Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчет о финансовом положении (баланс) на 31.12.2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пример решения задачи ………………………………………………...

1.1. Исходные данные ………………………………………………………

1.2. Решение задачи ………………………………………………………...

2. Задача для самостоятельного решения ……………………………...

2.1. Исходные данные ………………………………………………………

2.2. Таблицы для решения задачи ……………………………………….


ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Исходные данные:

Организация «ЖБИ- 1» производит две модели строительных конструкций. Ожидаемая цена продажи в 2000 году модели А равна 50 рублей (объем продаж — 2000 изделий), модель Б будет продаваться за 90 рублей, ожидаемый объем продаж 3000 изделий. К концу планового 2000 года организация должна иметь на складе 50 изделий модели А и 100 изделий модели Б. Фактические остатки готовой продукции на начало планового периода составили 200 изделий «А» и 300 изделий «Б», при этом стоимость запасов готовых изделий составила 24000 рублей.

При производстве изделий организация использует материал М11 (стоимость закупки 1 руб. за 1 кг) и материал М12 (стоимость закупки 2 руб.).

Нормы расхода материалов:

  Изделие А Изделие Б
М11 2кг 1кг
М12 5кг 10кг

 

Остатки материалов (кг):

  М11 М12
На начало планового года    
На конец планового года    

 

Трудоемкость производства

(В человеко-часах труда основного производственного персонала)

Изделие А Изделие Б
   

 

Оплата часа работы основного производственного персонала 2 рубля в час. Человеко-часы основного производственного персонала используются в качестве драйвера косвенных производственных расходов.

Амортизация основных фондов составит в плановом году 40000 руб., расходы на коммунальные услуги 30000 руб., затраты на содержание системы производственного контроля 15000 руб., оплата вспомогательного производственного персонала 20000 руб.

Расходы, обеспечивающие сбыт производимой продукции и управление организацией в целом, будут в плановом 2000 году характеризоваться следующими показателями:

Аренда офиса  
Зарплата руководителей  
Сбытовые расходы  
Прочие расходы управления  
Комиссионные расходы  
Реклама  
Зарплата офиса  

 

Решение задачи

Формирование бюджета начинается с определения доходов организации в плановом году:

Шаг 1-й. Бюджет продаж

Изделие Количество Цена Сумма
А 2.000   100.000
Б 3.000   270.000
ИТОГО:     370.000

Исходную информацию для формирования данного бюджета, как правило, готовят сбытовые подразделения организации.

После количественной оценки объемов продаж можно определить, сколько следует произвести для насыщения предполагаемого спроса продукции.

Шаг 2-й. Бюджет производства (в штуках)

  Изделие А Изделие Б
Прогноз продаж 2.000 3.000
Норма на конец планового года (50) (100)
Итого требуется 2.050 3.100
Минус остатки на начало планового года (200) (300)
Итого к производству    

Бюджет производства обеспечивает соответствие потребности в товарах организации и источников обеспечения данными товарами. Потребность в товарах состоит из двух частей: товары нужны, чтобы продать их клиентам (информация из бюджета продаж) и для обеспечения необходимых запасов на конец планового года. данная потребность удовлетворяется за счет двух источников: уже имеющихся на складе товаров и тех товаров, которые необходимо произвести.

Таким образом, количество производимых в плановом году товаров можно описать с помощью следующего уравнения:

Товары к производству = Продажи (в штуках) + Запасы товаров на конец года — Запасы на начало планового периода.

После того, как стало известно, сколько изделий будет производить, мы можем рассчитать, сколько для этого требуется ресурсов.

Шаг 3-й. Бюджет использования материалов

  М11 М12  
Изделие А (2кг* 1.850 штук) (5кг* 1.850 штук) 3.700   9.250    
Изделие Б (1 кг*2.800 штук) (10 кг*2.800 штук) 2.800   28.000    
Итого требуется (кг) 6.500 37.250  
Цена 1 кг 1 руб. 2 руб.  
Итого (6.500* 1 руб.) (37.250*2 руб.) 6.500 74.500 81.000 руб.

 

При формировании данного бюджета с помощью имеющихся в условии норм расхода материалов мы определим, сколько нам требуется сырья для производства продукции. Расчет производится по формуле: Количество материала = Норма расхода материала (из условия)*Количество изделий к производству (из шага 2).

В нашем примере для производства требуется 6.500 кг материала М11 (3.700 кг для изделия А и 2.800 кг для изделия Б). Материала М12 требуется 37.500 кг (9.250 кг для изделия А и 28.000 кг для изделия Б).

Затраты на материалы в стоимостном выражении получаем умножением количества требующихся материалов на цену закупки одного килограмма.

