КАРТА литературного обеспечения дисциплины
Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Планирование теоретического и эмпирического исследования миграционных процессов»
1. Агрессивное поведение является серьезной проблемой подросткового возраста. Поэтому некоторые родители отдают своих детей в секции восточных единоборств, чтобы снизить у них уровень агрессии и научить контролировать свое поведение. Однако некоторые специалисты возражают против таких мер, полагая, что занятия борьбой не только не снижают уровень агрессивного поведения, но даже, наоборот, повышают его. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, проясняющего влияние занятий восточными единоборствами на уровень агрессивного поведения у подростков.
2. Известно, что улучшение условий труда оказывает положительное влияние на его производительность. В связи с этим директор цеха упаковки готовой продукции предположил, что, если во время работы в цехе будет играть приятная музыка, производительность труда его подчиненных возрастет. Однако инспектор по технике безопасности возразил, что музыка во время работы может отвлекать внимание работников и привести к росту количества брака и числа производственных травм. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, проясняющего влияние музыки на производительность труда работников цеха упаковки готовой продукции.
3. Директор крупного консалтингового агентства решил создать специальную комнату для релаксации, в которой бы сотрудники фирмы могли отдохнуть в перерывах между напряженной работой и совещаниями. Руководствуясь общеизвестной ис-тиной, что «зеленый приятнее всего для глаз», он принял решение покрасить стены в комнате именно в этот цвет. Однако штатный психолог агентства возразил, что релаксации больше способствуют нейтральные цвета, поэтому стены в комнате лучше покрасить в белый цвет.
Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, проясняющего, какой цвет больше подходит для стен в комнате для релаксации: белый или зеленый. 4. Залог хорошей оценки на экзамене – это правильная организация процесса подготовки к нему. Известно, что многие студенты, готовясь к экзамену, предпочитают «с головой уходить» в изучаемый предмет, делая лишь редкие перерывы в занятиях для сна и принятия пищи. Однако медики утверждают, что умственная активность будет протекать успешнее, если в течение подготовки к экзамену делать регулярные перерывы для отдыха, перемежая учебу другими видами деятельности. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, проясняющего, способствуют ли регулярные перерывы для отдыха во время подготовки к экзамену более успешному усвоению материала.
5. Многие учителя считают, что серьезные занятия спортом негативно сказываются на академической успеваемости учеников. Однако тренеры возражают, что занятия спортом делают детей более организованными, дисциплинированными и ответственными, что играет немаловажную роль как в учебе, так и в жизни. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, демонстрирующего влияние занятий спортом на успеваемость в школе.
6. В современной практике высшего образования все более широкое внедрение получает модульная система обучения, когда студенты интенсивно проходят отдельные дисциплины в течение относительно короткого промежутка времени (около 2-х месяцев). Сторонники нового подхода утверждают, что модульная система удобнее и для студентов, и для преподавателей. Однако насколько глубоко усваиваются слож-ные знания за столь короткий срок обучения?
Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, демонстрирующего, какой тип обучения способствует более глубокому и устойчивому усвоению материала: по семестрам ими по модулям.
7. Студентам многих гуманитарных факультетов часто в качестве дисциплины по выбору предлагается изучать курс «Социальная психология». «Знания о человеке и закономерностях его поведения в обществе, конечно, важны, – рассуждают они, – но все же, они не являются обязательной частью профессиональной компетентности экономиста или юриста». Однако, возможно, изучение психологии по сравнению с другими дисциплинами имеет свои, особые преимущества, так как психологические знания могут быть использованы в повседневной жизни, например для того, чтобы улучшить отношения с окружающими людьми. Или это не так? Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, отвечающего на вопрос: «Помогает ли изучение социальной психологии улучшить межличностные отношения?»
8. Постоянные стрессы, высокий темп жизни, нарушение естественных биоритмов приводят к тому, что сегодня многие жители городов в той или иной мере страдают от нарушений сна. Бессонница истощает человека и физиологически, и психически, но далеко не каждый готов прибегать к медикаментозным препаратам для ее лечения, тем более что многие из них имеют серьезные побочные эффекты. Возможно, существуют иные, более безопасные методы борьбы с бессонницей, например музыкотерапия? Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, показывающего: «Может ли музыка помочь при борьбе с бессонницей?»
