3. Теория болезни и смерти в шаманстве
(989. 3) 90: 3. 1 Так как древний человек считал, что он и его материальное окружение непосредственно реагируют на капризы духов и призраков, то неудивительно, что материальные вопросы занимали особое место в его религии. Современный человек решает свои материальные проблемы как таковые; он понимает, что материя подчиняется разумному управлению интеллекта. Первобытный человек также пытался видоизменить и даже подчинить себе физические проявления жизни и энергии; и так как ограниченное понимание космоса привело его к вере в то, что призраки, духи и боги лично, непосредственно и полностью контролируют жизнь и материю, то он не мог не пытаться завоевать расположение и поддержку этих сверхчеловеческих сил. (989. 4) 90: 3. 2 В этом свете становятся понятными многие иррациональные и необъяснимые стороны древних культов. Культовые ритуалы представляли собой попытку первобытного человека подчинить себе тот материальный мир, в котором он оказался. И многие из его усилий были направлены на продление жизни и сохранение здоровья. Так как все болезни и сама смерть изначально считались духовными явлениями, то шаманы, исполнявшие обязанности знахарей и жрецов, неизбежно становились также врачами и хирургами. (989. 5) 90: 3. 3 Первобытный интеллект может быть ограничен нехваткой знаний, однако при всём этом он логичен. Когда вдумчивые люди наблюдают болезнь и смерть, они стараются понять причины этих несчастий, и, согласно своему пониманию, шаманы и жрецы предложили свои теории болезней: (989. 6) 90: 3. 4 1. Призраки – прямое воздействие духов. Первая гипотеза, выдвинутая в качестве объяснения заболеваний и смерти, заключалась в том, что духи вызывают болезнь, увлекая душу из тела; если душе не удается вернуться, наступает смерть. Древние люди настолько боялись этих болезнетворных призраков, что больных нередко бросали даже без пищи или воды. Несмотря на то что эти убеждения строились на ошибочных взглядах, они обеспечивали надежную изоляцию пораженных недугом людей и предотвращали распространение инфекционных заболеваний.
(989. 7) 90: 3. 5 2. Насилие – очевидные случаи. В некоторых случаях причины травмы или смерти были столь очевидны, что они были вскоре изъяты из категории воздействия духов. Смерть или ранения, полученные в сражении или в схватке с животными, а также другие легко узнаваемые факторы считались естественными явлениями. Однако в течение долгого времени люди верили, что духи все-таки повинны в затянувшемся лечении или воспалившихся ранах, даже если они появились вследствие «естественных» причин. Если не удавалось обнаружить естественный фактор, то виновными в болезни и смерти опять же считались призраки. (990. 1) 90: 3. 6 И сегодня в Африке и других местах встречаются примитивные племена, которые убивают соплеменников при каждой ненасильственной смерти. Их знахари указывают на виновных. Если мать умирает при родах, то ребенка сразу же душат – жизнь за жизнь. (990. 2) 90: 3. 7 3. Магия – влияние врагов. Многие болезни считались результатом колдовства – сглаза и магического нацеленного лука. В свое время было по-настоящему опасно указывать на кого-то пальцем. Тыканье пальцем до сих пор считается невоспитанностью. В случае непонятного заболевания и смерти, древние люди устраивали официальное дознание, вскрывали тело и приходили к некоторым выводам относительно причины смерти. В противном случае смерть приписывалась колдовству, что требовало казни виновного в ней колдуна. Эти древние следственные вскрытия спасли жизнь многим мнимым колдунам. В некоторых племенах считалось, что человек может умереть в результате собственного колдовства, и в таких случаях никто не считался виновным.
(990. 3) 90: 3. 8 4. Грех – наказание за нарушение табу. Еще не так давно считалось, что болезнь является наказанием за грех – личный или родовой. Среди народов, проходящих этот этап эволюции, преобладает теория о том, что человек может заболеть только в случае нарушения табу. В таких поверьях болезнь и страдания «несут стрелы Вседержителя». В течение долгого времени китайцы и месопотамцы считали болезнь результатом действий злых демонов, хотя в поисках причины страданий халдеи смотрели также на звезды. Данная теория заболевания как следствия божественного гнева до сих пор преобладает среди многих считающихся цивилизованными групп урантийцев. (990. 4) 90: 3. 9 5. Естественные причины. Человечество крайне медленно проникало в материальные тайны взаимосвязи причины и следствия в физическом мире энергии, материи и жизни. Древние греки, сохранившие традиции учений Адамсона, одними из первых поняли, что всякое заболевание является следствием естественных причин. Развитие научной эры медленно и неотвратимо разрушает древние человеческие теории болезни и смерти. Лихорадка стала одним из первых человеческих недугов, изъятых из категории сверхъестественных расстройств, и эра науки разбивает всё новые оковы невежества, так долго лишавшие свободы человеческий разум. Понимание старения и инфекционных заболеваний постепенно стирает страх человека перед призраками, духами и богами как личными виновниками человеческих несчастий и душевных страданий. (990. 5) 90: 3. 10 Эволюция неизменно достигает своей цели: она наполняет человека тем суеверным страхом перед неизвестным и ужасом перед невидимым, который служит опорой для создания представления о Боге. И засвидетельствовав рождение развитого представления о Божестве, возникающего благодаря координированному действию откровения, тот же самый эволюционный метод неизбежно приводит в движение те силы мысли, которые безжалостно уничтожают ставшую ненужной опору.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|