Теперь, когда мы знаем, сколько нам требуется материалов для реализации производственной программы, мы можем определить объем закупок материалов в плановом периоде.

Шаг 4-й. Бюджет закупок материалов

  М11 М12  
Требуется материалов (кг) 6.500 37.250  
Норма на конец планового периода (кг) 800 1500  
Итого требуется 7.300 38.750  
Минус остатки на начало периода (2000) (3.000)  
Итого к закупке (кг) 5.300 35.750  
Цена 1 руб. 2 руб.  
Затраты на закупку 5.300 71.500 76.800 руб.

 

Бюджет закупок представляет собой баланс потребности в материалах для реализации производственной программы и формирования нормативных запасов на конец планового периода и источников, за счет которых данная потребность удовлетворяется: уже имеющихся на начало планового периода запасов и закупок материалов.

Расчет производится по формуле:

Объем закупок (в кг) = Материал для производства (шаг 3-й) + Норма запасов материала на конец планового периода (из условия) — Остатки материалов, уже имеющихся на складе на начало планового периода (из условия).

Стоимость закупок определяется как произведение количества закупаемого материала на цену закупки.

После того как мы определили прямые материальные затраты на производство в плановом периоде и объемы закупок, мы должны рассчитать прямые затраты труда.

Шаг 5-й. Бюджет затрат труда основного производственного персонала

Изделие Количество (штук) Трудоемкость (человеко-часы) Итого часов Сумма
А 1.850   7.400 14.800
Б 2.800   14.000 28.800
Итого     21.400 42.800 руб.

 

В данном бюджете сначала определятся количество человеко-часов работы основного производственного персонала, необходимое для реализации производственной программы. Количество человеко-часов рассчитывается как произведение количества изделий на трудоемкость одного изделия.

Стоимостная оценка прямых затрат труда (сумма) определяется как произведение количества человеко-часов на ставку оплаты одного часа (по условию 2 руб. в час).

После этого как были определены прямые затраты труда и материалов планового периода, мы должны рассчитать косвенные производственные расходы.

Шаг 6-й. Бюджет косвенных производственных расходов

Расходы Сумма
Амортизация 40.000
Коммунальные услуги 30.000
Контроль 15.000
Оплата вспомогательного персонала 20.000
Итого косвенных производственных расходов 105.000 руб.

 

(105.000 руб./21.400 часов=4.91 руб.\час)

Исходные данные для формирования бюджета косвенных расходов приведены в условии. Завершающей стадией формирования бюджета является определение коэффициента пересчета, который показывает, насколько увеличатся производственные косвенные расходы за один час работы основного производственного персонала.

Коэффициент пересчета определяется делением косвенных производственных расходов планового периода на количество человеко-часов работы основного производственного персонала (шаг 5-й).

Если бы в качестве драйвера косвенных производственных расходов использовались бы не человеко-часы основного производственного персонала, а машино-часы оборудования, тогда коэффициент пересчета определялся делением косвенных производственных расходов на количество машино-часов планового периода.

Имея информацию о нормах расхода материалов, трудоемкости выпускаемых изделий и коэффициенте пересчета, мы можем рассчитать затрат на производство одного изделия.

Шаг 7-й. Себестоимость производства одного изделия

  Изделие А Изделие Б
  Цена Количество Сумма Количество Сумма
М11 1 руб. 2 кг 2 руб. 1кг 1 руб.
М12 2 руб. 5 кг 10 руб. 10 кг 20 руб.
Труд основного персонала на 1 человеко-час 2 руб. 4 часа 8 руб. 5 часов 10 руб.
Косвенные производственные расходы 4,91 руб. 4 часа 19,64 5 часов 24,55
Итого затрат (шаг 6-й)   39,64 руб.   55,55 руб.

Себестоимость одного изделия определяется как сумма затрат на материалы, необходимые для его производства, затрат на оплату труда основного производственного персонала и косвенных производственных расходов в расчете на одно изделие.

Затраты на материал определяются как произведение количества, необходимого для производства изделия материала, на стоимость его закупки.

Затраты на оплату труда основного производственного персонала определяются как произведение часов, необходимых для производства одного изделия, на почасовую ставку оплаты (в нашем примере 2 руб. в час).

Косвенные затраты на одно изделие определяются как произведение часов, необходимых для производства одного изделия, на коэффициент пересчета (шаг 6-й).

Обратите внимание, при расчете прямых затрат труда в расчете на одно изделие и определении косвенных производственных расходов используется один и тот же показатель: человеко-часы работы основного производственного персонала, необходимые для производства одного изделия.

На основании данных о цене закупки материалов и себестоимости производства одного изделия мы можем определить стоимость складских запасов на конец планового периода.

