Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие русского модерна в живописи.




Модерн, стиль модерн, «новый стиль» – так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-разному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т.д., противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого. Но те стили возникали в развитии культуры органически и осознавались как целостные художественные системы лишь впоследствии, уже ретроспективно. Модерн же именно начинался с желания быть стилем, выдвигал и отстаивал принципиальные стилевые программы. Забегая вперед можно сказать, что следовало бы говорить не о каком-то одном направлении, а о ряде устойчивых типологических признаков, объединявших произведения художников, подчас несхожих общественных устремлений и творческой индивидуальности.

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль-модерн. Определилась программа нового искусства. Его идеолог А. Ван де Вельде писал в 1894 г. художники, слывшие до сих пор декадентами, превратились в борцов, которые кинулись в поток новой, многообещающей религии.

Стиль модерн рождался в атмосфере глубокой неудовлетворенности существующим искусством. Романтизм, некогда обещавший так много, остался лишь прекрасной эстетической утопией на самом деле из грандиозных проектов создания искусства будущего, о чем так страстно говорили его теоретики, мало что воплотилось в жизнь. Постепенное осознание этого факта вело к кризису романтических идей, ставшему особенно заметным в середине века. Художникам открывались иные горизонты и реализм, и натурализм, и

Импрессионизм, бурно развивающиеся в изобразительном искусстве и литературе, привлекли внимание наиболее одаренных мастеров. Однако по-прежнему хаос господствовал в архитектуре, глубокий упадок наблюдался в области прикладных искусств, да и синтез искусств оставался проблематичным. Чувство неблагополучия не покидало многих, и не случайно Ревю женераль де л Аршитектюр в 1868 г. задался вопросом

Как вывести наши искусства из той трясины, в которую они погружаются все глубже и глубже? Позитивистской эстетике, принявшей как должное и реализм и эклектику, на этот вопрос было трудно найти ответ. Только умы, обуреваемые чувством исторического, хотели нового. Тут вспоминаются пророческие мысли Г. Земпера, Э. Ж. Виолле ле Дюка, Д. Рескина, У. Морриса, Э. Фромантена,

Р. Вагнер, авторитет которого был достаточно силен, напоминал, что еще не все потеряно, и мечта об универсальном синтезе искусства может осуществиться в будущем. В таком духовном климате и рождался модерн - стиль, который словно был призван осуществить то, что обещал романтизм и он действительно активно проявил себя в областях, которые остались романтизму недоступны в архитектуре, в синтезе искусств, в обновлении декоративно-прикладных ремесел.

Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Художники «Мира искусства», журнала и объединения, - это прежде всего Александр Бенуа (1870 - 1960), историк искусства и критик, график и живописец, издатель и театральный художник, также Лев Бакст (1866 - 1924), график и живописец, театральный художник, и Константин Сомов (1869 - 1939), - основатели журнала во главе с Сергеем Дягилевым (1872 - 1929) и Дмитрием Философовым (1872 -) при решающей поддержке меценатов княгини М.К.Тенишевой и С.И.Мамонтова.

К ним примыкают Евгений Лансере, М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова и другие художники как сотрудники журнала или участники выставок объединения «Мир искусства». Хотя Серов был старше Бакста всего на год, в Академию художеств он поступил пятнадцати лет в 1880 году (Бакст - в 1883 году), а в 1885 году был отчислен из-за пропусков по состоянию здоровья, уже в 90-е годы он сформировался как исключительный художник, можно сказать, как предтеча будущих мирискусников, только без их романтических пристрастий к XVIII веку и к эротике. Поэтому неудивительно, что Серов, вышедший из Абрамцевского кружка, был своим среди художников «Мира искусства» и даже входил в выставочный комитет объединения «Мир искусства».

Творчество Баха.

Иоганн Себастьян Бах (иногда пишут Иоган Себастьян Бах — с одной «н») родился в городе Эйзенах, Германия, и был, пожалуй, наиболее значительным из всей династии Бахов, по крайней мере, в период с 1550 по 1850гг. Он родился в семье музыкантов, но по словам Иоганна Форкеля (который первым написал биографию Баха в 1802 году) среди остальных членов семьи он был "самым исполнительным, самым понятливым и точным учеником, который когда-либо существовал".

