? Самолёт, зима, цапля, шишка, жук, чашка, лимон, рыба, колесо.

• Назови слова во множественном числе правильно, например: котёнок — котята, заяц — зайчата и т.д.

Поросёнок —... жеребёнок —...

ягнёнок —... дерево —... дом —...

стол —... тетрадь —...

• Дай характеристику этим предметам. Опиши их. Например: яблоко — это фрукт, круглое, зелёное, кислое; чашка — это посуда, фарфоровая, жёлтая, маленькая.

 

• Скажи полным предложением, что изображено на этих рисунках?

• Расскажи, что ты делаешь в выходные дни? Чем ты занимаешься? Какие твои любимые занятия?

* Послушай начало рассказа. Как ты думаешь, что было потом? Попробуй этот рассказ закончить.

У девочки Ани сегодня день рождения. Ей исполнилось 5 лет. Утром она надела красивое платье и пошла в детский сад.

 


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Выполни штриховку фигур в направлении, показанном стрелками.

I Малыш должен уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры.

 

 

Обведи рисунки точно по линиям, не отрывая карандаша и не заходя за линии.

 

 

Раскрась картинки цветными карандашами разного цвета.

! Ребёнок должен уметь раскрашивать рисунки аккуратно, не выходя за контуры.

 

Нарисуй в пустых квадратах точно такие же фигурки.

! Ребёнок должен уметь копировать простейшие рисунки.

 

Нарисуй рядом точно такую же фигуру по точкам.

! Желательно, чтобы ребёнок копировал фигуры правильно и без исправлений.

 

Продолжи рисовать узоры по клеточкам.

! Порадуйтесь успехам малыша, если он нарисовал узоры без ошибок.

 

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Рассмотри картинки. Назови животных и их детенышей.

! Если малыш самостоятельно сумел выполнить это задание, он хорошо знаком с окружающим миром.

 

Знаешь ли ты, как называются эти грибы? Какой гриб среди них несъедобный?

 

Рассмотри картинки. Какие деревья здесь нарисованы? Какие ещё деревья ты знаешь?

! Ребёнку следует знать и называть 4-5 деревьев в природе и на картинках.

 

Какие времена года нарисованы на картинках? Расставь цифры в квадратах по порядку, начиная с зимы.

! Ребёнок должен знать названия и последовательность времён года.

 

Расскажи, кем хотят быть дети, когда вырастут. Какие предметы им нужны для работы? Покажи.

 

Какие ещё профессии ты знаешь?

 

• Назови своё имя и фамилию.

• Как зовут твоих родителей?

• Как называется город, в котором ты живёшь?

• Назови свой домашний адрес.

• Сколько тебе лет?

• Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет?

• Перечисли предметы, которые входят в эти понятия: одежда, фрукты, овощи, транспорт, цветы, посуда, деревья, ягоды, домашние животные, дикие животные, птицы, грибы.

• Дай название этим профессиям: Кто учит детей?

Кто лечит людей? Кто строит дома? Кто водит автомобиль? Кто играет в театре? Кто стоит за прилавком? Кто пишет картины? Кто пишет стихи?

 

• Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым? Назови эти предметы.

• Какие предметы бывают мягкими, твёрдыми, сыпучими, жидкими, острыми?

• Для чего нужны музыкальные инструменты? Назови те, которые ты знаешь.

• Какие явления природы ты знаешь? Перечисли их. В какое время года они бывают?

• Где продаются лекарства, продукты?

• Как называется каждый палец на твоей руке?

• Кто первый полетел в космос?

• Из чего строят дома?

• Назови вид транспорта, который передвигается по рельсам.

• Мама твоей мамы — это кто? А папа твоего папы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...