Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические факторы




Объективные и субъективные факторы, ограничивающие свободу печати. (частично)

Обсуждая причины предвзятости СМИ различных стран, исследователи журналистики перечисляют четыре фактора, определяющие развитие СМИ: объективные, политикоправовые, социально-психологические и экономические. Естественно, что эти факторы влияют на этику в СМИ, развитие которой, как указывалось выше, тесно связано с их свободой и ответственностью перед обществом. Данная статья не ставит своей задачей глубокий анализ перечисленных факторов, однако краткий обзор ситуации необходим для понимания современного положения в области этических проблем.

Объективные факторы

Хорошо известно, что Россия занимает огромную территорию, простирающуюся на 11 временных зон. Но в советское время, когда приоритеты отдавались пропаганде, сущесвовала хорошо отлаженная система коммуникаций. Уже в начале 30-х годов сетевое радио было на каждой московской кухне. В последующие десятилетия телепрограммы из Москвы передавались с помощью мощных ретрансляторов на все области и края Союза, а сеть региональных телестанций транслировала как собственные, так и общесоюзные програмы. Ежедневные издания центральных газет передавались электронным способом в 34 региона. СССР был на втором месте в мире по количеству получаемых газет на душу населения. Среднестатистическая семья была подписана на 4 газеты. Кроме того, инфорационные агентства «Новости» и ТАСС бесплатно обслуживали все региональные и местные СМИ.

В результате воздействия такой сконцентрированной на одностороннем приеме системы связи были достигнуты, по меньшей мере, два запланированных результата: население получало единый, хотя и ограниченный минимум информации, и все внимание было сосредоточено на Москве. Несмотря на то, что государство более не владеет монополией на СМИ, а независимые телестанции все больше завоевывают популярность в процессе конкурентной борьбы, сегодня телевидение остается основным информационным средтвом, объединяющим страну.

В противоположность этому, межличностные средства информации, такие, как телефаксимильные устройства, электронная почта, находятся в зачаточном состоянии. Попытки восстановить национальное единство, создать атмосферу социальной стабильности и утвердить новые демократические нормы (включая этические правила работы СМИ) наталкиваются на проблемы, связанные с отсутствием коммуникационной инфраструктуры, способной сокращать технические, этнические и политические расстояния.

Создание национальных ассоциаций редакторов, издателей, газетных работников, рекламных агентств, распространителей и других специалистов СМИ, способных объедиить усилия для оказания влияния на решения правительства и законодательные органы, затруднено отсутствием адекватной системы связи и транспорта. Многие из журналистов, впервые собравшихся из разных концов России на организованную РАИПЦ конференцию, подчеркивали, что такие встречи и общение со своими коллегами из разных регионов представляют для них уникальную и бесценную возможностью такого рода.

Социально-психологические факторы

Отсутствие в России демократических традиций свободы печати часто называется основной причиной того, что демократические реформы проходят здесь гораздо труднее, чем в странах Центральной и Восточной Европы таких, как Чехия, Словакия или Польша. Утверждение, что Россия не имеет традиций свободы печати, является однако упрощением (возможно, также, как и утверждения, что реформа здесь проходят труднее). Напротив, несмотря на то что Россия может быть никогда не испытывала полной свободы печати, роль прессы в приближении реформ и укреплении общественных движении была необычайно высокой.

Демократы считают, что Радищев был родоначальником литературы, призывающей к социальным реформам. Его антимонархическое произведение «Путешествие из Петерурга в Москву», изданное в 1790 году, призывало покончить с самоизоляцией и последовать примеру независимых Американских Штагов как модели демократического устройства общества. Не нужно забывать, что в начале и середине ХIХ века многие известные российские газеты и журналы были настроены оппозиционно по отношению к правительству и призывали к реформам. Среди наиболее значительных изданий такого рода был журнал «Современник» А.С.Пушкина, который считался наиболее либеральным из всех «толстых» журналов и публиковал политические трактаты Николая Чернышевкого, Виссариона Белинского и других радикальных мыслителей, а также журнал «Колокол» Александра Герцена.

Левые силы, которые впоследствии привели к свержению династии Романовых, вели борьбу и объединяли своих сторонников через подпольные издания, такие, как ленинская «Правда», основанная в 1912 году. Начиная со смерти Сталина в 1953 году и до конца краткой хрущевской «оттепели», а также в период самиздата 1960-1970 годов, печатное слово было основным способом выражения несогласия с властями и распространения новых политических идей. Слово приобрело такую огромную силу в России и вызывало такой страх у власть предержащих еще и потому, что здесь не существовало других механизмов для осуществления перемен.

Другой западный тезис, который нуждается в анализе, это утверждение, что российские журналисты не имеют понятия о профессиональной этике. Бесспорным является то, что западные понятия этики, развивавшиеся в среде жесткой коммерческой конкуренции, являются чужими на российской почве. Понятие «конфликт интересов», являющееся центральным в западной журналистской этике, просто не существовало в советскую эпоху. Однако другие идеалы, имеющие отношение к ответственности перед обществом, служили основой этических ценностей и приводили к развитию определенных норм. Советское понимание социальной ответственности прессы и ее роли выражено в документе ЦК КПСС, опубликованном в начале 1980 годов: «Основными задачами прессы является популяризация в доступной и понятной форме конкретных примеров передовых методов работы и управления производством, с целью их повсеместного распространения, пропаганды среди советских людей сознательности, творческого отношения к труду, чувства хозяина своей страны и ответственности перед обществом».

Принципы журналистской этики распределялись в соответствии со следующими приоритетами: 1) партийность; 2) высокая идейность; 3) правдивость; 4) народность; 5) массовость; 6) критика и самокритика. Факты говорят не столько о том, что в советское время существовали принципы журналистской работы, которым все следовали или должны были следовать, сколько о том, что в российской (советской) журналистике были прецеденты этических норм, которые могут влиять на принятие или неприятие новых этических норм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...