Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нервная регуляция функций.




Животные имеют специальные органы движения и им требуется быстрое и точное согласование сокращения мышц. В результате у животных в процессе эволюции сформировалась нервная регуляция. Нервная регуляция функций - это регуляция деятельности тканей, органов, физиологических систем путем рефлексов. Рефлекс - это ответная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

Впервые механистическое объяснение реакций организма дал в 17 веке Рене Декарт. Он предложил гипотетическую схему формирования непроизвольного движения. Термин «рефлекс» ввел в физиологию в 1771 г. Унцер, а Прохазка в 1800 г. разработал схему простейшей рефлекторной дуги.

И.М. Сеченов распространил рефлекторный принцип действия нервной системы на любую, в том числе и высшую нервную деятельность организма. Он показал, что рефлекс отражает сложные, но материальные процессы, протекающие в ЦНС во взаимодействии с внешней средой. И.М. Сеченовым предложены следующие положения:

1. всякая деятельность организма в конечном итоге сводится к движению;

2. всякое движение по своему происхождению есть рефлекс.

И.П. Павлов развил и экспериментально обосновал рефлекторную теорию. Он разделил все рефлексы по механизму образования на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные).

Основные положения рефлекторной теории Павлов сформировал в работе «Ответ физиолога психологам»:

1. принцип детерминизма, взаимообусловленности. Нет действия без причины, т.е. всякий рефлекторный акт является результатом действия раздражителя на организм;

2. принцип анализа и синтеза. В ЦНС постоянно происходит анализ сигнала, а так же синтез с формированием ответной реакции;

3. принцип структурности. Любой процесс в НС имеет определенную структурную организацию. Морфологической основой любого рефлекса является рефлекторная дуга - это путь прохождения рефлекторной реакции (нервных импульсов).

Рефлекторная дуга соматического (двигательного) рефлекса состоит из следующих звеньев:

1. рецептор - воспринимает раздражение;

2. афферентное нервное волокно;

3. нервный центр;

4. эфферентное нервное волокно;

5. эффекторный или рабочий орган.

В ряде рефлекторных дуг имеется 6 звено - это нейрон обратной связи (обратная афферентация). Он реагирует на рефлекторный ответ и контролирует его. В соматической дуге выделяют нейроны, выполняющие определенные функции. В простейшей моносинаптической рефлекторной дуге 2 нейрона - чувствительный и двигательный. В простой полисинаптической дуге выделяют: чувствительный нейрон, вставочный нейрон, исполнительный эфферентный нейрон. [рис. дуги с подписями]

В дуге вегетативного рефлекса имеются следующие звенья:

1. рецептор;

2. афферентное нервное волокно;

3. нервный центр - в боковых рогах спинного мозга;

4. преганглионарное нервное волокно;

5. вегетативный ганглий;

6. постганглионарное нервное волокно;

7. исполнительный орган.

Нервные центры разных уровней ЦНС связаны между собой.

Особенности нервной регуляции:

1. большая скорость регулирующего воздействия, импульсы по рефлекторной дуге распространяются быстро;

2. нервное волокно, идущее от нервного центра, заканчивается строго на определенном органе или эффекторе. Возможен быстрый самоконтроль и саморегуляция за счет нейрона обратной связи.

 

В организме нервная и гуморальная регуляции тесно связаны, образуют единую систему нейро- гуморальной регуляции. Это обусловлено следующим:

1. ЖВС имеют вегетативную иннервацию;

2. в гипоталамусе вырабатываются нейрогормоны, они регулируют деятельность гипофиза, поэтому в гипоталамо-гипофизарной системе происходит переключение нервных влияний на гуморальные;

3. ряд гормонов ЖВС оказывают влияние на НС - адреналин, норадреналин, тироксин;

4. ряд местных гормонов – нейромедиаторы – играют роль передатчиков сигнала от одного нейрона к другому, изменяют протекание рефлексов.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...