Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С какими социальными вызовами (у Ясперса – аспекты) сталкивается современный университет?

СЕМИНАР 2

Сравните три модели современных университетов и ответ оформите в виде таблицы

Тип университета Связь образования и науки Связь образования и промышленности Достоинства модели образования Недостатки модели образования
         
         
         

 

1. Прочитайте фрагменты из монографий и ответьте на вопросы.

К. Ясперс. Идея университета

Каковы основные черты классического университета, переживающего кризис в наше время?

 

1. Там, в лице преподавателей и студентов, должны собираться люди, профессия которых состоит в ничем не ограниченном постижении истины как таковой, во имя самой истины.

2. Общество и государство возвысили свои университеты. Они охраняют их так, словно те являются независимыми от них образованиями. Они верят в ответственность представителей университетов, на выбор которых - правдивых и одаренных идеями и энтузиазмом людей - отдано все.

3. Университет - это не просто школа, а своеобразная школа. В ней необходимо не только преподавать, а профессора должны научить студента участвовать в исследованиях и, таким образом, достигать научного способа мышления, определяющего его жизнь. В соответствии с идеей университета студенты должны отвечать за самих себя. Они должны следовать за своими учителями критически. Их учебе присуща свобода. Задача профессора - посредством науки транслировать истину. Профессор при этом также обладает свободой преподавания.

4. Они могут вести свой независимый образ жизни, потому что этого желают основатели университета. Их независимое от государства существование проистекает из непреходящей идеи, из идеи, имеющей надгосударственный, наднациональный и всеобъемлющий характер.

 

С какими социальными вызовами (у Ясперса – аспекты) сталкивается современный университет?

1. Новые научные дисциплины (как, например, экономика и организация производства) возникают самостоятельно из практических потребностей. Они весьма обстоятельно изучаются, хотя в этих областях и отсутствуют исследователи и ученые, которым присущ дух науки. Другие науки, ценные своим содержанием, не принимаются в расчет, так как в их случае отсутствует или еще не обнаружилась практическая потребность, и только некоторые студенты обращаются к ним (египтология, индология, синология). Другие, некогда авторитетные науки отступают на задний план (классическая филология).

2. Само непрерывное развитие наук привело к дальнейшей специализации и вместе с ней - к чрезвычайному увеличению числа предметов.

Это лежит в природе вещей, является неизбежным и необратимым для научного исследования. Если даже непосредственное наблюдение показывает, что налицо тенденция не только к специализации, но и к сопутствующему ей ограничению горизонта и к варварству в научном отношении в целом, то специализация ни в коем случае не является необходимостью. Она зависит от желания каждого в отдельности.

3. Сознание сплоченности в одном единственном общем духе, сознание идеи университета исчезает. Университет превращается в агрегат средних специальных учебных заведений, чья универсальность пока еще состоит в том, чтобы в полной мере охватывать все эти учебные заведения, чего она тем не менее ни в коем случае не реализует. В такой ситуации, по-видимому, университету уже больше нечего терять, даже если эти учебные заведения будут пространственно разделены, а университет окажется брошенным на произвол судьбы.

4. Прилив масс в университеты усложняет процесс обучения недостатком помещений, недостаточным числом доцентов, недостатком удовлетворяющих средств обучения: студенты остаются неудовлетворенными, доценты же перегружены настолько, что парализуется их исследовательская деятельность.

Наличие большой массы студентов ослабляет возможности солидаризирующего объединения в процессе обучения. Оно отделяет студентов от профессоров. Оно приносит с собой порядки, которые нивелируют и усложняют индивидуальный учебный процесс.

5. Масса приспосабливается к учебным занятиям. Менее одаренные отстают. Одаренные подвергаются духовному насилию, когда их вынуждают принимать участие в учебных занятиях, которые для них скучны и целей которых они могли бы достичь лучше и намного быстрее в процессе самостоятельного обучения. Давление большинства имеет успех.

6. В целом нельзя отрицать падения индивидуального уровня знаний студентов и доцентов в течение более чем ста лет, и еще более интенсивного — в последние полстолетия. Если думать в этой связи о скрытом и полном тайн процессе утраты человеческим бытием субстанциональности, то тем самым не удастся ничего прояснить.

Можно размышлять социологически: студенты в своем большинстве не наследуют более духовного мира семейных традиций. Школьный уровень их образования в большинстве случаев оказывается низким. Подготовка не является единообразной и не имеет силы для создания совместной духовной атмосферы.

3. Какие должны быть ответы на эти вызовы?

Если студент не удовлетворен университетом, он прав. Но единственная возможность для него улучшить сложившееся положение - это самому участвовать в создании действительности истинного университета: как характером своей учебы, так и настойчивой работой и своим, пронизанным этой работой духовным бытием. Только из таких студентов могут вырасти люди, задействованные во всех профессиях и руководствующиеся идеей истины, и среди них однажды – профессора, благодаря которым снова появится истинный университет. Они одни выведут себя из состояния растерянности.

Профессора и государственные деятели должны в данный момент, в состоянии совершенно не удовлетворительном и не стабильном, с помощью реформ создать условия для наилучшего из возможных решения задачи. Если им удастся установить целесообразные учреждения и порядки, то при этом они должны постоянно думать о собственном смысле университета и стремиться к нему - к университету как месту, в котором должна быть всесторонне открыта и одновременно всеми студентами достигнута истина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...