Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика профессий «социальная работа» и «социальная педагогика»

Профессиограмма

 

Выполнил:

Попов И.О.,

Студент 2 курса

Группа: БС-22 z

 

 

г. Екатеринбург 2015

Социальный работник

Социальная работа – это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.

Социальная работа как теория, базирует свою методологию на систематизированном, основанном на фактах, знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, рассматриваемом с учетом местной специфики и конкретного контекста. Исследования могут проводиться как при помощи философских, общенаучных (социология, психология, педагогика и др.), так и специальных научных методов, адекватных природе общей и прикладной теориям социальной работы.

Теория социальной работы является социально-научной общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторических структур и тенденций развития.

Социальную работу характеризуют главным образом, как объектно-субъектные отношения. К числу объектов теории социальной работы отечественные исследователи относят: различные категории населения, личность; социальные процессы и явления, порождающие проблемные ситуации для отдельных людей и семьи, социальных групп и общин; систему взаимосвязей человека в сфере его непосредственного социального окружения; функционирование и развитие социально-экономических и духовных отношений; социально-психологическое здоровье и социальное воспитание населения.

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом социальных наук, в частности с социальной педагогикой можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. К ним относится общефилософские принципы: детерминизма, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании состава и содержания принципов.

В научной литературе выделяются следующие принципы: содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов.

В рамках социологического подхода теоретики социальной работы, как правило, используют принципы системного анализа и комплексного подхода к изучению того или иного явления или процесса, личности, семьи или общества.

Чтобы выявить различия и сходства социальной работы и социальной педагогики следует изучить их функции. Каждая функция отражает направления социальной работы, чтобы подробнее изучить их, следует перечислить функции социальной работы и раскрыть их содержание.

Диагностическая функция – изучение особенностей группы людей (отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

Прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социально-бытовой, психологической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи.3Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки отступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности;

Правозащитнаяфункция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения – как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

Социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

Социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

Социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

Социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

Коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

Рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных служб, пропаганда идей социальной защиты человека;

Нравственно-гуманистическая функция – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

Организационнаяфункция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Результативность функций социальной работы будет достигнута лишь в их сплоченном выполнении, так как все функции представляют совокупность неотъемлемых основ социальной работы.


Социальный педагог

Социальная педагогика как научная дисциплина – это компонент специальной (профессиональной) подготовки специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание средовой педагогики и социальной педагогики личности.

Объектом социальной педагогики является человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.

Предметом социальной педагогики является социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации, целенаправленная работа по самоорганизации разумной продуктивной и нравственной жизни личности.

В первой главе для выявления общего и различного между социальной работой и социальной педагогикой были перечислены функции соц. работы. В этой главе рассмотрим функции социальной педагогики, которые помогут понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная функция – исследование практики педагогической деятельности своими полномочными представлениями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально–педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами);

Научнаяфункция – изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния фактор среды на него, разработка теоретической основы, обосновывающей социально-педагогические явления;

Диагностическая функция – проведение социальной диагностики в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов;

Прогностическая функция – определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду человека);

Объяснительная функция – описание и объяснение социально-педагогического явления, условий их существования и возможностей преобразования;

Адаптационная функция – деятельность, направленная на стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности;

Преобразующая функция - социальная педагогика призвана преобразовать педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание;

Коррекционная функция – направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей;

Реабилитационная функция - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности;

Мобилизационная функция – направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;

Профилактическая функция - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе;

Образовательная функция – исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;

Управленческая функция – направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Принципы социальной педагогики позволяют определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогической деятельности.

Основные принципы социальной педагогики включают в себя принцип природосообразности, принцип индивидуального подхода, принцип гуманизма, принцип личной обусловленности, принцип взаимосвязи профессионализма и действительности социально-педагогической деятельности социального педагога, принцип культуросообразности, принцип социальной обусловленности и средовой обусловленности.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Только совместно они отождествляют эффективность социально-педагогической деятельности. Принципы социальной педагогики подразделяются следующим образом- общеметодологические принципы, отражающие исходное положение науки, тождественно закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К таким принципам относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.