Бах остался без родителей еще в юном возрасте, и переехал жить и обучаться музыке к старшему брату. Под строжайшим секретом Иоганн Себастьян изучал музыкальную литературу при свете луны в течение многих месяцев, что, вероятно, и повлияло на последовавшую слепоту.

Решительность вкупе с уверенностью в своей правоте и справедливости, иногда делали Иоганна Себастьяна чрезмерно агрессивным: он часто проявлял несогласие с начальством, хотя, в конце концов, оно его все-таки слушало и оказывало поддержку.

В 1703 году, в возрасте 18 лет, Баха пригласили в Арнштадт, где он получил место органиста. Два года спустя, Иоганн Себастьян поехал в город Любек, чтобы послушать игру Дитриха Букстехуде - самого известного органиста того времени. Бах и Гендель мечтали занять место Букстехуде, но для этого им бы пришлось жениться на одной из его дочерей - это было условие отца. Естественно, ни Бах, ни Гендель не были готовы принести такую жертву.

Бах переехал в Мюлхаузен, где он женился на своей кузине. Через год после свадьбы он занял должность придворного органиста у герцога Вейрнарского. Именно на органе Бах впервые правильно и точно исполняет несколько своих шедевров.

Семейное положение не позволило Иоганну Себастьяну занять более важный и высокооплачиваемый пост. Лишь в 1717 году он получает должности капельмейстера и дирижера у принца Леопольда Анхальткухенского. Это так разозлило герцога Вейрнарского, что он посадил Баха на месяц в тюрьму за "нахальство" и желание оставить Вейрнар.

Принц Леопольд, наоборот, был прекрасным человеком. Поэтому время пребывания у принца стало наиболее плодотворным периодом жизни для Баха. За это время Иоганн Себастьян написал "Brandenburg Concertos" и первые 24 прелюдии и фуги. Хотя данные произведения уже выходили за рамки чисто камерной музыки, Бах продолжал работу в этом направлении.

В 1720 году после смерти жены у Баха осталось на попечении семеро детей. Тем не менее, он смог найти время, чтобы добраться из Люнебурга в Гамбург и посмотреть на захватывающую игру 97-летнего органиста-виртуоза Иоганна Реинкена. Любопытно, что восхищение оказалось взаимным: старый гений не менее восторженно аплодировал молодому Баху.

На следующий год Иоганн Себастьян женился на Марии Магдалене, и это принесло ему материальное благополучие. Он покинул принца Леопольда и получил место кантора в церковной школе в Лейпциге. Одной из обязанностей Баха было написание произведений для хора каждую неделю или каждый святой день в году. Он также учился в хоровой школе и смог организовать профессиональные концерты Collegium Musicum, несмотря на возражения мелких чиновников.

За это время Иоганн Себастьян создал несколько своих великих произведений: "St. John", "St. Matthew Passions", "The Mass in B minor", и "Christmas Oratorio".

В 1749 году Бах поехал в Берлин, чтобы навестить своего сына Карла Филиппа Эмануэля Баха, который в то время служил при дворе у императора Фридриха Великого. Он был приглашен на ужин с императором во дворец в Потсдаме. Там, к всеобщему изумлению, после игры на королевском фортепиано, Бах сочинил три части для фуги на тему, которую предложил сам Фридрих.

В этом же году зрение Баха резко ухудшилось, и он обратился за помощью к хирургу-окулисту Джону Тейлору, который ранее безуспешно оперировал Генделя. Операция вновь прошла неуспешно, и Бах остался совершенно слепым. Вскоре великий композитор умер от паралитического припадка.

В течение целого поколения его имя было едва известно в Лейпциге. Иоганн Себастьян Бах оставался неизвестным до начала XIX века, пока общество Bach Society в Лондоне и ассоциация Bach Gesellschaft в Германии при содействии Шумана и Мендельсона не возобновили интерес к его произведениям.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — непревзойдённый мастер полифонии. Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха, однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон — их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах — во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке. Без преувеличения, Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени — история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую.

БИЛЕТ № 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...