Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 17: Концепция культурно-исторических типов Данилевского




Хотя каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает самостоятельно, но развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.

Первый закон требует наличия языка, объединяющего народ, или группы схожих языков, объединяющих семейство родственных народов, т.е. Данилевский говорит о существовании двух видов культурно-исторических типов — монолитных, созданных одним народом, и составных, образованных несколькими родственными по языку народами.

Второй закон подчеркивает обязательность политической независимости, наличия собственного государства у данного народа или группы народов.

Третий закон фиксирует самобытность культурно-исторических типов, невозможность передачи достижений одной цивилизации другой. Все попытки навязать свою цивилизацию другим народам, считает Данилевский, не имели успеха. Это не значит, что между ними невозможно взаимодействие: народы живут рядом и не отгорожены друг от друга каменной стеной. Но, изучив историю, Данилевский понимал, что культурные контакты имеют сложную, противоречивую природу, могут быть и благом, и злом, достижения разных культур могут как отторгаться, так и с пользой заимствоваться.

Четвертый закон, сформулированный Данилевским, относится не ко всем культурно-историческим типам, а лишь к составным, появившимся на базе нескольких родственных народов. По мнению мыслителя, составные культурно-исторические типы достигают вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью. Таковы греческий и европейский культурно-исторические типы, подразделения которых развивались самостоятельно. Поэтому эти народы достигли таких впечатляющих успехов. Данилевский считал, что народы, говорящие на очень близких языках, должны образовать единое государство (русский, белорусский и украинский или разные наречия немецкого). Если народы говорят на разных языках одной лингвистической семьи, которая станет основой культурно-исторического типа, им нужно предпочесть федерацию или даже политическую систему, связанную различными договорами (например, западноевропейская политическая система).

Пятый закон определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа. Жизнь любого культурно-исторического типа напоминает процесс развития однолетнего растения, цветущего один раз за время его существования. Для культурно-исторического типа срок жизни составляет 1500 лет и делится на четыре периода:

§ этнографический, бессознательный период древней истории, начинающийся с выделения культурно-исторического типа из других племен и занимающий бОльшую часть отмеренного срока жизни. В это время собирается запас сил для будущей сознательной деятельности, закладываются особенности склада ума, чувств и воли, определяется линия, которая будет проводиться этим народом на поле общечеловеческого развития;

§ государственный период, очень краткий и служащий переходным этапом, подготовкой к выполнению своей миссии в истории, для чего и появляется государство;

§ цивилизационный период, или культурный, — краткий период проявления духовной деятельности, выполнения народом его роли в истории, создания духовных ценностей, период подлинного культурного творчества, продолжающийся несколько сотен лет;

§ периоддряхления, упадка. Народы или успокаиваются на достигнутом, дряхлеют в апатии самодовольства, как Китай, или сметаются с лица земли отрицательными народами, обращаются снова в этнографическую форму бытия, которая может использоваться другими положительными народами, только начинающими свой путь.

Вопрос 18: Типология культур в работе Шпенглера «Закат Европы»

Взгляды Данилевского предвосхитили воззрения О.Шпенглера. Шпенглер также, как и Данилевский, выступил против «европоцентризма» в истории: европеец, ставящий Европу в центр мира, подобен, по Шпенглеру, средневековому человеку, помещающему Землю в центр мироздания только на том основании, что он на ней живет. Как и Данилевский, Шпенглер видит в истории не линейно развертывающуюся цепь событий, а «феномен множества мощных культур», которые, как «живые существа высшего порядка», вырастают «со своей возвышенной бесцельностью», подобно цветам в поле. Каждая культура имеет живую душу. Само рождение культуры есть пробуждение ее души из протодуховности детского состояния человечества. Развитие души культуры Шпенглер, как и Данилевский, уподобил развитию живого организма: юность, зрелость и увядание. Логическим завершением культуры является, по Шпенглеру, цивилизация. Она наступает тогда, когда душа уже в полной мере реализовала всю совокупность своих потенций в форме народов, языков, учений, искусства, государств, наук. Тогда душа умирает и возвращается в первоначальное состояние.

Вопрос 19: Восток и Запад как типы культур

Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад - особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западному типу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества". Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков - высшая ценность.

Вопрос 20: факторы культурогенеза

Вопрос 21: Традиции и новации в культуре

Природа и культура

В начале своего развития (на этапе первобытного общества и первобытной культуры) человечество ощущало себя органической частью природы, чья жизнь и деятельность должна подчиняться общим законам природного бытия. Все окружающее: земля, небо, растительный и животный мир - представлялось человеку в виде природного универсума, космоса, в котором все его составляющие представлены как одушевленные, разумные и родственные друг другу существа. Отсюда - фетишизм и тотемизм, свойственные первобытному сознанию. Человек поклоняется зверю, солнцу, стихиям. Он не отделяет себя от природы и природу от себя, он растворен в ней практически и духовно, его сознание еще не дошло до расщепления объекта и субъекта. Из-за этого освоение природы, попытка человека понять окружающий его мир происходит с помощью не абстрактно-теоретических соображений, а воображения, воплощенного в форме образных представлений. Само слово cultura (в переводе с латинского означает “возделывание, воспитание, образование, развитие) предполагает воздействие человека на природу. Культура - это прежде всего преобразование натуры, естественной природной среды, в которой человек существует и к которую он, в отличие от животных, может приспособить к себе. Этот процесс начинается с глубокой древности, когда наши предки сооружали каменные орудия, жилища, сосуды, одежду, и продолжается до сих пор. Результаты этой деятельности есть предметы материальной культуры.

Культурная идентичность

Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такою рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность». У этого понятия довольно длительная история. Вплоть до 1960-х гг. оно имело ограниченное употребление, а введением и широким распространением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя следующие моменты:

§ внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности;

§ тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок — личностная идентичность и душевное благополучие;

§ чувство включенности Я человека в какую-либо общность — групповая идентичность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...