Принципы, обуславливающие организацию и, собственно, социально-педагогическую деятельность. Они отражают исходные, базовые положения выполнение которых требует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности.

Только благодаря обобщению вышеперечисленных принципов можно достигнуть эффективности в социально-педагогической деятельности, так как они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, определяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат в ней можно получить.

Изучив особенности социальной работы и социальной педагогики, как научной дисциплины можно провести сравнительный анализ в виде таблицы.


Таблица 1. Социальная работа и социальная педагогика как наука

 

Социальная работа как наука Социальная педагогика как наука
Социальная работа как наука исследует социальные процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных социальных факторов. Социальная педагогика как научная дисциплина отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества.
Объект - различные категории населения, личность, социальные процессы и явления, порождающие проблемные ситуации, система взаимосвязей человека в сфере его непосредственного социального окружения. Объект – совокупность явлений и процессов, которые для практической социальной педагогической деятельности являются областью познания и преобразования.
Предмет – процесс социального и духовного влияния на взаимодействие человека и семьи с государством и его структурой в течении всех периодов их развития. Предмет – общие и педагогические закономерности взаимодействия личности и социума.

Таблица 2. Социальный работник и социальный педагог

 

Понятие
Специалист по социальной работе – человек в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или отдельные виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей, группой возникших у них проблем. Социальный педагог – специалист организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах.
Обслуживаемые лица
Специалист по социальной работе работает с людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. А также с несовершеннолетними правонарушителями и людьми вернувшимися с мест лишения свободы. Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста, независимо от социального положения происхождения и религиозных убеждений. С людьми нуждающимися в социально-психологической, психолого-педагогической помощи.
Задачи
-оказывать помощь индивидам -осознавать и устранять затруднения различного характера -помощь в преодолении затруднения путем воздействия различного характера на клиента. -работа с детьми, имеющих проблемы с социализацией, -работа с социальными организациями и социальными институтами, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Специфика профессий «социальная работа» и «социальная педагогика»


Социальный работник и социальный педагог, оказывая социальную помощь клиенту, реализуют при этом следующие функции:

-Воспитательную (Обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента. Становится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

-Организаторскую (Организация той или иной деятельности, влияния на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа по взаимодействию клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями);

-Прогностическую (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формирование личности);

-Предупредительно-профиклатическую и социально-терапевтическую (социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определению);

-Организационно-коммуникаторскую (способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

-Охранно-защитную (используют весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента)

Из этого можно сделать вывод, что данные профессии выполняют одинаковые функции. Это и является показателем общего между данными специальностями.

Несмотря на общее между социальной работой и социальной педагогикой много различного. По сути это работа в одной сфере, но с разными объектами. Это и значит, что функции, специфика специальностей различна.

Социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психологическом здоровье населения. Он содействует взаимодействие между организациями и институтами. И главное – он влияет на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

Социальный работник выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, чтобы помочь людям реализовывать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества.

Социальный работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству.

Социальный работник в той или иной мере выполняет роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы.

Социальный работник выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих людей. На протяжении ряда лет он как бы ведет свою семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем.

Социальный работник выполняют роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Социальной работник является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью обществом.

Социальный работник выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом.

Социальный работник играет роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальный инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

В то время как социальный работник строит свою деятельность в соответствии с направленностью на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. Специфика его работы в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице».

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, но и задачи их деятельности реализуются не в одной и той же плоскости.

На основании таблиц можно сделать вывод, что специалист по социальной работе – человек, выполняющий социальную работу как профессионал, применяющий свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций и социума в целом. Его деятельность главным образом направлена на помощь лицам, нуждающимся в ней.

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются т.к помощь обоих специалистов направлена на человека как члена общества.

Важно понять следующие отличия социального работника от социального педагога: если социальный педагог имеет отношение с воспитательной функцией т.е подходит к человеку с одной «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется конкретный подход к человеку, во втором – абстрактный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...