9. В современной школе принято совместное обучение мальчиков и девочек. Однако во многих частных школах сохраняется традиция раздельного обучения. Сторонники этого подхода считают, что одним из его преимуществ является более высокая дисциплина в однополых классах. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, доказывающего, что в школах с раздельным обучением мальчиков и девочек дисциплина лучше, чем в школах с совместным обучением.
10. Благотворительная деятельность играет важную роль в улучшении нашего общества. Одной из главных задач благотворительных фондов является сбор пожертвований. Од-нако многие считают, что традиционные методы привлечения средств с помощью «церковной кружки для пожертвований» устарели. Сегодня все чаще проводятся благотворительные акции, в рамках которых покупателям предлагается приобрести товары или услуги, часть стоимости которых перечисляется в благотворительные фонды.
Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, отвечающего на вопрос: «Какой из этих методов привлечения благотворительных средств является более эффективным?»
11. Найти необходимый адрес в незнакомом районе – это задача, с которой человеку приходится постоянно сталкиваться в своей повседневной жизни. Какое средство ориентации на местности более эффективно: словесное описание маршрута или план города? Очевидным преимуществом последнего является его наглядность, но далеко не все дороги и ориентиры наносят на карты, поэтому часто без словесного описания просто не обойтись. Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, отвечающего на вопрос: «Какое средство ориентации на местности является более эффективным: словесное описание или план города?»
12. Народная пословица гласит: «Рыбак рыбака видит издалека». Здравый смысл подсказывает нам, что схожесть между людьми является важной предпосылкой возникновения и развития между ними хороших взаимоотношений, но так ли это на самом деле? Разработайте и обоснуйте программу эксперимента, отвечающего на вопрос: «Влияет ли сходство между людьми на вероятность возникновения между ними межличностной аттракции?»
13. С целью проверки гипотезы о позитивном влиянии музыки на производительность труда исследователями был проведен эксперимент. Сравнивалась производительность труда работников двух цехов упаковки готовой продукции одной мебельной фабрики. В первом цехе рабочие в течение всего дня работали под музыку, транслируемую через усилители, а во втором – без музыки. В результате эксперимента не было обнаружено значимых различий между сравниваемыми группами. Однако было ли такое исследование достаточным для того, чтобы опровергнуть гипотезу?
14. Для того чтобы проверить гипотезу о том, что занятия восточными единоборствами позволяют снизить уровень агрессии в подростковом возрасте, был проведен следующий эксперимент. Было отобрано две группы подростков, демонстрирующих выраженное агрессивное поведение. В первой (экспериментальной группе) подростки ежедневно по два часа в день занимались ушу, а во второй – обычной гимнастикой. Спустя месяц были получены результаты: уровень агрессивности в экспериментальной группе снижался, но вместе с ним снижалась и академическая успеваемость учеников. Могут ли занятия восточными единоборствами снизить уровень агрессивного поведения у подростков, не влияя на уровень их академической успеваемости?
15. В одном из столичных вузов внедрялась система модульного образования. Чтобы проверить эффективность нового подхода, один из курсов случайным образом был поделен на две половины. Первая из них обучалась по модульной системе (длина модуля составляла 2 месяца), а вторая – по традиционной (семестровой). В конце года сравнивалась успеваемость студентов из разных групп, но значимых различий обнаружено не было. Однако значит ли это, что эффективность модульной системы обучения не отличается от традиционной?
16. Проанализируйте результаты экспериментов, представленных на диаграммах. Рассчитайте основной результат действия для каждой независимой переменной, оцените взаимодействие переменных. Сделайте вывод, основываясь на полученных результатах. 16. 1. Исследовалось влияние образования на уровень этнической толерантности. Сравнивались первокурсники и третьекурсники, учащиеся вузов и колледжей.
вуз
16.2. Оценивалась эффективность различных способов обучения (индивидуального и группового) для разных предметов (математики и иностранного языка).
