Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Задачи и принципы уголовного права




Уголовное право, как и иные отрасли права, имеет определенные задачи. Задачи уголовного права Республики Беларусь сформулированы непосредственно в уголовном законе в ст. 2. УК Республики Беларусь. Она звучит следующим образом: «Уголовный кодекс Республики Беларусь имеет задачей охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридического лица, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законов Республики Беларусь».

Т.е. задачами уголовного права являются:

- охрана наиболее важных общественных интересов;

- регулирование общественных отношений;

- предупреждение преступлений;

- воспитание граждан в духе уважения законов.

С учетом рассмотренных задач уголовного права можно определить его функции. Функции уголовного права – это направления практической реализации норм уголовного права по обеспечению поставленных перед ним задач, а также по регулированию общественных отношений. Различают следующие функции уголовного права:

1. Охранительная функция — осуществляется по средствам установления уголовно-правовых запретов и реализации уголовной ответственности за их нарушения.

2. Предупредительная функция обеспечивается главным образом уголовно-правовым воздействием на лиц, совершивших преступления и привлеченных к уголовной ответственности, а также созданием комплексных мер, которые должны положительно воздействовать на лиц, отбывших наказание, и на других лиц.

Предупредительная функция включает частное и общее предупреждение преступлений.

Частное предупреждение преступлений (частная превенция) — это недопущение совершения новых преступлений лицами, их совершившими. Она осуществляется путем применения уголовных наказаний вплоть до лишения свободы или смертной казни к лицам, совершившим преступления.

Общее предупреждение преступлений (общая превенция) — это недопущение совершения преступлений всеми гражданами. Реализуется данная функция оказанием воздействия на граждан под угрозой применения уголовного наказания за совершение преступления.

Сам факт издания уголовных законов позволяет гражданам нашей республики понять, какие деяния считать вредными и опасными для общества. Применение уголовного закона также воздействует на сознание не только правонарушителя, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как право – послушание, т.е. осознанное соблюдение запретов государства.

Большинство граждан не совершает преступлений в силу воспитанной в них нравственной позиции.

Однако часть людей, не отличающихся стойкими нравственными убеждениями, воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовной ответственностью и наказанием.

Поэтому предупредительная роль уголовного права заключается, как в воспитании у граждан сознания необходимости соблюдать установленные в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

3. Воспитательная функция заключается в воспитании граждан в духе уважения и соблюдения законов и сложившихся в обществе правил поведения.

4. Регулятивная функция заключается в регулировании общественных отношений, возникающих в связи с:

- совершением общественно опасных деяний и применением уголовно-правовых мер;

- реализацией гражданами прав на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Уголовно-правовые нормы определяют конкретные права и обязанности участников эти отношений, вид и размер наказания, порядок его назначения, условие и порядок освобождения от уголовной ответственности, сроки судимости.

Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т.е., основных, исходных начал в соответствии, с которыми строится как его системы, так и в целом уголовно-правовое регулирование.

Принцип – это основополагающее (руководящие) положение, от которого не должно быть отступления, которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Принципы уголовного права служат основой как законодательной, так и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

В действующем Уголовном кодексе общие принципы уголовного права законодательно определены в ст. 3 УК Республики Беларусь.

Уголовная ответственность за совершение преступлений реализуется в полном соответствии со следующими принципами, указанными в ст.3 УК Республики Беларусь:

- законности;

- равенства граждан перед законом;

- неотвратимости ответственности;

- личной виновной ответственности;

- справедливости;

- гуманизма.

Остановимся на этих принципах.

1. Принцип законности (основной постулат) – конституционный принцип (ст.2 Конституция Республики Беларусь), означает применение уголовной ответственности исключительно на основании Уголовного кодекса и в точном соответствии с ним.

Положение о том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, находит свое закрепление в законодательном определении уголовной ответственности (ст. 44 Республики Беларусь).

Преступность деяния, его наказуемость и иные угoлoвнo-правoвые последствия определяются только законом.

Преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо указано в Уголовном кодексе.

Виновный в совершении преступления, может быть, подвергнут только таким мерам ответственности, которые непосредственно предусмотрены уголовным правом.

В отличие от других отраслей права в уголовном праве нет иных нормативных актов, кроме закона.

