Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удаление окрашенных пятен




Приведенные выше способы очистки скульптуры зачастую недостаточны для удаления различного рода окрашенных пятен (обычно жировых, смолистых, чернильных или ржавых) и ореолов, глубоко внедрившихся в каменные поры. В подобных случаях необходимо визуально или с помощью лабораторного анализа выяснить природу окрашенного пятна и применить методику очистки, соответствующую данному виду поражения. Способы удаления пятен на скульптуре связаны, в той или иной мере, с риском для ее сохранности и требуют соблюдения следующих правил:

а) начинать обработку надо с наиболее мягких, щадящих реактивов и с минимальных их концентраций;

б) перед нанесением неводных растворов реактивов нужно обильно смочить водой обрабатываемый участок, чтобы растворенные реактивом вещества не распространились на соседние участки и не образовали ореолов;

в) следует постоянно контролировать действие реактива на удаляемое пятно, не допуская превышения рекомендованных сроков экспозиции.

Легкоудалимые пятна можно обрабатывать кистями или ватными тампонами. Если же возникает необходимость в длительной экспозиции реактива, то его готовят в виде пасты, смешивая с каким-либо нейтральным абсорбирующим материалом: тальком, бумажной пульпой, жженой магнезией, каолином, пемзой и т. п. Применяют также компрессы из лигнина, ваты или марли, смоченные соответствующим реактивом.

Для предотвращения слишком быстрого испарения растворителя можно временно укрыть нанесенную пасту или компрессы полиэтиленовой пленкой, закрепив ее на скульптуре.

Выведение особо устойчивых пятен нередко требует повторных обработок, которые также могут оказаться безуспешными. Тем не менее даже недостаточная эффективность опробованных реактивов или их допустимых концентраций не может служить основанием для замены таковых более радикальными средствами, если последние мало проверены на практике. В подобных случаях лучше вообще

отказаться от рискованных экспериментов на скульптуре, ограничившись чисто косметической маскировкой особо заметных пятен, мешающих восприятию произведения. Так, Плендерлис для этой цели предлагает тонировать окрашенные пятна сухой или восковой пастелью под общий тон поверхности.

Пятна от жира и смол

Жировые и смоляные пятна на скульптуре относятся к числу трудноудалимых, так как они обычно проникают на большую глубину в поры камня. Застарелые пятна редко поддаются полному удалению, однако их обработка некоторыми безопасными для камня органическими растворителями может несколько ослабить их окрашенность.

Для размягчения и удаления смоляных и жировых пятен, следов лакокрасочных материалов и прочего существует большой выбор органических растворителей: толуол, бензин, уайт-спирит, ацетон, четыреххлористый углерод, спирты и т. д. Хорошим растворителем жиров, смол, шеллака, канифоли, олифы, основных красителей также является циклогексанол.

Для очистки применяют абсорбирующие компрессы и пасты на основе одного или нескольких указанных растворителей в смеси с каким-либо наполнителем — порошком глины, мела, крахмала, талька и т. п.

Для паст используют парафин и воск, смешанные с химреактивом. Известна паста, хорошо удаляющая масляную краску: парафин - 100 г, толуол — 200 г, хлорэтилен — 400 г.

Пятна от ржавчины

Удаление пятен ржавчины с камня, особенно если они глубоко внедрились в светопроницаемый камень, представляет чрезвычайно трудную, практически неразрешимую задачу. Рекомендуемые в специальной литературе способы их удаления с использованием насыщенных растворов трилона Б травмируют камень, а с использованием растворов гидросульфита, хлорамина, лимонной или щавелевой кислот — малоэффективны.

Приводим один из предлагаемых рецептов: пергидроль смешивают с порошком каолина до густоты пасты, наносят шпателем на окрашенное пятно и прикрывают полиэтиленовой пленкой. Через сутки пасту заменяют свежей порцией. Обработку повторяют троекратно — до обесцвечивания пятна. В заключение обработанный участок промывают дистиллированной водой.

Пятна от чернил

Необходимость удаления чернильных пятен со скульптуры чаще всего связана с неумелой маркировкой в музеях, когда инвентарные номера наносят чернилами непосредственно на камень, не защищенный в этих участках изолирующими пленками.

Чернила можно обесцветить с помощью окислителей и восстановителей. Наиболее употребительны в качестве окислителей — перманганат калия, гипохлорит кальция и перекись водорода, а в качестве восстановителя — гидросульфит натрия.

