Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Барочные постройки Несвижа. Дворцово-парковая архитектура.

Фарный костёл в Несвиже

Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584—1593 гг в комплексе с иезуитским коллегиумом, просуществовавшим до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г.

Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII ст.

1 ноября 1593 г. в костёле прошла первая служба. Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 г. папским нунцием Клаудио Ронгони.

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, — крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - cв. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные — развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами.

Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей — средства архитектурной пластики.

Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752—1754 гг.

 

 

Собор Трёх Святителей в Могилёве.

Памятник архитектуры XX в. Строительство церкви во имя трех Святителей православной церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста была начато в 1903 г. по проекту губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1914 г. Построен храм в форме креста и имеет семь куполов, над входом — колокольня. Данное здание выполнено в псевдорусском стиле, в него можно войти с трех сторон – еще одна связанная с названием храма отличительная черта здания. С перерывами храм действовал до 1959 г. В 1961 г. церковь была закрыта, здание было отдано под клуб завода «Строммашина». 25 декабря 1989 г. храм снова был освящен и начал действовать. Долгим и тяжелым был путь прихожан к возвращению храма. После восстановления Могилевской и Мстиславской епархии ее возглавил известный и авторитетный архиепископ Максим. Благодаря его стараниям, письмам и просьбам верующих через 30 лет, 25 декабря 1989 года, храм снова был освящен и начал действовать.

Настоятелем собора стал священник Свято-Крестовоздвиженского собора Геннадий Пацевич. За годы его службы в соборе произошло довольно много преобразований: открыта библиотека православной литературы, читальный зал, воскресная школа, образовано молодежное братство, восстановлены колокола. В 1995 году при кафердальном соборе по проекту архитектора А. Юрковца построен крестильный храм в честь святителя Георгия Конисского.

Главная святыня собора - список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская». В соборе находятся икона святителя Николая с частицами мощей, чтимые списки иконы Божией Матери "Белыничская" и иконы Божией Матери "Барколабовская", образ прп. Евфросинии Полоцкой, написанный в 1910 г. к событию перенесения и встречи в Могилеве святых мощей преподобной, переносившихся из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.

 

 

Барочные постройки Несвижа. Дворцово-парковая архитектура.

+ Несвижский «дом на рынке» - единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом. Построен в 1721 году, расположен западнее ратуши и мог принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. стиль барокко.На фасаде заметна асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.

+ Фарный (приходской) костел Наисвятейшего Божиего Тела.Построен в 1587—1593 годах как костел иезуитского монастыря по проекту Дж. Бернардони (1541—1605). Первый памятник архитектуры барокко на территории Восточной Европы. В 1750—1770 годах расписан внутри придворными живописцами Радзивиллов Ксаверием и Юзефом Хесскими. Живопись реставрирована в начале XX века.

Храм — родовая усыпальница рода Радзивиллов, единственный в Европе некрополь княжеского рода. В одном из 78 саркофагов похоронен князь Радзивилл Сиротка. Последнее захоронение датируется 2000 годом,существует 400 лет и за это время ни разу не закрывался и не перестраивался.

+ Слуцкие ворота.Своеобразным и единственным памятником архитектуры белорусского барокко. сохранившиеся до нашего времени из четырёх ворот, через которые можно было проехать в город.Нынешние Слуцкие ворота были возведены в 1700 году на месте сгоревшей во время Северной войны деревянной брамы, которая перекрывала дорогу

+ Несвижская ратуша - памятник архитектуры с чертами позднего барокко и ренессанса. Это самая старая из сохранившихся ратуш Беларуси. Построена в конце XVI — начале XVII в. после получения городом в 1586 г. магдебургского права.

Ратуша представляет собой двухэтажное здание, состоитоящее из шести ярусов и завершается в виде граненого купола с головкой. На башне размещаются часы, колокол и наблюдательная площадка.

+ Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 – 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него «встроен» костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла – традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.

Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку – он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых.

Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы – фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию.

+ Несвижский дворец Радзивиллов — памятник архитектуры XVI—XVIII веков — оригинальный и единственный, полностью сохранившийся на территории Европы, пример резиденции магнатов. На протяжении всей своей истории замок достраивался и обновлялся. В результате архитектурный комплекс вобрал в себя черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. Первое упоминание о строительстве замка датируется 1551 годом и приписывается Николаю Радзивиллу Чёрному, который поручил строительство итальянскому архитектору Джованни Бернардони. В 1580-х годах при Николае Радзивилле Сиротке замок был перестроен и представлял собой прямоугольник примерно 170 на 120 метров с несколькими тайными входами-выходами, получивший регулярную систему планировки и оборонительные сооружения.

В течение XVIII века в восстановлении и расширении замка участвовали и другие придворные архитекторы Радзивиллов: М. Педетти (1748 – 1779), М. Флорианович (1775 – 1779), К. Спалепани (1778 – 1779), А. Лоцци (1783, проект галереи), Л. Лутницкий (1783, проект королевского зала). Тогда же был перестроен главный корпус дворца. В центре его повысили до четырёх с половиной этажей. Таким он, в основных очертаниях, сохранился до наших дней. Обрёл барочные черты: стройные пилястры, пышное лепное убранство карнизов и фронтов. Парадный вход — через арочную браму (башня с воротами), под сводами проезда через вал.

Начало закладки парка 1878 год. Закладной камень несвижских парков на Выставочной поляне парка Озерина происходило под руководством Марии Дороты Радзивилл де Костелян.

Главную архитектурно-планировочную доминанту Несвижского парка представляет замок, тектонические формы которого удачно вписываются во многие интересные пейзажи ближнего и дальнего плана. В ландшафтах Несвижского парка редкое сочетание в практике паркостроения единство растительности и территории. Разнообразные ландшафты парка построены на устойчивых сочетаниях лесной, луговой и прибрежной растительности Белоруссии, оживленной красивыми экзотами. Ландшафтные композиции парка созданы по принципу контраста открытых и закрытых пространств. Природу первых составляют пруды, луга и газоны, а вторых – древесно-кустарниковые насаждения. В 1953 году Несвижский замок объявлен памятником архитектуры, а парковая часть ансамбля – памятником природы республиканского значения.

По времени закладки, планировке и архитектуре, подбору посадок Несвижский парковый ансамбль делится условно на 5 частей: Замковый парк; Старый парк, или Озерина; Японский парк, или Плинтовка; Новый парк, или Марысин; Английский парк.Ландшафтные участки объединены Диким, Замковым и Бернардинским прудами.

Своим рождением парк Альба обязан Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке, который после путешествия по Западной Европе решил у себя в Несвиже соорудить нечто похожее на забавы европейских феодалов. Время заложения парка относится к концу XVIв.

Альбянский парк имел два пика своего расцвета. И оба они приходятся на время жизни двух самых легендарных несвижских князей – Сиротка и Пане Коханку. Они уделяли парку много внимания, хотя каждый преследовал свои цели.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...