16.3. Исследовалось влияние успеха или неуспеха при выполнении задания на уровень стресса у западноевропейцев и жителей Юго-Восточной Азии.
Западноевропейские страны Страны Юго‐ВосточнойАзии
17. Исследовалось влияние адреналина Проанализируйте результаты исследований, приведенные ниже, по следующему плану: 1) определите базисный процесс, базисную и зависимую переменные; 2) определите схему исследования («с контролем до» или «с контролем после»); 3) укажите возможные базисные побочные переменные и предложите способы их контроля; 4) сделайте вывод по результатам исследования; 5) укажите причину, по которой в данном случае невозможно использовать ис-тинные экспериментальные планы.
17.1. Исследовалось влияние экстраверсии на отношения в трудовом коллективе. На основании опросника EPI Г. Айзенка все респонденты были поделены на экстравертов и интровертов. Также в исследуемых коллективах была проведена социометрия. Результаты исследования представлены на диаграмме.
Интроверты Экстраверты
17.2. Исследовалась динамика развития дисциплинированности в школьном возрасте. Уровень дисциплинированности оценивался учителями у учащихся 1, 5 и 9-х классов. Результаты исследования представлены на диаграмме.
17.3. Исследовались кросс-культурные различия в уровне этнической толерантности. Сравнивались группы студентов: русские, китайцы и якуты, обучающиеся в московских вузах и проживающие в общежитии. Результаты исследования представлены на диаграмме.
17.4. Исследовалось влияние нервно-психической устойчивости на уровень социальной толерантности у студентов. Сранивались группы студентов с высоким, средним и низким уровнем нервно-психической устойчивости. Результаты исследования представлены на диаграмме.
Уровень нервно‐психической устойчивости
17.5. Исследовалось влияние типа этнической идентичности на уровень этнической толерантности у молодежи. Сравнивались группы с положительной этнической идентичностью, гиперидентичностью, этнонигилизмом. Результаты исследования представлены на диаграмме.
18. Проанализируйте перечисленные ниже психологические исследования с точки зрения этических норм научно-исследовательской работы. Укажите, какие нор-мы были нарушены исследователями, к каким потенциальным рискам могли бы привести эти исследования, какими средствами эти риски могли быть устранены. 1. Исследование конформности С. Эша. 2. Исследование аутокинетического эффекта М. Шерифа. 3. Исследование феномена подчинения С. Милгрэма. 4. Исследование мальчиков в летнем лагере М. Шерифа. 5. Исследование уровня притязания Т. Дембо. 6. Кембридж-Сомервильский проект. 7. Исследование процесса пресыщения А. Карстен. 8. Исследование феномена внутригруппового фаворитизма А. Тэшфела. 9. Экспериментальное формирование уровня притязания Ф. Хоппе. 10. Экспериментальное формирование кожной светочувствительности А. Н. Ле-онтьева. 11. Исследование продуктивного мышления К. Дункера. 12. Исследование восприятия глубины у младенцев Э. Гибсон. 13. Исследования элементарной рассудочной деятельности у животных Л. В. Кру-шинского. 14. Формирование инструментального рефлекса в проблемном ящике Э. Торндайка. 15. Эксперимент с маленьким Альбертом Дж. Уотсона. 16. Эксперимент «Питер и кролик» М. К. Джонс. 17. Эксперимент «добрый самаритянин» Дж. Дарли и Д. Бэтсона. 18. Исследование запоминания незавершенных действий Б. В. Зейгарник.
19. Найдите в Интернете и скачайте на выбор один автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по интересующей вас проблематике. Проанализируйте результаты исследования, представленного в автореферате, и подготовьте доклад и презентацию исследования, используя следующую схему: 1) проблема исследования; 2) цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования; 3) теоретико-методологическая база исследования; 4) методы исследования; 5) эмпирическая база исследования; 6) основные результаты исследования; 7) выводы. Время доклада 10 минут. КАРТА литературного обеспечения дисциплины Планирование теоретического и эмпирического исследования миграционных процессов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|