Шаг 8-й Бюджет складских остатков на конец планового периода.

Материалы Количество Цена, руб. Сумма, руб. Итого
М11        
М12 1.500   3.000  
Итого материалов     3.800  
Готовые изделия        
А   39,64 1.982  
Б   55,55 5.555  
Итого готовых изделий:     7.537  
Итого запасов       11.337

 

Запасы материалов на конец планового периода определяются как произведение нормативных запасов (в кг) на стоимость закупки одного килограмма.

Стоимость запасов готовых изделий определяется как произведение норм запасов готовых изделий в натуральном выражении на конец планового периода на себестоимость производства одного изделия.

Таким образом, запасы на конец планового года стоят столько, сколько организация потратила на их формирование.

Важнейшим этапом формирования бюджета является определение себестоимости реализованной продукции.

Шаг 9-й. Бюджет себестоимости реализованной продукции

Остатки готовой продукции на начало планового периода 24.000
Использовано материалов (шаг 3-й) 81.000
Затраты труда основного производственного персонала (шаг 5-й) 42.800
Косвенные общепроизводственные расходы (шаг 6-й) 105.000
Итого производственных затрат планового периода 228.800
Итого затрат на производство продукции, пригодной для реализации (228.800 + 24.000) 252.800
Минус остатки готовой продукции на конец планового года (шаг 8-й) 7.537
Себестоимость реализованной в плановом году продукции 245.263

Для того чтобы рассчитать себестоимость реализованной продукции, на первом этапе определяют производственные затраты планового года.

Производственные затраты планового года это сумма прямых материальных затрат (шаг 3-й), прямых затрат труда (шаг 5-й) и косвенных (общепроизводственных) расходов (шаг 6-й).

В плановом году будет продаваться продукция как планового периода, так и те изделия, которые были произведены ранее и уже имелись на складе готовой продукции на начало планового периода. Поэтому на втором этапе определяются затраты на производство продукции, пригодной для реализации, которые являются суммой производственных затрат планового периода и остатков готовой продукции на начало планового периода.

Поскольку часть продукции будет продана в плановом году, а часть перейдет в виде остатков готовой продукции на следующий год, мы можем представить затраты на производство продукции, пригодной для реализации, как сумму себестоимости реализованной продукции и остатков готовой продукции на конец планового года.

Значит, себестоимость реализованной продукции можно определить с помощью следующей

Себестоимость реализованной продукции = Затраты на производство готовой продукции — Остатки готовой продукции на конец планового года.

Для определения финансовых результатов деятельности предприятия мы должны иметь информацию как о расходах производственного характера, так и тех затратах, которые несет организация для обеспечения сбыта своей продукции и на общее управление бизнесом. Иными словами, если на предыдущих этапах мы с вами определяли расходы «производственного цеха», то теперь нам нужно рассчитать, во что обойдется в плановом году содержание.

Шаг 10-й. Бюджет маркетинговых и административных расходов

Реклама 10.000
Сбытовые расходы 25.000
Комиссионные расходы 5.000
Итого маркетинговых расходов 40.000
Зарплата офиса 20.000
Зарплата руководителей 15.000
Аренда офиса 5.000
Прочие расходы 3.000
Итого административных расходов 43.000
Итого маркетинговых и административных расходов 83.000

 

Бюджет составлен на основании информации, приведенной в условии. После того, как мы определили наши доходы (шаг 1-й) и наши затраты, мы можем рассчитать прибыль планового года.

Шаг 11-й. Плановый отчет о прибылях и убытках

Продажи (шаг 1-й) 370.000
Себестоимость реализованной продукции (шаг 10-й) 245.263
Валовая маржа 124.737
Минус маркетинговые и административные расходы (шаг 11-й) 83.000
Прибыль 41.737

На первом этапе мы определяем валовую маржу нашего бизнеса как разницу между продажами и себестоимостью реализованной продукции.

На втором этапе мы определяем прибыль как разницу между маржой и расходами непроизводственного характера.

Внимание!!! Валовая маржа в плановом отчете о прибылях и убытках и распределенная маржа при анализе безубыточности — это разные экономические показатели.

По итогам деятельности предприятия в 1999 году составлен баланс

Текущие активы:   Задолженность:  
Денежные средства   Долги поставщикам 50.000
Долги клиентов 10.000 Собственный капитал  
Запасы 32.000 Капитал 200.000
Итого текущих активов 42.500 Накопленная прибыль 112.500
Основные фонды:   Итого собственного капитала 312.500
Оборудование 400.000
(Минус накопленная амортизация) 80.000 Итого собственного капитала и задолженности 362.500
Итого основных фондов 320.000
Итого активов 362.500    

Менеджеры фирмы определили движение денежных средств в плановом 2000 году:

  1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал Итого
Платежи клиентов 70.000 100.000 80.000 75.000 325.000
Расходы 50.000 90.000 90.000 80.000 310.000

Составим баланс на конец планового периода.