Способ 1. 5%-ный водный раствор перманганата калия доливают в водный раствор ортофосфорной кислоты до тех пор, пока проба лакмусовой бумажкой не покажет кислую реакцию смеси (рН 4—5). После нанесения тампоном этого состава на чернильное пятно на камне образуется пленка из бурых окислов марганца, которую удаляют 5%-ным раствором щавелевой кислоты или 10%-ным раствором гидросульфита натрия. Обработанный участок тщательно промывают дистиллированной водой.

Способ 2. Простейший способ удаления небольших чернильных пятен заключается в смачивании их водой, а затем протирке серными головками спичек.

Удаление солей

При консервации некоторых изделий из пористых пород камня (известняки, песчаники, выветренный мрамор) может возникнуть необходимость в их обессоливании. Степень засоленности камня определяют по содержанию иона Сl — аргентометрическим методом. Опыт реставраторов показывает, что концентрация иона Сl более 0,02% является критической для камня и требует проведения обессоливания. Для изделий с сильно разрушенной поверхностью этот процесс должен предшествовать очистке от загрязнений.

Извлечение солей из толщи камня осуществляется одним из методов, основанных на принципе предварительного переведения солей в водные растворы с последующим их выведением из пор материала посредством естественной миграции, подсоса, вакуумирования и т. д.

Простейший способ обессоливания, применяемый для небольших экспонатов относительно хорошей сохранности, заключается в их длительном вымачивании в ваннах с дистиллированной водой. Для ускорения процесса изделие сначала

вымачивают в проточной дистиллированной воде, а затем в ваннах с несколькими сменами (7—15) дистиллированной воды. Солевая насыщенность промывных вод, периодически определяемая качественным химическим анализом в течение всего процесса, помогает контролировать его эффективность. Стабильность получаемых показателей свидетельствует об окончании процесса.

Так как вымачивание — процесс весьма длительный, то в случае карбонатных пород или пород с карбонатным связующим происходит сильное ослабление камня за счет его частичного подрастворения. Поэтому для крупногабаритных экспонатов, а также для изделий с ослабленной поверхностью применяется метод пульпирования (наложения кумулирующих компрессов), иногда в сочетании с одновременным подсосом. Пульпа может быть изготовлена из бумажной массы, лигнина, ваты. Соли, увлекаемые к поверхности испарением воды, проникают в пульпу и кристаллизуются там во время ее просыхания. Пульпа должна периодически меняться.

Раскрашенную или ослабленную выветриванием поверхность предварительно укрепляют, используя для этого 5—7%-ный раствор ПБМА в уайт-спирите или 2%-ный раствор найлона в этиловом спирте. Образовавшаяся полимерная пленка хотя и не препятствует выведению солей, но может значительно удлинить этот процесс (от нескольких месяцев до года).

Бумажную пульпу, которая чаще всего употребляется в подобных случаях, готовят из вываренной до полной однородности мелкоизмельченной фильтровальной бумаги. Эту массу во влажном состоянии наносят слоем в 1,5—2 см на изделие, частично погруженное в ванну с дистиллированной водой, с таким расчетом, чтобы пульпа равномерно покрывала все открытые участки камня, но нигде не соприкасалась с водой. На границе с уровнем воды камень изолируют по всему периметру защитным слоем ПБМА шириной в 4—5 см, дополнительно покрывая его слоем парафина толщиной около 1,5 см. Каждые 10—12 дней воду в ванне меняют.

Иногда водные ванны заменяют толстым слоем бумажной пульпы (3—4 см), уложенной на полиэтиленовую пленку и постоянно увлажняемой. Смена ее происходит 2-3 раза в процессе обессоливания, а количество смен верхней пульпы из-за удлинения процесса может возрасти, по сравнению с предыдущим способом, вдвое (до 16 смен). Пользуясь данным методом, следует учитывать возможность обратного проникновения соли из компресса в поры камня — это может быть вызвано как повышением влажности окружающего воздуха, так и закупоркой пор пульпы при избыточном накоплении солей.

Свободным от указанных недостатков является метод извлечения солей с помощью ионитных компрессов. В основе его лежат физико-химические процессы миграции солевых растворов и ионообмена. Процесс миграции происходит в одном направлении и не зависит ни от температурно-влажностного режима окружающей среды, ни от концентрации солей в экспонате. Но и в этом случае есть опасность разрушения тонкого поверхностного слоя за счет химической активности ионитов.

Как следует из рассмотрения существующих методов, при выборе способа обессоливания в каждом конкретном случае требуется свой индивидуальный подход, обусловленный особенностями художественного памятника (материал экспоната, степень засоленности, объемная форма, габариты и пр.).Ведущиеся у нас и за рубежом поиски новых способов консервации засоленного камня основываются не на традиционном принципе выведения солей из камня, а на их преобразовании в толще материала путем связывания в химически инертные, нерастворимые соединения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...