Специфика норм уголовного права предполагает их строгое толкование, т.е. точное соблюдение «букве и духу» закона в процессе его применения. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Все изменения в уголовный закон вносятся только законом.

2. Принцип равенства граждан перед законом развивает и конкретизирует положение ст.22 Конституции, в которой говорится о том, что все равны перед законом и судом, независимо от их происхождения, социально-должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Этот принцип предполагает в первую очередь реализацию уголовной ответственности в интересах общества в целом, а не в интересах отдельных личностей или социальных групп. Во-вторых, предполагается равная ответственность всех граждан перед законом независимо от их социальных характеристик (раса, национальность, пол, социальное положение, политические взгляды и т.п.).

Некоторые различия в вопросах ответственности установлены Уголовным кодексом в зависимости от пола и возраста (неприменение смертной казни к женщинам и несовершеннолетним, неприменение ряда мер к нетрудоспособным и т.п.). Эти различия основаны на законе, в равной мере применимы ко всем гражданам и потому не нарушают принцип равенства.

3. Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, виновное в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности, если нет правовых оснований для освобождения его от ответственности или наказания.

Принцип неотвратимости ответственности заключается в том, что всякое лицо, в действиях или бездействиях которого установлен состав преступления, обязательно подлежит наказанию или иными мерам уголовной ответственности, предусмотренным уголовным законом (ст.46 УК Республики Беларусь).

Лицо, виновное в совершении преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания лишь при наличии оснований и условий, предусмотренных в нормах Общей и Особенной части УК (ст. 82 УК Республики Беларусь).

4. Принцип личной ответственности включает в себя два основных момента:

личный характер ответственности (персональная ответственность). Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое непосредственно совершило преступление. Эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на другое лицо.

Принцип личной ответственности предусматривает ответственность физических лиц, а не юридических, которые непосредственно совершили преступление либо участвовали в нем в качестве организатора, подстрекателя или пособника. Лицо, совершившее преступление, отвечает лишь за то, что было совершено им лично. Ответственность не может быть переложена ни на какое другое лицо.

5. Принцип виновной ответственности означает, что к уголовной ответственности лицо привлекается только в том случае, если судом в соответствии с законом будет установлена его вина в совершении деяния или причинении последствий, предусмотренных Уголовным кодексом.

Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда исключается, т.е. без вины нет ответственности независимо от тяжести причиненного вреда.

Итак, лицо несет уголовную ответственность лишь за те действия (бездействия) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина (умышленная или неосторожная), т.е. когда совершенное им было «делом его рук», и продуктом его сознания и воли.

Ни одно деяние совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно не причинило, не может рассматриваться как преступление. (Чаще всего невиновное причинение вреда встречается при транспортных правонарушениях).

В юридической литературе этот принцип еще называют принципом субъективного вменения.

6. Принцип справедливости – это основа дифференциации и индивидуализации ответственности. Не справедливо одинаково наказывать людей, совершивших одинаковые преступления, если они по-разному характеризуются. Также не справедливо наказывать людей, совершивших разные по тяжести преступления

Суд, при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой, как совершенного преступления, так и личности виновного, с тем, чтобы добиться исправления осужденного. То есть наказание и иные меры уголовной ответственности должны соответствовать характеру и степени тяжести совершенного преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного и иные обстоятельства, изложенные в ст. 62 УК Республики Беларусь.

Принцип справедливости имеет и более широкое значение:

- справедливость криминализации деяний предполагает, что признание деяния преступным должно соответствовать принципам общественной нравственности в оценке конкретного поведения человека;

- справедливость санкции означает установление в законе таких видов и размеров наказаний, которые позволят суду назначать справедливое наказание с учетом необходимости его индивидуализации. Одним из проявлений этого принципа является закрепленное в законе запрещение привлекать к уголовной ответственности и наказанию одно и то же лицо дважды за одно и то же преступление.

7. Принцип гуманизма (человеколюбия) имеет двоякое проявление:

- во-первых, уголовный закон направлен на всемерную защиту человека как высшую ценность общества;

- во-вторых, гуманизм должен проявляться и в отношении к преступнику. Это означает, что наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства и что к преступнику допустимо применение только тех мер, которые необходимы и достаточны для достижения целей общей и частной превенции.

Итак, принцип гуманизма - это нравственная категория, выражающаяся в признании ценности человека, как личности. Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено минимальное наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, необходимая и достаточная для его исправления и для предупреждения с его стороны новых преступлений.

Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства.

 

ВОПРОС 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ.

Как мы выяснили уголовное право, имеет конкретные задачи, вытекающие из уголовной политики. Уголовная политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью. Что же такое уголовная политика? Каковы ее содержание, задачи и назначение? Уголовная политика – это политика государства в области борьбы с преступностью. Она характеризует государственное управление той сферы жизни, которая связана с противодействием преступности. В ней принято выделять три составные части, а именно:

1. Уголовно-правовая политика, которая представляет собой направления деятельности законодательных и правоприменительных органов и организаций по установлению круга преступных деяний и системы наказания, избранию справедливых мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

2. Уголовно-процессуальная политика, которая обеспечивает сам механизм применения закона в ходе дознания, следствия, судебного разбирательства.

3. Уголовно-исправительная политика – это направление деятельности правосоздающих и правоприменяющих органов и организаций, направленное на практическое исполнение мер уголовного наказания, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений.

Предмет политики – это то явление общественной жизни, развитие которого должно обеспечиваться определенным направлением политики. В данном случае таким явлением является преступность. Она и есть предмет уголовной политики.

Содержание уголовной политики включает сложный комплекс проблем:

- определение принципов и общих положений, лежащих в основе борьбы с преступностью, путем применения наказания;

- разработка государственной концепции борьбы с преступностью;

- определение направлений деятельности законодательных органов по разработке уголовного законодательства и практических органов по его применению;

- обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные преступления, ее дифференциация и индивидуализация, оказание наиболее эффективного воздействия на виновных.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 г., подчеркивается что «основными национальными интересами в социальной сфере являются наряду с другими, обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества». Исходя из этого основными задачами уголовной политики являются:

1. Охраняющая. Она закреплена в Конституции Республики Беларусь и направлена на охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

2. Подавляющая, имеющая целью оказать воздействие на негативные факторы, сдержать рост преступности.

3. Направляющая, которая связана с определением деятельности субъектов борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Уголовная политика предполагает деятельность государственных и общественных органов и организаций в сфере противодействия преступности. Эта деятельность проявляется в определенных формах. Принято выделять следующие формы реализации уголовной политики:

Директивную.

Законодательную.

Правоприменительную.

Научную.

Директивная форма представляет собой совокупность руководящих требований, установок, задач в сфере борьбы с преступностью.

Законодательная форма охватывает вопросы и процессы нормотворчества. Задачи ее – готовить и издавать законы, которые с наибольшей полнотой соответствовали бы потребностям и запросам граждан в нашем государстве.

Правоприменительная форма уголовной политики имеет в виду государственную и общественную практику в области борьбы с преступностью. Она характеризует состояние, уровень, динамику и структуру преступности, действенность профилактической работы, правовую культуру.

Научная форма реализация уголовной политики состоит в оценке полученных результатов от реализации уголовной политики на определенном этапе; в разработке научно-обоснованных путей совершенствования противодействия преступности.

Важна не только форма проявления уголовной политики, но и ее основные направления и тенденции. Среди них необходимо назвать следующие:

1. Выработка линии и определение направлений деятельности в противодействии преступности. В настоящее время основные усилия органов уголовной юстиции сосредоточены на борьбе с коррупционной, организованной, латентной преступностью, преступностью несовершеннолетних.

2. Определение направления работы по совершенствованию организации деятельности по противодействию преступности. Среди них – реорганизация органов уголовной юстиции на основе четкого разграничения оперативно-розыскной, следственной, судебной и других функций; координация деятельности органов уголовной юстиции на государственной основе; обновление кадров органов уголовной юстиции и повышение их профессионального мастерства; широкое привлечение к борьбе с преступностью достижений научно-технического прогресса.

3. Демократизация всей системы борьбы с преступностью, обеспечение широко участия трудовых коллективов, общественности в этом процессе.

4. Гуманизация законодательства и всего процесса деятельности органов уголовной юстиции в целях защиты человеческой личности, прав и законных интересов в уголовном судопроизводстве, при исполнении наказания, при адаптации после отбывания наказания после лишения свободы.

5. Укрепление законности на базе глубокого изучения причин ее нарушения и их устранения, создание эффективного механизма действия законов и иных нормативных правовых актов и гарантия их неукоснительного соблюдения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...