Для этого определим, насколько изменились активы, долги и собственный капитал в 2000 году.

Денежные средства на конец планового периода = денежные средства на начало планового периода (из баланса пред планового года) + денежные доходы — денежные расходы (из отчета о движении денежных средств в плановом периоде).

1. Денежные средства на конец планового периода = 500 + 325.000 —310.000 = 15.500 руб.

2. Долги клиентов = долги клиентов на начало периода (из баланса предпланового года) + Продажи планового периода (шаг 1-й) — Платежи клиентов в плановом году (из отчета о движении денежных средств).

Долги клиентов = 10.000 + 370.000 — 325.000 = 55.000 руб.

3. Накопленная амортизация = Накопленная амортизация на начало планового периода (из баланса предпланового года) + Амортизация планового периода (шаг 6-й).

Накопленная амортизация = 80.000 + 40.000 120.000 руб.

4. Долги поставщикам = долги поставщикам на начало планового периода (из баланса предпланового года) + Приобретения планового периода Платежи планового периода (из отчета о движении денежных средств).

Долги поставщикам = 50.000 (долги на начало периода) + 76.800 (закупка материалов, шаг 4-й) + 42.800 (затраты труда основного производственного персонала, шаг 5-й) + 65.000 (косвенные производственные расходы за вычетом расходов на амортизацию. Расходы на амортизацию не увеличивают долги фирмы, шаг 6-й) + 83.000 (маркетинговые и административные расходы, шаг 11-й) — 310.000 (денежные расходы из отчета о движении денежных средств) = 7.600 руб.

5. Накопленная прибыль = Накопленная прибыль на начало периода (из баланса предпланового года) + Прибыль планового года (шаг 12-й).

Накопленная прибыль 112.500 + 41.737 = 154.237 руб.

Отчет о финансовом положении (баланс) на 31.12.2000 г.

 

Активы Задолженность:
Текущие активы:   Долги поставщикам 7.600 (4)
Денежные средства 15.500 (1) Собственный капитал  
Долги клиентов 55.000 (2) Капитал 200.000
Запасы (шаг 8) 11.337 Накопленная прибыль 154.237 (5)
Итого текущих активов 81.837 Итого собственного капитала 354.237
Основные фонды:  
Оборудование 400.000 Итого собственного капитала и задолженности  
Накопленная амортизация 120.000 (3) 361.837
  280.000
Итого активов 361.837    

 

Заключительным этапом формирования бюджета является составление отчета о денежных потоках планового года. Наиболее простым способом расчета денежных потоков является косвенный метод. В основе метода лежит корректировка плановой прибыли на изменения элементов баланса, которые приводят к высвобождению или замораживанию денежных средств.

1. Расходы на амортизацию. В плановом году они составят 40.000 руб.

Данные расходы уменьшают прибыль, но не оказывают влияния на имеющиеся у организации денежные средства. Следовательно, чистый денежный поток при сопоставлении с прибылью должен возрасти на 4

2. Уменьшение складских запасов. За плановый период оно составит 20.663 руб. (32.000 в 1999 г. — 11.337 в 2000 г.). Когда сокращаются запасы, это означает, что вместо закупок организация использует ранее накопленные ресурсы. И, следовательно, экономит деньги. Денежный поток возрастет на 20.663 руб.

3. Увеличение долгов клиентов. Если клиенты берут товар и не платят — организация замораживает деньги в поставленном в кредит товаре. Это равносильно уменьшению чистого денежного потока. За плановый период оно составит 45.000 руб. (55.000 руб. в 2000 г. — 10.000 руб. в 1999 г). Денежный поток уменьшится на 45.000 руб.

4. Долги поставщикам. Если организация делает долги, значит, она живет за счет чужих денег. Задолженность поставщикам уменьшилась на 42.000 руб. (с 50.000 руб. в 1999 г. до 7.600 руб. в 2000 г.). Если долги уменьшились, значит, организация заплатила, и денег стало на 42.400 руб. меньше.

 


На основе проведенных расчетов составим отчет о денежных потоках 2000 года.

Денежные потоки основной деятельности:  
Прибыль 41.737
Корректировки:  
Амортизация 40.000
Уменьшение запасов 20.663
Увеличение долгов клиентов (45.000)
Уменьшение долгов поставщикам (42.400)
Итого корректировок (26.737)
Нетто-денежный поток основной деятельности (41.737-26.737) 15.000
Денежные средства на начало года  
Денежные средства на конец года 15.500

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...